Презентация к уроку литературы Тема маленького человека в рассказах М.Зощенко.
Михаил Михайлович Зощенко – писатель-сатирикУрок литературы в 8 классе.Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Калязинского районаТверской области Смирнова Ольга Алексеевна.
Тема нового «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко.
Юмор – насмешка,не слишком обижающая и задевающая достоинство людей.Сатира – высмеивание недостатков и пороков человека, а также самого человека.
Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого…Максим Горький
ppt_wr
ppt_wr
Цели:Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко.Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения над языком героев.Углубление эстетического восприятия прозаического произведения.Предварительное задание учащимся к уроку:Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».Повторить черты «маленького человека».
Эпиграфы к уроку:Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь. А.Ремизов. Замечательный, поистине замечательный русский писатель – Зощенко.Ю.Олеша.
Подумаем…? «новый маленький человек».- Почему «новый»? «маленький человек».Что это за литературный тип героя? Каковы основные черты «маленького человека»? Кто из литературных героев является «маленьким человеком»?
Самсон Вырин – «Станционный смотритель» А.С.Пушкина.Чиновники низшего класса.Акакий Акакиевич – «Шинель» Н.В.Гоголя.Макар Девушкин – «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.«маленький человек» в литературе .
Основные черты «маленького человека».Низкое социальное положение.Бесправие и нужда.Уязвленная гордость.Забитость, попранное человеческое достоинство.
Обратимся к литературной энциклопедии «Маленький человек» – в литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья». - Какое право «маленького человека» отстаивали писатели- реалисты XIX века?Право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение.
ppt_wr
Подумаем…? Каков же «новый маленький человек»? Что в нем изменилось? Почему он появляется в начале 20-х годов XX века, когда страна уже бодро шагала к социализму? Почему к данной теме обратился писатель- сатирик?
Слово о М.М.ЗощенкоСвой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 годуЧерез 10 лет он был автором более 50-ти книжек.На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы ощутить себя знаменитым как в писательских кругах, так и в многомиллионной массе читателей. Его обожали. Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко. Но любимый в массах, ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо «клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками, прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики».
Рассказ «Аристократка» (1923 г.){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Герои рассказаГригорий Иванович.Аристократка.
Рассказ «Аристократка» (1923 г.){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Герои рассказаГригорий Иванович.Аристократка.Встретились на собрании; кавалер и у власти; лицо официальное; в смысле водопровода; приму под руку; волочусь как щука; перед народом совестно; комячейка; буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость; хожу, что петух; вожжа под хвост; индифферентно.В шляпке; чулочки фильдекосовые; мопсик; зуб золоченый; развернула идеологию; этакая фря; байковый платок; велит под руку принять; развратная походка; свинство без денег.
Подумаем…?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВопросыответыЧто представляет собой герой? Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»? Каков уровень культуры поведения, такта героя? Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства? Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?
Подумаем…?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВопросыответыЧто представляет собой герой? Ощущает себя человеком «у власти», «лицо официальное», член «комячейки», на собрании чувствует себя увереннее, чем в театре- центре культуры.Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»? По внешнему виду, манере одеваться. Прилично одета, хочет «развлекаться культурно» - аристократка.Каков уровень культуры поведения, такта героя? Буржуазные замашки – «перед народом совестно».Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства? Буржуйскими замашками - «буржуем вьюсь», «Буржуйская стыдливость».Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя? Она под стать своему кавалеру.
Вывод:«маленький человек» XIX века –это…Социальное положение его невысоко - сантехник, рядовой человек, каких миллионы .Оскорбленный, обиженный тем, что ему приходится себя вести как «буржую нерезаному».Испытывает стыд за нехватку денег (нужда) . Растерявшийся, неуверенный «маленький человек».В отличии от героя XIX века- наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах счастье», хотя все говорит об обратном. Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».
Рассказ «Монтер» (1927г.)Вспомним события рассказа:- Где разворачиваются события?- Каков герой рассказа?- Как он о себе заявляет?- Чем отличается от героев XIX века и героя «Аристократки»?4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же по сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет о себе во весь голос.Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой, на самом деле он смешон.
Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но это «смех сквозь слезы», за беззаботными нотками видны боль и горечь,потому что «новый маленький человек» - это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко – сатирик пытался «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником».Почти через все рассказы Зощенко проходит образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который из одного неловкого положения попадает в другое.
Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события, рушатся миры, возникают новые порядки, а этот человечек, по русской литературной традиции - «маленький человек»,«внучатый племянник Акакия Акакиевича», как назвал его один из исследователей, только похитрее, чем был его предок, более смышленый, порой даже плутоватый, мечется, суетится и никак не поймет, что к чему и как ему в этом неприветливом и неуютном мире ужиться.Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека, овладел его языком- это стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный язык. Бестолковые конструкции, исковерканные слова, попытки выражаться научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя самое характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы его рассказов.ИТАК, «новый маленький человек»…
Черты «нового маленького человека»…Низкое социальное положение.Низкий уровень культуры, образования.Наглость.Претендует на право «хозяина жизни», этим и смешон. Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа «маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом произведений. А ДОМА ВЫ….
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Ответьте на вопрос:«Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком человеке» конца XX – нач. XXI века»?Напишите сочинение – миниатюру «Новый «маленький человек» конца XX – нач. XXI века»
… Сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время. А ведь сатирики и в мыслях не держат смеяться над людьми. Они собирают пороки мира вместе, создают некий отрицательный мир, который и подвергают сатирическому осмеянию. Смехотворная нелепость этого мира должна, как им кажется, оттолкнуть современников, помочь им сделать свою жизнь чище и красивее. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к столуЮ.Томашевскийпослесловие
style.rotation
Спасибо за работу на уроке!
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y