Урок литературы в 6 классе по теме: Осуждение пороков общества в романе А.С. Пушкина Дубровский.
Урок в 6 классе
Урок № 20.
Тема: Осуждение пороков общества в повести А.С. Пушкина
«Дубровский».
Цели урока: знать содержание романа; уметь анализировать прозаическое произведение; уметь составлять сравнительные характеристики героев; анализировать поступки героев, самостоятельно делать выводы; развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста;воспитание нравственных ценностей; на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
– выражать положительное отношение к процессу познания:
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать необходимые действия, действовать по плану,
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Познавательные:
Знают содержание романа, извлекают необходимую информацию из текста.
Коммуникативные:
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания
уметь анализировать художественное произведение, составлять цитатную характеристику героев, анализировать, рассуждать, самостоятельно делать выводы.
Предметные:
Расширить свои знания о творчестве А.С. Пушкина, знать биографию поэта, писателя, уметь анализировать прозаический текст, историю создания романа «Дубровский», составлять характеристику героев.
Тип урока: комбинированный.
Карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся
1.Организационный этап
Приветствие.
Приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих в классе
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Что происходит с человеком, когда с ним поступают несправедливо?
Образ Троекурова. Какие черты воплощены в нем? (пороки)
Как относится к ним автор? Осуждает или одобряет?
Сколько было на Руси таких Троекуровых?
Как будет звучать тема нашего урока? Слушают, определяют тему урока
3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Целеполагание.
Между кем происходит конфликт в романе?
Дубровский и Троекуров – представители дворянства.
Какие цели мы поставим перед собой?
Викторина по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
1.Каким образом Маша пыталась уговорить князя Верейского отказаться от женитьбы? – Написала ему слёзное письмо.
2.Назовите три различия между Дубровским и Троекуровым. – Бедный и богатый, сын и дочь, Кистенёвка и Покровское.
3.Любимое занятие Андрея Дубровского? – Охота.
4.Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? – 50.
5.Сколько крепостных было у Андрея Дубровского? – 70.
6.С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? – С 8 лет.
8.Закончите фразу: «Нет. Поздно, я обвенчана, я…» - «Я жена князя Верейского».
9.Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским? – Запер её в доме.
10.Почему Владимир решил сжечь свой родной дом? – Не хотел, чтобы в нём находились чужие люди.
11.Как Дефорж-Дубровский расправился с разъярённым медведем? – Убил его.
12.Как называлось село, где жили Дубровские? – Кистенёвка.
13.В каком городе учился Владимир Дубровский? – Петербург.
14.Почему шайка разбойников не мстила Троекурову? – Дубровский влюбился в Машу.
15.Что подарил Владимир Дубровский Маше при последнем свидании? – Кольцо.
16.С помощью каких животных лечили старого Дубровского? – Пиявки, мухи.
17.В чью пользу был решён вопрос об имении Дубровских в суде? – В пользу Троекурова.
18.Куда делись бумаги, по которым имение принадлежало Дубровским? – Сгорели.
19.Кого спас кузнец Архип во время пожара? – Кошку.
20.Что произошло со старым Дубровским после приезда Троекурова, решившего помириться? – Удар, а потом смерть.
21.Кто оскорбил старика Дубровского в гостях у Троекурова? - Слуга-псарь.
22.Что произошло с шайкой разбойников после поражения с правительственными войсками? – Дубровский их отпустил на все четыре стороны.
Целеполагание
Отвечают на вопросы викторины
4. Первичное усвоение новых знаний
Аналитическая беседа.
Что заставило Владимира Дубровского пойти против Троекурова?
Как он продемонстрировал свой протест?
К какому лагерю примыкает Владимир?
Рассказ о народных восстаниях.
История народных восстаний, судьба оппозиционно настроенных дворян глубоко волновали Пушкина. Его раздумья о народных волнениях нашли отражение в романе. Владимир Дубровский, дворянин и офицер, в своём протесте опирается на крестьян. Только они его поддерживают. После пожара и гибели приказных Владимир становится отщепенцем, поэтому примыкает к крестьянам.
Слушают.
Выполняют задания учителя,
Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
5. Первичная проверка понимания
Постановка проблемного вопроса?
Для чего же Пушкин изображает Дубровского-старшего и Троекурова столь разными?
Андрей Гаврилович Дубровский – положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров - отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов писатель показывает свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства. Пушкин восхищается тем, что в молодости Дубровский отказался от помощи своего влиятельного и богатого друга Троекурова. Он не захотел вернуть свое состояние таким путем, не захотел потерять своей свободы: «Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выдти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим».
Словарная работа.
Как вы думаете, что такое порок?
Порок (этика) — нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.
Что такое грех?
действие или помышление, нарушение религиозных заповедей, нарушение морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. Является антонимом слова «добродетель».
Можем ли мы считать эти слова синонимами?
Какие пороки имел Троекуров?
Дубровский? Осваивают навык выразительного чтения.
Отвечают на вопросы.
Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Составляют цитатную характеристику героев.
6.Первичное закрепление
Словесное рисование. Работа в группах.
1 гр.: Троекуров;
2 гр.: Владимир Дубровский.
Задание: дать словесную характеристику героям, подтверждая свои слова цитатами из текста.
В повести «Дубровский» Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, оттого, что этот герой образован, он обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства. Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался, всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Кирилой Петровичем Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян. Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова. Он богат, но необразован. Этот герой недостоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких троекуровых в России было много. Этот герой был надменным, грубым и жестоким: «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Кирила Петрович необразован. Отсюда – все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство – вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе». учащиеся работают в группе, составляют характеристику героев, используя цитаты текста
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Для чего Пушкин изображает дворян такими разными?”. Записывают домашнее задание в дневник
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Составление синквейна «Троекуров» и «Дубровский».
Оценивание.
Выставление оценок. Составляют синквейн. Ставят оценки, отвечают на вопрос.
Выставляют отметки в дневник
Учатся критично относиться к своей деятельности.