Интеллектуальное химическое шоу для учащихся 10 класса
Акмолинская область, г. Есиль средняя школа имени Сайлау Серикова. Учитель химии и биологии Иванова Людмила Ярославовна. 1. Приобщить учащихся к чтению учебной, научной литературы.2. Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике. 3. Формирование умений, навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, интеллектуальный характер. “Просто знать – еще не все, знания нужно использовать” И.В. Гете ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КОЛЕСО ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕГОЛОВОЛОМКА ЧЕРНЫЙ ЯЩИК БЛЕФ – КЛУБ ЗАДАЧА –ЗАГАДКА ХИМИЧЕСКАЯ СКАЗКА ХИМИЯ В БЫТУ Рим спасли гуси – это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно – враг получил отпор. Но, тем не менее, Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые – токсикологи, в этом повинно отравление… Что погубило Рим? 1. В 20 веке этот металл стал основой многих конструкционных материалов. Что это за металл?2. Когда произошло открытие Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева?3.В 1943 году выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор был вынужден покинуть тайно Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него сохранились две золотые медали. Не рискуя брать их с собой, ученый сделал остроумный шаг… Что он предпринял?А) покрыл их алюминиевой краскойБ) растворил в царской водкеВ) покрыл слоем шоколада П Q R O N I З W V H L D A F S H Q V И R V Е H N I A W R Ч X V И T J H D S A R I Е S V T – Q N C I V Я C X D У V S Д J R И R I B – R Е Л D C Е W F H X Т И F D Я. Вы задавали себе вопрос: Почему горят звезды? Звезды и наше Солнце состоят из двух газов, превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла. Что это за газы? Элементы. Входящие в их состав, - соседи по периодической таблице, первый их газов вдвое легче второго, молекула первого газа двухатомна, второй одноатомен, к тому же второй инертен. Назовите эти газы? Назовите эти газы « Пожар полыхал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась и получилось именно то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь, и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе презренными негодяями» Какие процессы произошли в пещере в результате взрыва рудничного газа и последующего ливня? Напишите соответствующие уравнения реакций. «Черный ящик» Однажды Роберт Гук пригласил Роберта Бойля на одну из публичных демонстраций своих опытов. Гук поставил на стол горящую свечу и прикрыл ее стеклянным колпаком. Прошло немного времени, и свеча погасла. Это обстоятельство не смутило ученых: кто не знает, что без притока свежего воздуха свечи горят плохо? Гук зажег свечу, положил рядом какой – то камень, прикрыл свечу колпаком. Свеча не погасла, она горела и горела, нарушая законы здравого смысла. Джентльмены стали заключать пари, сколько времени продержится пламя. Свеча горела!... Вопрос: Что за волшебное вещество положил Гук под колпак? Эти вещества еще в древние времена называли - « поддерживающие огонь» - Гиппократ назвал это вещество « началом всех начал».При нагревании, вещество увеличивает свой объем в 1700 раз.- В 19 веке в Англии произошел взрыв на доменной печи, т.к. это вещество попало в топку.- Благодаря этому веществу образуются: песок, глина, гравий, гипс, известняк, мел, соль, нитраты и т.д.- Килограмм керосина дает при горении 1литр этого вещества. - В 19 веке, из-за выбросов в атмосферу этого вещества, в Англии выцветали афиши.- Это вещество в старину называли « купоросным маслом».- Крапива жжется, потому что содержит вещество, относящееся к данному классу.- Благодаря этим веществам, индикатор лакмус и метилоранж становится красными. 1. Химия обязана ученому разработкой системы символов элементов, введением в практику химических формул и уравнений.2.Он был ученым – энциклопедистом. Его любимой областью была химия, особенно теоретическая, или, как он ее называл, физическая химия. Основой его научного мировоззрения была корпускулярная философия.3.В 1904 году известному английскому ученому за открытие газообразных элементов, входящих в состав воздуха, и определение их места в периодической системе присуждена Нобелевская премия по химии. Так был подведен итог одного из крупнейших открытий естествознания 19 века. В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащееся в градусниках. