Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Средства выразительности ( по рассказу И.С.Тургенева Муму.

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Типы речи. Описание. Выразительные средства языка»
Учитель Рыбакова К.В.
Цели:
Познакомить учащихся 5 класса с тремя типами речи.
Подробнее познакомиться с одним из типов речи - описанием.
Выделить в предложенном для анализа отрывке средства художественной выразительности;
Суметь провести работу на материале текста И.С.Тургенева «Муму»
Ход урока I. Рассказ учителя
«Использование языка для общения людей между собой (язык «в работе») -это что?» (Фраза написана на доске, учащийся выходит и делает запись «речь»)
Нас окружает огромный мир. Вокруг множество предметов и явлений, которые имеют свои признаки, свойства и совершают действия. Все мы это видим и говорим об этом. В нашей речи мы отражаем окружающую действительность. Но говорим мы не только о том, что нас окружает, мы говорим о возникших у нас мыслях и чувствах, оцениваем действительность (какая она?), объясняем происходящее (почему это произошло?) В зависимости от содержания высказывания речь делится на три типа:
Описание (какой?)
Повествование (что произошло?)
Рассуждение (почему?)
(Типы речи записаны на доске вместе с опорными вопросами)
П. Работа с отрывком из рассказа И.С.Тургенева «Муму»
Выразительное чтение учащимися вслух отрывка со слов «Только что наступила летняя ночь...»
Беседа с классом по вопросам:

Что за тип речи перед нами? (Описание)
Описание чего? (Ночи, природы)
Как мы это называем? (Пейзаж)
Какое слово синонимично? (Ландшафт)
А почему это не ландшафт? Чем отличаются пейзаж и ландшафт? (Описание природы - описание местности)
Когда дается описание? В какой момент? (Возвращение Герасима из Москвы в деревню)


В эпических текстах, а особенно у Тургенева пейзаж играет важнейшую роль. Давайте докажем это. Что есть в этом описании? Какие образы нарисованы автором?
3. Работа в тетради для творческих работ, сначала проговариваемая вслух учащимися.
Образы солнца, неба, ветра, звезд, поля, дороги. (Обращаем внимание на написание непроизносимой согласной в корне слова «солнце»)
Какой здесь главный звук? Почему? (Тишина - Герасим глухонемой)
Какие еще звуки? (Гром перепелов, клики коростелей, шушуканье деревьев). (Обращаем внимание на написание разделительного Ь знака в словах «шушуканье» и «деревьев»)
Что еще важно? Какие приметы ночи? (Запахи- поспевающей ржи, ощущения - теплота, ласковые удары ветра, игра ветра в бороде и волосах). (Обращаем внимание на написание гласных после шипящих в словах «ржи» и «ощущения»). Учитель делает акцент на то, что Герасим глухонемой, поэтому запахи и ощущения очень важны для него).
Какие краски мы видим в этом отрывке? (Красные лучи, красный край неба (румяный), белая дорога, темные поля, синий, бело-серый (седой) сумрак, золотой отблеск).
В ряду изобразительно-выразительных средств в художественной речи наиболее важное значение имеют слова или выражения, употребляемые в переносном значении, используемые для характеристики каких-либо явлений. Какие средства вы уже знаете? (Метафора, олицетворение, сравнение). Учащиеся не только называют, но и дают определения понятий.
Вот эти средства, а наряду сними еще многие другие, с которыми мы будем знакомиться, называются тропами. (Определение тропов написано на доске учителем)
Помимо них, что еще вы знаете? Эпитеты (дается определение).
Давайте найдем все выше названное и запишем в тетрадь. (Сравнения - «дорога, прямая, как стрела», «как лев выступая сильно и бодро» - по ходу ответов дается пояснение, что дорога указывает путь (стрела), а Герасим - царь зверей - гордый, смелый; олицетворения - «край неба... слабо румянился», «ночь шла», «чуткого ночного шушуканья деревьев», «седой сумрак», «солнце закатилось» и др.; метафоры - «перепела гремели», «ветер играл» и др.; эпитеты - «влажно- красными лучами», «седой сумрак» и др.; (по ходу работы комментируется написание слов «метафора», «сравнение», «олицетворение» и «эпитет», а также проговаривается, что олицетворение - это разновидность метафоры).



4. Вывод из сделанной работы.
Когда дано описание?
Кокой момент в жизни героя?
Какой момент ночи?
(Герой как будто прозревает. Вольный ветер, простор родных полей созвучен той внутренней свободе, которую Герасим ощутил в себе).
5. Итог урока.
Что узнали нового?
Что повторили?

15