Урок Театральный образ литературного героя по рассказу И.С.Тургенева Муму
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Рябова Елена Владимировна
Предмет: Литература
Поток Литература и театр
Класс: 5
Тема: Создание театрального образа литературного героя по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Оборудование: мультимедиапроектор, карточки со скороговорками, этюдами из произведения, рисунки учащихся,фрагмент х/ф «Муму»1959 г.
№ Этап урока Цель Деятельность ученика Условие
1. Орг.момент Приветствие, сообщение целей, создание рабочей атмосферы урока Приветствуют учителя. 2. Разминка-тренинг Постановка речи, развитие воображения и фантазии Чтение и произношение скороговорок, представление себя в роли предлагаемого персонажа Дается возможность выступления всем желающим
3. Театральные этюды Формирование умения вхождения в образ литературного героя, развитие импровизационных способностей Инсценирование этюдов «Барыня и Гаврила», «Гаврила и Капитон», «Гаврила и Татьяна»
Выступают ученики, которые наиболее творчески подошли к претворению литературных образов
4. Беседа Развитие монологической речи учащихся Высказывают свое мнение о собственной работе и дают оценку деятельности других учеников Выслушиваются ответы учеников
5. Инсценирование этюда «Барыня и Муму» Формирование умения вхождения в образ литературного героя Инсценируют этюд «Барыня и Муму» Выступают заранее подготовленные ученики
6. Просмотр фрагмента х/ф «Муму» Развитие умения оценивать игру профессиональных актеров Обсуждение игры актеров-профессионалов 7. Рефлексия. Развитие монологической речи учащихся Высказывают свое мнение о деятельности на уроке Ход урока:
1.Орг. момент.
-Добрый день. Мне всех приятно видеть. Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, я попрошу поприветствовать их. Садитесь.
- Сегодня у нас необычный урок, но очень важный, так как мы с вами занимаемся театральной деятельностью и на уроках, когда изучаем програмные произведения и во внеурочное время.
-У нас сегодня урок-творческая мастерская. Мы будем с вами творить, импровизировать, развивать актерскую технику, создавая образы литературных героев по произведению И.С.Тургенева «Муму».
-Скажите, а что делают настоящие артисты-профессионалы перед выходом на сцену, перед игрой спектакля?
(Артисты-профессионалы учат роли, вживаются в образ, репетируют, проводят разминку-тренинг)
2.Разминка-тренинг
-Сейчас мы с вами проведем разминку-тренинг на постановку речи.
Константин Сергеевич Станиславский-русский театральный режиссер, актер и педагог, создатель знаменитой актерской системы говорил: «Скороговорку нужно вырабатывать через медленную и четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу, но в быстром темпе. Скороговорки важно произносить четко и быстро. Сценическая речь не может обойтись без скороговорок».
На столе у вас карточки со скороговорками. (Прочитать вслух)
1 ряд: На дворе дрова, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
2 ряд: Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека-цап!
3 ряд:Не жалела мама мыла,
Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила,
Уронила Мила мыло.
Произнести скороговорки вам необходимо будет так:
1.Сначала встает и произносит скороговорку один ученик, затем к нему присоединяется второй и они произносят скороговорку вместе, затем к ним присоединяется третий, четвертый и так далее. И так все вместе произносят одну скороговорку. А чтобы у вас получилось красиво, выразительно, четко я предлагаю вам сначала порепетировать.
2.Теперь я предлагаю произнести скороговорки с разной интонацией: удивления, размышления, восхищения.
(Произносят скороговорку)
-Следующее упражнение направлено на развитие фантазии. Для актера развитая фантазия является одной из важнейших составляющих успеха. Для того чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны поверить в жизнь своего героя, персонажа.
-Приглашаю желающих и прошу вас пофантазировать:
Вы-Снежинка, которая падает и кружится в воздухе.
Вы-Осенний лист, который треплет ветер.
Вы-Теплый летний вечер.
Вы-Весенняя капель.
3.Театральные этюды.
-Теперь приступим к основной части нашего урока. У вас на столах лежат карточки с театральными этюдами, взятые из произведения И.С.Тургенева «Муму». Вам необходимо их поставить, то есть сыграть. В каждой группе есть режиссер-постановщик, который проведет среди вас кастинг на роль подскажет , как сыграть и проведет репетицию.
Для большего вхождения в роль я приготовила костюмы, которые вы тоже можете использовать.
-Когда одни ребята будут играть, остальные будут зрителями. А зрители должны быть благодарными. По вашим аплодисментам мы определим, у кого получилось лучше.
(Можно назначить ведущего, который объявит название эпизода, действующих лиц и актеров)
«Барыня и дворецкий»
Барыня: А что Гаврила, не женить ли нам Капитона, как ты думаешь? Может, он остепенится?
Гаврила: Отчего не женить! Можно-с и очень даже будет хорошо-с.
Барыня: Да. Только кто же за него пойдет?
Гаврила: Конечно-с. А впрочем как вам будет угодно-с. Все же он, как сказать, на что-нибудь может быть и потребен. Из десятка не выкинешь.
Барыня: Кажется, ему Татьяна нравится?
Ну, что ж, пусть посватает Татьяну, слышишь?
Гаврила: Слушаю-с.
(размышляет) Да, Госпожа, конечно, жалует Герасима, все же он существо бессловесное.
Но как доложить Госпоже, что за Татьяной Герасим ухаживает?
Да и наконец, оно и справедливо, какой из него муж?
