Игра-тренинг командообразования Я-Лидер. Мы — команда
Игра-тренинг командообразования(для актива старшеклассников).
Цель: сплочение коллектива, построение эффективного командного взаимодействия
Задачи:
формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы;
развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
получение эмоционального удовольствия от результатов игры;
осознание себя командой
Возраст участников: 14-17 лет
Оборудование:
листы бумаги А4;
ручки;
газеты;
карточки с контуром человечка;
конверты с изображением «Чемодана» и «Корзины».
Алгоритм игры:
Организационный момент – 5 мин.
Вступление – 3 мин.
Цели и задачи – 2 мин.
Разминка – 10 мин.
Основная часть – 60 мин.
Рефлексия – 7 мин.
Организационный конец – 3 мин.
Ход игры:
Участники собираются в тесный круг перед ведущим. (Прим. Круг ассоциируется с доверием и защитой). Все успокаиваются, занятие начинается.
Установочное слово Ведущего (Настройка): Здравствуйте. Сегодня вы станете участниками деловой игры-тренинга, цель которой – сплочение вашего коллектива. Вы, конечно же, хотите, чтобы ваше объединение было дружным, чтобы все в нем были за одного, а один был за всех! Ведь сплоченный коллектив – это возможность стать единым целым для достижения общих целей и задач. Как хорошо, когда тебя понимают и поддерживают твои товарищи. Сплоченный коллектив добьется больших успехов и побед.
Упражнение «Расскажи мне обо мне».
Цель: познакомиться поближе, узнать друг о друге, чем похожи, для того чтобы найти приятелей по интересам.
Группа разбивается на пары (произвольно, кто с кем стоит рядом – сосед слева). За ограниченное время (5 минут) ставится задача собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга. Упражнение повторяется с соседом справа.
Упражнение «Суета сует».
Цель: выявить интересы, хобби участников группы.
Всем участникам раздаются карточки (Приложение 1), которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой карточке написано задание. Суть заданий одна: записать в клеточку имя человека, который (любит рыбу, держит дома собаку, любит смотреть на звезды и т. д.). Чем неожиданней будет задание, тем лучше можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например: выявить любителей пения, рисования, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберет сведения.
Упражнение «Веревочка».
Участники становятся в круг и берутся за руки. Закрывают глаза. С закрытыми глазами выстроить треугольник, квадрат, прямоугольник, звезду. Глаза можно открыть по команде ведущего после того, как фигура выстроена.
Упражнение «Посчитай до…».
Группа должна по порядку посчитать до … (по числу участников). Каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит, нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек или долго не произносит никто, счет начинается сначала.
Упражнение «Кочки».
На листочках пишется по одному слову из пословицы (Приложение 2), листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача – не становясь на пол построится в правильном порядке.
Упражнение «Поезд».
Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.
Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.
Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».
Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Обсуждение:
Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?
Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?
Упражнение «Паутина».
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек, и не тот человек, который стоит рядом). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
Упражнение «Пять островов».
Я обозначу на полу пять островов. Выберите остров, на котором вы хотели бы жить. Разойдитесь по островам согласно вашему выбору. К сожалению, я должна вам сказать о том, что один из островов скоро затонет в море, и вы вынуждены будете как можно быстрее переселиться жить на другие острова. (Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове).
Упражнение «Портрет команды».
Участники получают карточки с контуром человечка. Задача нарисовать свой портрет, приклеить его к листу ватмана и написать под ним свое имя и три прилагательных, характеризующих его.
Упражнение «Чемодан».
На стене прикреплены конверты с изображением «Чемодана» и «Корзины» (Приложение 3). Участники помещают стикеры с отзывами в соответствующий конверт. В «Чемодан» - что понравилось в игре, в «Корзину» - что не понравилось.
«Обратная связь».
Получение информации ведущим о состоянии участников. Оценка эффективности работы группы.
Приложение 1
Хорошо рисует Играет на музыкальном инструменте Поет
Может написать статью в газету Держит домашних животных Сочиняет стихи
Любит играть с младшими Уже отдыхал в лагере С ним можно идти в поход
К упр. «Суета сует»
Приложение 2
К упр. «Кочки»
береги
любишь по кто
платье
кататься одежке старое
сновулюби встречают помянет
а
и по тому
честь
саночки уму глаз
смолоду
возить провожают вон
1537335952504699635247650Приложение 3
К упр. «Чемодан»
Список используемой литературы:
Егидес, А. П. Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми [Текст] / А.П. Егидес. – М.: «Аст-Пресс книга», 2002. – 357 с.
Командные игры – испытания. Сборник игр. КИПАРИС – 8 / Автор – составитель Ю.Д. Беляков – М.: Педагогическое общество России, 2004. -192с.
Лидер и его команда [Текст]: - Белгород: Управление образования и науки, администрации Белгородской области, 2002.– 16с.
Мой след в жизни [Текст]: - М.: Творческое объединение психологов «Синтон». 1995. – 64с.
Овчарова,Р.В. Технологии практического психолога образования [Текст]:/ Р.В.Овчарова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000. – 448 с.
Побережная Л. А. Игротека. Лидер 21 века. – Н.Новгород, ООО Пед. Технологии, 2006. – 88с.
Психологические тесты [Текст]. Т.1. под ред. А.А. Карелина. – М.:, Владос. – 2000. – 120 с.
Психологические тесты [Электронный ресурс]: - http://www.sunhome.ru/tests
Трудные игры [Текст]: - М.: Творческое объединение психологов «Синтон». 1995. – 64с.