презентация по литературе В Петербурге Достоевского
(по роману «Преступление и наказание») Образ Петербурга в русской литературе.Петербург Достоевского.
Задачи:Показать, как создан образ города в романе Достоевского «Преступление и наказание».Постараться «увидеть» Петербург Достоевского, удушающую тесноту человеческого существования.Цель урока:- рассмотреть образ Петербурга в русской литературе ( в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского).
У каждой эпохи свой образ ПетербургаПетербург Пушкина «двуликий»:Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид…Город пышный, город бедный,Дух неволи, стройный вид, Свод небес, зелено-бледный,Сказка, холод и гранит…
«Фантастически красивый, блестящий город», загадочный и таинственный.Город, враждебный человеку,судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.(Акакий Акакиевич Башмачкин,«Шинель»)Петербург Гоголя.
Увы! Как скучен этот город, С своим туманом и водой… - таков Петербург М.Ю.ЛермонтоваГород, вызывающий тоску…
Это город парадных, бездушных подъездов, Сенной площади, которая «славилась»трактирами и кабаками,считалась самым злачным местом Петербурга.Печален Петербург Н. А. Некрасова…
Редко где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» ... люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его. Ф. ДостоевскийПетербург Достоевского…Какой он?
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве Достоевского. Около 30 лет прожил писатель в этом городе. Здесь были созданы большинство из его произведений: «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».
Роман «Преступление и наказание» называют «петербургским романом».
пейзажи;интерьеры;сцены уличной жизни;отношения между людьми.Петербург в романе – это…
Пейзажи: « На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…»
«крошечная клетушка» в 6 шагов, имевшая самый жалкий вид, отставшие от стен обои, высокому человеку становилось в ней душно (каморка Раскольникова).«беднейшая комната шагов в десять длиной», все вещи разбросаны, «дырявая простыня», протянутая через задний угол. (проходная комната Мармеладовых).Интерьеры не похожи на человеческое жилье, это темные, сырые «гробы», «сараи», которые оставляют впечатление чего-то неправильного, грязного, безобразного.Интерьеры.
пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми;сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние;толпа женщин у распивочной;смерть Катерины Ивановны.От такой жизни люди смотрят друг на друга враждебно, с недоверием, между ними не может быть никаких отношений, кроме безразличия, равнодушия, злорадной усмешки.Сцены уличной жизни и отношения между людьми.
В дымном городе душно, Тесно слуху и взору,В нем убили мы скучноЖизни лучшую пору.В небе – пыль, либо тучи,Либо жар, либо громы;Тесно сжатые в кучи,Кверху кинулись домы;Есть там смех, да не в радость,Все блестит, но бездушно…Слушай, бледная младость,В дымном городе душно!Н.Коншин «Жалобы на Петербург»Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» провоцируют Раскольникова на идею и преступление.
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
А.С.Пушкин «Медный всадник»;Н.В.Гоголь «Шинель»;Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»;Н.Коншин «Жалобы на Петербург»;интернет-ресурсы (фотографии).Спасибо за внимание!Список использованной литературы:r