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. Я дружу с человеком давних пор. Я красив, но меня легко повредить. У меня мягкий характер, многие меня ругают, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершают покупки, строят храмы, запускают искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я? В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны. Кто я? Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: « Папа, что ты делаешь?» - « Хочу драгоценность получить, дочка».- « Из этой свечи?» - « Нет, из подсвечника», - отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб ее и в кислоту бросил – стал синим раствор, бросил щепоть соды – выпал зеленоватый осадок, добавил едкую щелочь – и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность? « Есть праздник особый и древний,Где пир на широких стволах,Где ели – лесные деревья –Растут на паркетных полах.Светло от хрустального звона.Прозрачен снежинок накрап.И падают капли озона С широких игольчатых лап…» Вопрос: Как переложить на язык химии поэтическую метафору этих строк? «Вы знаете , что у нас в кают – компании на стене висит ружье. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в этом году тоже – как бабахнет! Мы как раз стояли у острова Борнео. Я сбегаю с мостика, врываюсь в кают – компанию – и что же я вижу? Ружье раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими любимыми золотыми рыбками… Вода выливается через дыру, как сквозь кингстоны, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно… пришлось мне заткнуть пробоину своим телом и вызвать своих помощников…» Вопрос: Какую необычайную деталь вы обнаружили в рассказе « Приключения капитана Врунгеля»? 1. Вам надо удалить два свежих пятна – подсолнечного масла и йода. Можно ли удалить их физическим способом, не прибегая к помощи химии? 2.Что вы предпримете, если в глаз попал известковый раствор? 3.Что нужно сделать в случае ожога щелочами? 4. Какие средства индивидуальной защиты следует применять при работе с кислотами и щелочами? 5.Какие органические кислоты используются в качестве консерванта? Небьющееся стекло было изобретено случайно. В 1903 году французский химик Эдуард Бенедиктус нечаянно уронил колбу, заполненную нитроцеллюлозой. Стекло треснуло, но не разлетелось на мелкие кусочки. Поняв, в чём дело, Бенедиктус изготовил первые лобовые стёкла современного типа, чтобы уменьшить количество жертв автомобильных аварий. Растение мимоза стыдливая известно тем, что его листья складываются после чьего-нибудь прикосновения, а через некоторое время опять распрямляются. Этот механизм обусловлен тем, что специфические области на стебле растения при внешнем раздражении выделяют химические вещества, в том числе ионы калия. Они воздействуют на клетки листьев, из которых начинается отток воды. Из-за этого падает внутреннее давление в клетках, и, как следствие, черешок и лепестки на листьях сворачиваются, причём данное воздействие может передаваться по цепочке и другим листьям. Вариант -1 1.Азотную кислоту называют «царской водкой»? 2.Негашеная известь является оксидом? 3. Больному с пониженной кислотностью желудочного сока выписывают раствор соляной кислоты? 4.Барит - это раствор гидроксида бария в воде? 5.В 19 веке в Петербургской Академии наук обсуждалось возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, а воду – водородом кислородовичем? 6.Серная кислота образует кислые соли? 7.Алюминий проявляет переменную валентность? 8.Нефть называют «черным золотом»? 9.Родиной фарфора является Россия? 10.При горении веществ образуются оксиды? Вариант -2 1.Больному для успокоения нервной системы врач выписывает бром? 2.Кальциниованная сода – это соль кальция? 3.Водород является экологически чистым видом топлива? 4.Силикатный клей - это хлорид калия? 5.Кокс получают из угля? 6.В переводе с греческого языка термин « газ» - это хаос? 7.Щелочные металлы хранят под слоем керосина? 8. В Мертвом море нельзя утонуть из-за большой концентрации солей? 9. В древности было известно всего 5 металлов? 10. Серную кислоту называют « хлебом химической промышленности»? ОтветыВариант № 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + + - + + - + - +Вариант № 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + - + - + + + + - + Au, NH4OH, NH3, C6H5NO2, CaCO3,
Eu, Na2CO3, Jn, AgNO3, C2H2 ?
золото, нашатырь, аммиак, нитробензол, известняк, европий, сода, индий, ляпис, ацетилен ЗНАНИЕ – СИЛА Так что вы без нее пропадете, Если значения ее не поймете! А чтобы больше и лучше ее знать, надо химию понять!