Буклет Дисграфия: виды и признаки
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.
Согласно классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определённых операций процесса письма, выделяются следующие пять видов дисграфии:
артикуляторно – акустическая дисграфия;
дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая);
дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока;
оптическая дисграфия;
аграмматическая дисграфия.
Чаще всего названные виды дисграфии в разных сочетаниях одновременно присутствуют у одних и тех же детей. Эти случаи принято относить к смешанной дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия– это дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме». Механизмом является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи (школа-скола, река-лека, ложка-вожка).
Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия.
Механизмом является неточность слуховой дифференциации звуков, кинестетического анализа, операции выбора фонемы. Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушениях обозначения мягкости согласных на письме. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, африкаты и их компоненты (диктант- тиктант, шуба- суба, письмо-писмо).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Механизмом является нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. При данном нарушении ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на слоги и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной. Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.
На уровне слова:
– пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»);– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);– вставка лишних букв (стол – «стлол»);– перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»)– добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»)– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола».На уровне предложения:
– слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны»).– раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.»– запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме.
Механизмом является несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. Выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой. Проявляется: на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
На уровне слова:
- искажение морфологической структуры слова, замена префиксов и суффиксов (напала – «попала», ежата – «ежонки», рука – «рукища»);
- изменение падежных окончаний («много деревов»);
- нарушение предложных конструкций (над столом – «на столом»)
- нзменение падежа местоимений (около него – «около ним»).
На уровне словосочетения и предложения.
- нарушение согласования (сущ. + прил., сущ. + числ., – «белая облака», «весёлые день», «красивое сумка», «пять собаки», семь бабочков» и.т.д.);- нарушение согласования слов в предложении (Дети учатся в школе. – «Дети учится школе». Грибы растут под ёлками. – «Грибы растут под ёлки».).Оптическая дисграфия.
Механизмом является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется:
– в искажённом воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношениябуквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);– в заменах и смешениях графически сходных букв (по одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из сходных элементов, но различно расположенных в пространстве В-Д, Э-С).
При определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.
Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга.
МБОУ «Красногвардейская школа № 1»
Дисграфия: виды и признаки
Подготовила учитель- логопед
Мамбетова Савина Ремзиевна