Урок «Роль художественной детали в рассказе К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»»


Технологическая карта урока.
Предмет: Литература
Учитель: Демидова С.В.
Класс: 6 «а»
Авторы УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. БунееваТема: Роль художественной детали в рассказе К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете»
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Цель урока: достичь образовательных результатов:
Личностный результат: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся: сочувствия, сопереживания,уважения к людям, доброго отношения к животным.
Метапредметный результат: уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательную задачу на основе анализа информации; работать в группе, слушать других, обобщать, анализировать, оценивать свои результаты.
Предметный результат: знать содержание рассказа, понимать авторскую позицию, уметь находить худ.детали в тексте, извлекать необходимую информацию( в том числе и подтекстовую) из художественного произведения.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить;
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и воспроизведение текста художественного произведения;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Этапы урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Психологический настрой обучающихся на урок. Посмотрите видеофрагмент, который называется «Мир вокруг нас».
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, мотивирует к учебной деят-ти. Готовятся к уроку, слушают мелодию Л: внимание, самооценка готовности к уроку.
Р: самоконтроль, мобилизация сил и энергии;
К: согласованность действий со сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Погружение в тему. -Подумайте, почему мы начинаем урок литературы с этого ролика?

- Кто и что помогает нам открывать мир?
На доске появляется кластер.
Ответьте на вопрос:
-Как вы считаете, почему рассказ К.Г.Паустовского включен в этот раздел? Организует подводящий диалог. Мобилизуют свои знания и жизненный опыт, включаясь в диалог с учителем. Создают кластер.
Отвечают на проблемный вопрос. Л: самоопределение
П: умение находить и выделять необходимую информацию, анализировать, умение доказывать, осознанно и произвольно выстаивать речевое высказывание в устной форме;
Р: прогнозирование
К: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
3.Создание проблемной ситуации. - Какие чувства вызвал у вас рассказ?
На доске появляются слова, выражающие чувства от прочитанного.
- В каких из них общая морфема? Что она означает?
А теперь послушайте, как пересказал эту историю ваш одноклассник.
В станционный буфет зашел старик. Он присел отдохнуть. Рядом пили пиво молодые люди.
Вместе со стариком была собачка. Когда один из молодых людей взял бутерброд, собачка подбежала к столику и стала выпрашивать поесть. Один из молодых людей сделал старику замечание: «Раз собаку держите, должны кормить».
Старик несколько раз сказал собаке, чтобы она перестала просить еду. Наконец, собака его послушала.
Старик подошел к буфетной стойке и попросил бутерброд. Продавщица дала ему целых два.
Выйдя из буфета, герой новеллы угостил бутербродом свою собаку.
-Какие чувства вызывает этот пересказ.
Какой вопрос возникает?
- Почему? (нет подробностей, мелочей)
- Как называется мелочь, подробность в худ. тексте?

Создает проблемную ситуацию.
Организует словарную работу, диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "худ. деталь. Слушают, анализируют прослушанное, ставят проблемный вопрос.
Дают определение термина «худ.деталь».
Работают с учебником, используют ресурсы Интернета.
Л: умение сочувствовать и спереживатьР: планирование, коррекция
П: формулирование проблемного вопроса, определение понятия «худ.деталь»
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , постановка вопросов.
4.Целеполагание
и планирование деят-ти на уроке. О чем поговорим ( о худ деталях)
Спланируем деят-ть ( найти худ детали в тексте, выяснить роль их)
Совместно с уч-ся планирует деятельность на уроке. Ставят цель, планируют деятельность на уроке. Р: прогнозирование,
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов
5. Формулирование темы. Постановка учебной задачи. - Сформулируйте тему,
Именно этот вопрос является темой урока: Роль худ. детали в рассказе..
Сегодня мы будем исследователями, литературоведами. Объект нашего исследования – текст рассказа. Каждая группа (а их 4) будет работать над своим мини-проектом.
Вспомним героев рассказа.
Сколько частей можно выделить в рассказе?
(Группы получают пакет с заданием)
Мини-проект№1 «Молодые люди»
1.Какими представлены молодые люди в рассказе? Какие детали помогают раскрыть образы этих героев?

