Текст к презентации «Приёмы достижения личностных результатов младших школьников на уроках литературного чтения.»

Л.Х. Шамшутдинова

Текст к презентации «Приёмы достижения личностных результатов младших школьников на уроках литературного чтения.»



Как хорошо, когда учащиеся начальных классов имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения! Дети лучше усваивают учебный материал, они готовы к различным творческим заданиям.
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребёнок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом по курсу «Окружающий мир» на должном уровне или без посторонней помощи. Его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому Научить ребёнка читать считаю одной из главных своих задач.
Чтение – один из видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
Важной задачей обучения является овладение учащимися основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым, - которые должны стать средством интеллектуального развития, универсальными умениями. Эту задачу перед начальной школой ставит ФГОС.
Особое внимание уделяю внеклассному чтению, считаю его обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению. Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением.
Я стараюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно на протяжении всего урока. Для этого на своих уроках литературного чтения в «читательскую пятиминутку» включаю упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.

Приведу примеры данных упражнений:
Вначале урока провожу речевую разминку. Детям раздаются карточки с текстами.
Слайд 2:
Прочитайте сказку.
-Всем ты Еж, хорош, да пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
- А не то, чтобы некрасивый.
-Может, яс колючками неуклюжий?
-Да не то, чтобы неуклюжий
-Так какой же я такой с колючками-то ?
Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный.
Слайд 3:
Карточка №1.
- Прочитай и вставь пропущенные слова.
Мышонок Пик решил построить домик. ___выбрал несколько тростинок, влез на них. Отгрыз верхушки и концы расщепил зубами. Потом ___ принялся за листья ___отгрыз лист у самого стебля. ___упал, ___слез вниз, поднял передними лапами___ и протянул ____сквозь стиснутые зубы. Размочаленные концы тростника. В конце концов у ____ получился лёгкий круглый домик.

Слайд 4:
Карточка №2
Скоро все звери, у которых были плохие глаза. Получили от доктора Айболита очки. Лошади стали ходить в очках, коровы- в очках. Кошки и собаки- в очках. Даже старые вороны не вылетали из гнёзд без очков.
Слайд 5:
Карточка № 3.
Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река. Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Могучий красавец постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше. Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
Слайд 6:
Упражнения, которые могут увеличить темп чтения.
1.Образцовое чтение учителем (или с приглашением библиотекаря, или поэта)
2.Чередование чтения.
- Чередуется обычное чтение с очень быстрым чтением по команде (каждому ребёнку раздаются листы, на которых тексты).
Слайд 7:
Сила улыбки.
Грусть грачонка была безгранична. Стараясь развлечься, грачонок грозно крикнул галдевшему галчонку:
-Безобразие! Раскричался!
Галчонок притих.
Грачонок погрустнел ещё сильнее. Грозно кричать было теперь не на кого.
Тогда он погрозил галчонку крылом.
Галчонок радостно улыбнулся галчонку. Эта улыбка растопила грусть и принесла радость. Окрылённый грачонок громко приветствовал друга- галчонка.
Слайд 8:
Детский смех.
Грачонок и галчонок грациозно галдели в гардеробе.
Когда заглядывали их родители, грачи и галки, грачонок и галчонок грациозно раскланивались, стараясь сдерживаться от распиравшего их смеха.
Закрывая крылом дверь. Мудрые родители произнесли:
-Играют, радуются,-ну и хорошо!
Слайд 9:
Разочарование вчерашнего именинника.
Вороны и воробьи ворвались во внутренний дворик.
Крошки от вчерашнего именного торта кота Прошки были прекрасны. Кот рассыпал их как приманку и приготовился к разбойничьему нападению на ворон и воробьёв. Но старая, мудрая ворона Варвара вовремя тревожно каркнула, предупреждая о вероломстве Прошки.
Вороны и воробьи, склевавшие крошки, вспорхнули вверх.
Рассерженный Прохор ракетой рванул к крошкам, но крошек не обнаружил.
Поразмышляв, Прохор понял, что день рождения и торт – это праздник, а будни- это крошки вчерашней радости вперемежку с карканьем встревоженных ворон и чириканьем проворных воробьёв.
От разочарования Прошки растянулся на крыльце и задремал.
Слайд 10:
Чтение «слоговых» таблиц.
А)
Р РА РАК МРАК
Р РА РАД ГРАД
М МА МАК СМАК
Л ЛА ЛАД КЛАД

Слайд 11:

Б) МАК МАША МОСТ МОЛОТ МРАК
СОК САША КУСТ САЛАТ СТУК
ЛОМ ЛАПА БОКС САХАР ТРОС НОС НОРЫ ПИСК КОМАР ДРУГ

Дети читают с помощью линейки строчки и столбики коллективно, группами, выборочно.

Упражнения над артикуляцией.
1.Чтение чистоговорок.
Слайд 12
Ужу-жу-жу –молоко дадим ежу
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Жи-жи-жи- здесь живут ежи
Же-же-же-дождь прошёл уже
Жо-жо-жо- лужок, снежок, пирожок.
Ер-ер-ер –построили вольер
Ыр-ыр-ыр – мы купили сыр.
Ыл –ыл- ыля полы помыл.
Ёр-ёр-ёр –на полу ковёр
Ёл-ёл-ёл –денежку нашёл.