А с другой стороны, стоит этому, прости Господи (молится), лешему узнать, что Татьяну выдают за Капитона, ведь он все в доме переломает. Ведь с ним не столкуешь. Ведь его, прости Господи (молится), черта этакого никаким способом не уломаешь. Право!
«Гаврила и Капитон»
Гаврила: Капитон!
Капитон: Чего угодно-с?
Гаврила: Хорош! Нечего сказать! Посмотри на себя, на кого ты похож?
Капитон:(осматривает себя) А что-с?
Гаврила: Ты еще говоришь: что-с? На черта ты похож, прости Господи!
Ну, да дело не в этом. Барыне угодно, чтобы ты женился. Слышишь?
Они полагают, что ты остепенишься, когда женишься. Понимаешь?
Капитон: Как не понимать-с.
Гаврила: По-моему, лучше бы тебя хорошенько в руки взять. Ну, да это уж их дело. Что? Согласен?
Капитон: Жениться дело хорошее для чедлвека. Я со своей стороны, с очень моим приятным удовольствием.
Гаврила: Только вот невесту тебе приискали неладную.
Капитон: Какую, позвольте полюбопытствовать.
Гаврила: Татьяну.
Капитон: Татьяну?! (с недоумением)
Гаврила: Что же ты всполохнулся? Разве она тебе не понраву?
Капитон: Девка она ничего, работница, смирная. Да ведь вы сами знаете, тот-то леший, кикимора степная, ведь он за ней…Ведь он убьет меня, ей-богу убьет, как муху какую-нибудь прихлопнет. Ведь у него рука, ведь у него не просто рука, а Минина и Пожарского рука. Ведь он глухой, бьет и не слышит, как бьет. Словно во сне кулачищами махает. Ведь это какой-то зверь, идол, хуже идола…осина какая-то. За что я теперь страдать от него должен?
Гаврила: Эх, мочальная твоя душа. Чего распространяешься?
Капитон: Господи! Горемыка я, горемыка неисходная!
Ой, судьба моя, судьба. В младых летах был бит через немца хозяина, в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы-вот до чего дослужился.
Гаврила: Аположим, если бы не было Герасима, ты-то сам согласен?
Капитон: Изъявляю!
«Гаврила и Татьяна»
Гаврила:Позовите мне Татьяну.
Татьяна:Что прикажите, Гаврила Андреич? (робко)
Гаврила:Ну, Татюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала.
Татьяна:Слушаю, Гаврила Андреич. А кого мне в жениха назначают?
Гаврила:Капитона, башмачника.
Татьяна:Слушаю-с.
Гаврила:Он, конечно, легкомысленный человек-это точно. Но госпожа на тебя надеется.
Татьяна:Слушаю-с.
Гаврила:Одна беда. Ведь этот глухарь-то Гераська, он ведь за тобой ухаживает. И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьет тебя, пожалуй, медведь этакой.
Татьяна:Убьет, Гаврила Андреич, непременно убьет.
Гаврила:Убьет Ну, это мы еще увидим. Разве он имеет право тебя убивать, посуди сама.
Татьяна:А я не знаю, Гаврила Андреич, имеет или нет.
Гаврила:Экая! Ведь ты ему ничего не обещала.
Татьяна:Чего изволите-с?
Гаврила:Эх, Безответная ты душа! Ну, хорошо, мы еще поговорим с тобой. Ступай, Танюша. Теперь я вижу точная смиренница.
Размышляет:Может быть, барыня завтра забудет об этой свадьбе? Я-то чего растревожился.
4.Беседа
-Почему вы как режиссер-постановщик выбрали на роль этих артистов?
-Как вы представляли себе этого героя и удалось ли вам показать его характер?
-Понравилось ли вам играть перед зрителями?
-Кто, по вашему мнению, сумел создать точный образ героя?
5.Инсценирование этюда «Барыня и Муму» (подготовлен заранее)
Барыня:Боже мой! Что это за собака?
Проживалка:Н…Н…Не знаю-с. Кажется, немого.
Барыня:Боже мой! Да она примиленькая! Велите ее принести! Давно ли она у него? Как же я до сих пор ее не видела? А как ее зовут?
Приживалка:Её Муму зовут.
Барыня:Очень хорошее имя! Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне, подойди…не бойся…Какая она глупая. К барыне не идет. Чего боится?
Приживалка:Они еще не привыкли.
Барыня:Ах, какая же ты! (хотела погладить, собака оскалилась, залаяла)
Ах! (отдернула руку от собаки)
Приживалка:Ах, не укусила ли она вас? Сохрани Бог!
Барыня:Отнесите ее вон! Скверная собачонка! Какая она злая! (пошла, приживалка за ней) Зачем это? Я вас не зову!
Барыня:Гаврила!
Гаврила:Чего изволите-с.
Барыня:Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала.
Гаврила:Собака-с…Какая-с…Может быть, немого собака-с
Барыня:Не знаю, немого ли, другого, только мне спать не дала. Я удивляюсь, на что такая пропасть собак? Ведь у нас есть дворовая собака?
Гаврила:как же-с, есть. Волчок-с.
Барыня:На что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего в доме нет, вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил у меня на дворе собак держать? Вчера подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет, а у меня там розы посажены. Чтоб сегодня же ее не было. Слышишь?
Гаврила:Слушаю-с.
Барыня:Сегодня же!
6.Просмотр фрагмента х/ф «Муму» 1959 года.
-А теперь я предлагаю посмотреть фрагмент художественного фильма «Муму», созданный в 1959 году. Посмотрите, как артистам-профессионалам удалось раскрыть образы своих героев.
7.Итог. Рефлексия.