Мини-проект №2 «Собака»
Почему собака попрошайничает? ( найти детали)
Каковы отношения между собакой и стариком? (доказать текстом)
Мини-проект №3 «Старик»
Какой представляется жизнь старика, какие детали говорят об этом ( портрет, одежда, действия)
Как реагирует старик на попрошайничество собаки, что испытывает при этом? ( сначала шепотом говорит – неудобно, потом кричит -стыд и гнев, просыпается чувство достоинства)
Указывает объект исследования, организует работу в группах, проводит инструктаж. Формулируют тему.
Роль худ. детали в рассказе..
Самостоятельно формулируют
цель урока. Настраиваются на групповую исследовательскую работу. Знакомятся с учебной задачей, ищут способы её решения.
Л: самоопределение, побуждение к деятельности;
Р: умение составлять план и устанавливать последовательность действий;
6. «Открытие нового знания»
Исследование учебной задачи в группах. Создание мини-проектов. 1гр. Доп. вопросы
Какое чувство испытывают молодые люди к старику и собаке?
Почему все-таки кидают ей еду?
Как себя при этом ведут? (для них это повод посмеяться)
2гр. Доп. вопросы
Как реагирует старик на попрошайничество собаки, что испытывает при этом? ( сначала – неудобно, потом стыд и гнев, просыпается чувство достоинства)
Почему собака не берет еду из рук молодых людей? (почувствовала недовольство хозяина)
3гр Доп. вопросы
-Почему тогда берет бутерброд от буфетчицы?
-Какова роль пейзажа в рассказе?
(помогает понять настроение героя, его душевное состояние, смену чувств).
Учитель консультирует обучающихся, оказывает необходимую помощь.
После выступления каждой группы задаёт вопросы и подключает к обсуждению класс.
Работа в группах: находят нужную информацию, анализируют текст, систематизируют материал, создают образовательный продукт, готовят выступление.
Находят описание пейзажа, определяют его роль в рассказе. Находят в Интернете значение слова «закраина»
Л: ценностно-смысловая ориентация. умение удерживать учебную задачу
П: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.
Р: умение ставить цель и планировать деятельность, обсуждать предметные способы решения проблемы;
К: умение сотрудничать в группе, находить и собирать информацию; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить
7. Первичная проверка понимания.
Учитель показывает фрагмент фильма о Паустовском. Подумайте, как связан эпизод с темой нашего урока
В фильме рассказывается о том, как учился Паустовский видеть и писать, а в рассказе он учит этому читателя. учит замечать многое в жизни, чего мы раньше не замечали)
- В какой части рассказа особенно ярко это представлено?
Проверка домашнего задания.
- Что собой представляет 2 часть?
- Как можно ее озаглавить?
Какова основная мысль этого отрывка? (процитировать) 4 гр Для чего в рассказ о собаке Паустовский вставляет рассуждение о худ. детали?
(худ детали, умение их замечать помогает правильно читать, учит замечать многое в жизни, чего мы раньше не замечали)
Показывает фрагмент док. фильма. Смотрят фильм, находят связь с темой урока. Сопоставляют фильм и худ. произведение. Р: прогнозирование, рефлексия, оценка.
П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.
К: умение слушать, выделять подтекстовую информацию.умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.
8. Обобщение полученных знаний. Вернемся к 1 части. Какую деталь подбирает Паустовский, заканчивая рассказ о старике?. Есть ли точный ответ? Почему? (читатель должен задуматься)
С.Я. Маршак сказал:
«Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».
-Послушайте фрагмент песни В.Байкова. Подумайте, что общего в этих произведениях, что дополнил своим воображением музыкант. Ставит проблемный вопрос.
Учитель предлагает послушать фрагмент песни В.Байкова «Человек в станционном буфете», найти связь с произв. Паустовского. Отвечают на вопрос, находят связь с муз. произведениием. П: обобщение, сопоставление, анализ
Р: умение строить рассуждения.
К: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.9. Рефлексия. Итог урока. Самооценивание результатов деятельности
Почему же рассказ включен в раздел…?
( помогает заметить то, что мы можем не заметить, проявить сочувствие к несчастным и обездоленным людям)
Когда же книги могут нам что-то открыть? (когда мы будем внимательно читать)

Продолжите предложение: «Такое небольшое произведение, но оно помогло мне…

Оцените свою работу. Возвращает к кластеру и проблемному вопросу.
Проводит рефлексию Высказывание своей позиции, сравнение с авторской идеей.
Подводят итог своей работе, сравнивают с прогнозом в начале урока.
Заполняют оценочные листы. Л: осознание обучающимися практической и личной значимости результатов урока;
П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме
Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли10. Домашнее задание
Домашнее задание (по выбору)
1.Прочитайте рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Найдите худ. детали, помогающие раскрыть образы героев.
2. Напишите сочинение-миниатюру, найдя для описания портрета героя, пейзажа или происходящих событий яркую художественную деталь.Информация и инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. Консультация Выбирают и записывают д.з. Л: внимание, самооценка
Р: самоконтроль, мобилизация сил и энергии;