2. Чтение скороговорок в темпе (чёткая артикуляция, высокий темп).
Слайд 13
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап!

Хохолатые хохотушки хохотом хохотали.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Слайд 14
Глоздая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Борис Болиславович с Болиславом Борисовичем бросились на балкон за болонкой.

Сократ сто крат говорил, что знает, что ничего не знает.
Шалтай Болтай с Шалтай-Болтайчиком шал-тайболтайно шалтайболтайничали.

3. Чтение скороговорки и нахождение в ней фразеологизма.
Слайд 15
А грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах.
(«остаться на бобах» – фразеологизм- остаться ни с чем)

Кроме того, на начальном этапе я использую больше упражнений для фонематического слуха, например:
Слайд 16
«Назови слова»
- Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук а (т,о, р, Т.д.).
- Назови слова, которые заканчиваются на звук п.
- Назови слова, в середине которых есть звук л (м, н, и т.д.).
Слайд 17
2. «Хлоп – хлоп».
Нужно поймать слово, которое начинается со звука с (г, в, и т.д.
Слайд 18
«Играем со словом».
- Придумай слово, которое заканчивается (начинается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «стол».
- Назови первый (последний) звук в слове «луч», «сила» и т.д.
- Назови все буквы по порядку в слове «небо», «туча» и т.д.
Слайд 19
3. «Где начало рассказа?»
Прошу детей установить последовательность событий по серии картинок.
Слайд 20.
Проверяем правильность их ответов.
Слайд 21:
4. «Найди спрятанное слово».
- Среди буквенного текста вставлены слова. Нужно их найти и подчеркнуть.
Например,: бсолнцеитранвстолрюджывтокногтщзпмашина.

В своей педагогической деятельности я использую следующие виды творческих работ:
Слайд 22
- Краткий пересказ (где ребятам приходится отсеивать второстепенное основное содержание, передают его связно, последовательно, без пропусков, а для этого учащемуся придётся прочитать текст несколько раз).
Пересказ с изменением лица рассказчика.
Пересказ от одного из персонажей
Передача прочитанного по ролям.
Инсценировка.
-иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое).

Важным считаю отбор прочитанных произведений для детей:
На 1 этапе– это русские народные сказки, народные песни, загадки. 2 этап – это авторские сказки: С. Маршак, В. Бианки, С. Михалков, К. Чуковский, стихи А. Барто и др. (Все книги подобраны с учётом возрастных особенностей).
Третий этап - рассказы, представляющие на мой взгляд, наибольшую ценность для нравственного, умственного и эстетического воспитания (Е. Чарушина, Л. Толстого, В. Драгунского, К. Паустовского, М. Пришвина).
В 3 классе можно начать работать над первым правилом быстрого чтения - текст любой трудности надо читать только один раз. Ведь многократные возвраты разрушают последовательность повествования, создают в голове неразбериху. Возвращаясь к прочитанному, ученик сразу же забывает.
Текст усваивается лучше, если ученики читают про себя.
При совершенствовании техники чтения необходимо использовать разные виды чтения:
- первичное самостоятельное чтение необходимо текста каждым учеником;
- первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися;
- первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми про себя;
- самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием.
На уроках литературного чтения, внеклассного чтения я применяю разнообразные приёмы, методы, которые пробуждают у учащихся интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры:
1.Смена видов, приёмов чтения.
2.Творческие виды работ.
3.Занимательнсть – литературные игры, шарады, викторины.
4.Пропоганда книги (выставка книг).
5.Помощь памяток для учащихся по литературному чтению.

В своей работе использую такие технологические карты, чтобы фиксироваться результаты.
1. Вводная (предварительная). Её цель: определить уровень предметных результатов обучающихся, усвоенных в прошлом учебном году или выявить готовность ребёнка к обучению в 1 классе.
2. Промежуточная (за 1 полугодие). Её цель: определить качество усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, а также систематизации и обобщения знаний.
3. Итоговая (за год). Её цель: определить качество фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью.
Слайд 23
Таблица 1
 

п/п
Ф.И.
ученика
Вводный
контроль
(сентябрь)
 
текущий
Промежуточный
контроль
(январь)
 
текущий
Итоговый
контроль
(май)

1
 
4 уровень
 
 
 
 
 
3 уровень
 
 
 
 
 
4 уровень

2
 
2 уровень
 
 
 
 
 
3 уровень
 
 
 
 
 
3 уровень

3
 
4 уровень
 
 
 
 
 
4 уровень
 
 
 
 
 



 
1 уровень
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 



 
3 уровень
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Итого:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
4 уровень (чел, %)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
3 уровень (чел, %)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
2 уровень (чел, %)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
1 уровень (чел, %)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Приведу примеры технологических карт, которые построены с учётом основных предметных результатов, обучающихся по литературному чтению. Все они делятся на две группы: групповые, индивидуальные.


