Литературное чтение. УМК Гармония. 2 класс. Тема: Поучение через осуждение пороков в произведении А.П.Гайдара «Совесть»


Чилоч Людмила Григорьевна
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
города Калининграда
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику О.В. Кубасовой по теме: Поучение через осуждение пороков в произведении А.П.Гайдара «Совесть»
Задачи урока:
- развивать умение работать над понятием;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- воспитывать у учащихся критическое отношение к своим поступкам, совестливость
Приемы:
- чтение с остановками,
- обращение к личному опыту учащихся,
- прогнозирование по названию
Оборудование:
- слайды
- толковый словарь
- карточки с пословицами
Ход урока
Организация класса
Проверка домашнего задания
- Почему Цыпкин оказался в шкафу?
- Что происходило, пока он там сидел?
- Как мальчик оказался на «свободе»?
- Какой урок извлек из случившегося Цыпкин?
- А какой вывод вы сделали для себя?
Как называется раздел учебника, по которому мы сейчас работаем
( Автор и его герои).
Мы продолжаем работать по данному разделу. Сегодня мы познакомимся с биографией замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. А затем поговорим о героях произведения (Просмотр слайдов)

Аркадий Петрович Гайдар, это его псевдоним то есть вымышленное имя (Голиков) родился 9 января 1904 года в городе Льгове. В 14 лет он вступил в ряды Красной армии. А в 16 лет уже командовал полком. После тяжелого ранения Аркадий Гайдар ушел в отставку из армии и занялся литературной деятельностью. Он стал детским писателем. Вы знаете его замечательные произведения. Назовите их.
Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар отправился на фронт военным корреспондентом. 26 октября 1941 года Гайдар погиб. Но книги его продолжают жить.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений Аркадия Петровича Гайдара.
« Совесть»
- Как вы понимаете это слово?
Работа с толковым словарем
Чувство нравственное ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом; неловкость от сознания неправоты
Совестно – стыдно, неловко от сознания неправоты, чувство стеснения
Прогнозирование по опорным словам:
украдкой, обманывать, смекнуть, плакать, угрызение совести
Учитель: Данные слова предсказывают содержание рассказа. О чем же мы будем читать?
Словарная работа:
Болтается – ходит без дела
Украдкой – скрытно, тайком от других
Роща – небольшой лиственный лес
Смекнула – сообразила, догадалась, в чем дело
Добродушный – добрый, мягкий по характеру
Вышмыгнула – появилась быстро, незаметно
Беспощадность – жестокость, безжалостность
Проступок –
Что такое тема текста? Главная мысль?
Текст будем читать с остановками. Читаем 1 эпизод.
Нина Карнаухова не приготовила урока…
Почему не приготовила? (Болела голова; не справилась с заданием; слишком поздно села за уроки).
Решила не идти в школу. Почему? (Стыдно было перед учителем и одноклассниками; не хотела получить двойку, боялась, что накажут дома).
2-й эпизод. Но, чтобы…
Как чувствует человек, который что- то делает украдкой?
(неуютно; возникает желание стать невидимкой. Когда делаешь что – то украдкой становиться стыдно. Наверное, Нина, пробираясь в рощу чувствовала себя неважно.)
3-й эпизод. Положив пакет..
Почему Нина, как только добралась до рощи, сразу стала развлекаться? Ведь ей только что было стыдно и неловко. Почему так человек быстро меняется?
Наверное, просто хотелось добраться до тайного заветного уголка, и там расслабиться. Здесь ее никто не увидит. Никого не надо бояться. А может она уже не первый раз скрывается в роще? Вероятно, по какой - то причине Нине одной лучше. И вдруг перед ее глазами возникает неожиданно малыш.
Как она реагирует на его появление? (Не очень). Мальчик – свидетель. Чего? Неблаговидного поступка. Но откуда он может знать, что Нина прогуливает уроки? Все улики спрятаны под куст. А вдруг мальчик увидит? Опять неловко.
Как сложатся взаимоотношения девочки со свидетелем? Нужно прочитать дальше.
Деление текста на части.
1 часть. Событие до встречи Нины с малышом.
2 часть. Встреча Нины с мальчиком в роще.
3 часть. Событие после встречи с мальчиком.
Отношение автора к событиям: «Во время рабочего дня болтается с книгами по городу?». Какое слово помогает определить отношение автора к Нине? (болтается). Ему нравиться ее поведение? Все заняты делом.
2я часть. Какое слово, точно выбранное автором, показывает на неожиданность встречи с мальчиком? (наткнулась). Нина восприняла появление мальчика как досадное недоразумение. Поэтому она не увидела его добрых, доверчивых глаз. Их увидел автор.
Нина недоумевает, как ей быть? Ведь мальчик невольный свидетель ее проступка. Осознает ли Нина, что она совершила проступок?
Какую же важную улику. Как ей показалось, она увидела у малыша?
(Букварь с заложенной в него тетрадкой). Что она тогда сделала, найдите слово – смекнула (сообразила, догадалась). Что мальчишка, как и она, прогуливает уроки. Что же она испытала? облегчение. Что не она одна прогуливает уроки. Она его старше, значит над ним можно…подшутить.
Чтение сценки детьми.
Вероятно, эти слова Нина слышала от взрослых уже не раз. И, скорее всего, они были обращены именно к ней. Значит, школу она прогуливала неоднократно. Выясняется что мальчик вовсе не прогульщик, он просто заблудился.
И тут «Нина нахмурилась» Почему? ( Ей стало неудобно за свои гневные слова). Она вдруг увидела, что малыш смешной и добродушный, и решила его проводить. Нина уже не думала, что ее кто- то увидит. Маленькому мальчику надо было помочь, и она это сделала. Правда, улики из –под куста вытащить было стыдно.
Произошли ли серьезные изменения в поведении Нины? (Да). Подтвердите.
«Вернулась Нина, села и заплакала». Почему? Ведь вокруг так хорошо.
« Очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть».
Кто так мог оценить состояние девочки: сама она или автор? Он нашел такие слова. Ему жалко девочку? Да. Но он понимает меру ответственности, которую она должна нести за свой поступок. Гайдар не случайно озаглавил так свое произведение. Совесть в жизни любого человека – одно из важных понятий.
Подумайте, останется ли Нина наедине со своими муками, или кому то захочет рассказать? Кому она захочет довериться?
Назовите тему текста. Прочитайте основную мысль.
По какому признаку автор дал название тексту
По главному герою
По главной мысли (Совесть – это основное чувство, которое испытывает девочка)
По главному событию
Работа в группах «Собери и объясни пословицу»
Народ сочинил много пословиц и поговорок о совести. Ваша задача собрать из слов пословицу и объяснить.
Итог урока.
Рассказ какого писателя мы сегодня читали?
Какой он: развлекательный, познавательный, поучительный?
Чему он нас учит? ( поступать по совести)
Что нужно делать, чтобы ваша совесть была чиста?
( не совершать плохих поступков, помогать тем, кому требуется помощь. Не обижать слабых.)
Домашнее задание. Выразительное чтение. Рисунки.