Слайд 24
Технологическая карта №1 «Сводная навыка чтения по классу».
 

п/п
Ф.И.
ученика
Способ чтения
Правильность
чтения
Характер
ошибок
Темп чтения
Выразительность, осмысленность чтения

 
 
По слогам
Слог+ц/слово
ц/слово+слог
Цел. словами
Без ошибок
1–2 ошибки
3–5 ошибок
Более 5 ош
Проп, зам, иск
повторы
ударение
Искаж.оконч. окончанн
Ниже нормы
Норма
Выше нормы
Кол-во слов
Уровеь чтения
Монотонно
Собл. пауз, лог. уд-я
Выд-е гл. мысли
Уровень поним-я

1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Ито-го
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Я считаю, чтобы учёба была успешной, надо научить ребёнка хорошо читать, бегло, осознанно. Так, навык чтения необходим на любом уроке, будь то чтение или математика. Быстро прочитанная задача будет решена быстрее, нежели слабочитающим учеником. Таким образом, главным направлением в моей работе я считаю обучение грамотному, вдумчивому и беглому чтению.

Слайд 25


















Слайд 26
Таблица 3 Технологическая карта №2 «Индивидуальная карта отслеживания навыка чтения»
 
 
1 класс (уч. год)
2 класс (уч. год)
3 класс (уч. год)
4 класс (уч. год)

Количество слов
Вх
1 ч
2 ч
3 ч
4 ч
1 ч
2 ч
3 ч
4 ч
1 ч
2 ч
3 ч
4 ч
1 ч
2 ч
3 ч
4 ч

От 161 до 170
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 151 до 160
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 141 до 150
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 131 до 140
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 121 до 130
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 111 до 120
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 101 до 110
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 91 до 100
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 81 до 90
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 71 до 80
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 61 до 70
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 51 до 60
 
 
52
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 41 до 50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 31 до 40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 21 до 30
 
29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 11 до 20
16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От 1 до 10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Не читает
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Слайд 27

Таблица 4
Технологическая карта №3 (индивидуальная, рассчитана на один год обучения).
«Основные предметные результаты по литературному чтению»

 

п/п
Этапы контроля
Предметные
результаты
Входной контроль (сентябрь)
 
Текущий
Промежуточный контроль
(январь)
 
Текущий
Итоговый контроль (май)

Читательское восприятие

1
Средства худож. выразит-ти
Сравнение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Олицетворение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Эпитет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Метафора
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Контраст
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2
Главный герой
Узнавание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Характеристика
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Сравнение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3
Понимание
Ответы по содержанию
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Главная мысль
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4
Литературные жанры
Сказка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Рассказ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Стихотворение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Басня
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Былина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Драма
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Фольклор
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5
Стили повествования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Читательские умения:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6
Деление на части
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7
Озаглавливание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8
Пересказ: подробный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
краткий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
выборочный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9
Виды чтения: по ролям
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
выборочный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
наизусть
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10
Техника чтения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Читательский кругозор:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11
Знание классиков худ. литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12
Знание современных писателей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13
Умение пользоваться справ. литературой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14
Тематическое многообразие лит.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15
Кол – во прочитанных книг
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16
Пользование библиотекой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Творческие умения:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17
Устно выражать своё
отношение к прочитанному
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18
Письменно выражать своё
отношение к прочитанному
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19
Рассказ о любимом герое
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20
Рассказ о любимом писателе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21
Сочинение на свободную литер. тему
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 





















 







Слайд 28
Таблица 5 Технологическая карта №4 «Сводная навыка чтения по классу»

 

п/п
Ф.И.
ученика
Способ чтения
Правильность
чтения
Характер
ошибок
Темп чтения
Выразительность, осмысленность
чтения

 
 
По слогам
Слог+ц/слово
ц/слово+слог
Цел. словами
Без ошибок
1–2 ошибки
3–5 ошибок
Более 5 ошибок
Проп, зам, иск
Повторы
Ударение
Искаж. оконч.
Ниже нормы
Норма
Выше нормы
Кол-во слов
Уровень чтения
Монотонно
Собл.пауз, лог. уд-я
Выд-е гл. мысли
Уровень поним-я

1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Итого
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 



Слайд 29
Таблица 6 Технологическая карта №5 «Сводная навыка чтения по годам класса»
 

п/п
Фамилия,
имя ребёнка
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

 
 
входной
промежуточный
итоговый
входной
промежуточный
итоговый
входной
промежуточный
итоговый
входной
промежуточный
итоговый

1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Итого:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Ниже нормы (чел, %)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Норма (чел, %)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Выше нормы (чел, %)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Выводы.
Я считаю, чтобы учёба была успешной, надо научить ребёнка хорошо читать, бегло, осознанно. Так, навык чтения необходим на любом уроке, будь то чтение или математика. Быстро прочитанная задача будет решена быстрее, нежели слабочитающим учеником. Таким образом, главным направлением в моей работе я считаю обучение грамотному, вдумчивому и беглому чтению.