Кейс-технология как ресурс достижения метапредметных результатов курса русского языка в школе


Кейс-технология как ресурс достижения метапредметных результатов курса русского языка в школе.
Жукова О.Н.
ГБПОУ СО «Серовский политехникум» (отделение КШИ)
г. Серов
Метапредметная роль русского языка в школьном образовании осознана давно. Достаточно вспомнить слова Ф.И.Буслаева, который называл «русский язык предметом предметов в школе»[3:27]. Однако сегодня она должна рассматриваться с учетом изменившейся социокультурной ситуации в стране и в мире в целом.
На сегодняшний день существует масса самых разных технологий, методов и приемов преподавания в школе. Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач, поставленных в образовании. Кейс-технология считается одной из разновидностей интерактивных технологий на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. « Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Кейс–метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и другие» [6:172]. При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке, - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений независимого характера. Самыми удобными для использования кейс-технологии являются уроки русского языка и литературы, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.
Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее. Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. «Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы. К кейс-методам, активизирующим учебный процесс, относятся:
метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
ситуационно-ролевая игра;
метод дискуссий;
кейс-стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений). Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос»[7:173] . Только сформулировать его надо так, чтобы ученику захотелось найти ответ. При решении ситуационной задачи учитель и ученики преследуют две разные цели: для ученика – найти решение, соответствующее данной ситуации, для учителя - освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.
Примеры кейсов на уроках русского языка.
Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?
Ситуация: общение в социальной сети.
Погружение в ситуацию:- Считаете ли вы важной затронутую проблему?- Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?
Задания:
- сформулировать проблему письменно;
- подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия;
- подготовить контраргументы противоположной точке зрения;
Перспективное домашнее задание:
отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.
Урок русского языка в 10 классе: «Обучение написанию сочинения части С с использованием кейса».
Цели: учащиеся должны воспроизвести  теоретические сведения по теме, уметь  применить их при написании сочинения; планировать свою деятельность в оптимальном темпе, работая в группах, общаться с товарищами; находить нужную справочную литературу, самостоятельно добывать  знания,
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Этапы работы:
1.    Организационный: распределение учащихся на 4 группы, раздача методических пособий, рабочих листов, сообщение  темы урока, формулирование вместе с учащимися целей урока и  прогнозируемого  результата.
2.    Установочный: задания по группам.
3.    Тренировочный:
знакомство с необходимыми  теоретическими сведениями   и планом написания сочинения  в справочнике № 3 (ЕГЭ, часть 3), методическом пособии «Заветный 21 балл», в Интернете (через локальную сеть).
проверка у каждого члена группы знание плана написания  сочинения-рассуждения (результаты отражаются в рабочем листе).
чтение текста, единого для всех групп  с последующим его анализом, поиск краткой справки об авторе  предложенного текста.
выбор из предложенных вариантов основных проблем текста.
На экране проецируется  полный исходный текст.
4. Практический.
Каждая группа предлагает свои версии выполненных заданий: 1- примерное вступление; 2- одну проблему и комментарий к ней; 3- определяет авторскую позицию, место её в тексте, цитирует выбранные фразы; 4- выбирает из «Энциклопедии аргументов» (справочник ЕГЭ, часть 3)  возможные аргументы.
5. Аналитический: в рабочей тетради « Подготовка учащихся 11 класса к выполнению третьей части (задания С) теста в формате единого государственного экзамена» [4: 20] учащиеся читают примерное сочинение, оценивают его, используя «Общие критерии…»
6.Итоговый: обобщение выступлений учащихся, подсчет баллов, поставленных за проверенную работу каждой группой, оценивание работы учащихся.
В качестве домашнего задания ребята должны, пользуясь заполненным ими рабочим листом, написать сочинение по исходному тексту.
Как реализуется на уроках литературы кейс-метод? Итак, урок литературы в 9 классе по творчеству М. Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя? Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод. В 9 классе при изучении повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»:
1 Кейс-задача: - Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен? 2 Кейс-задача: - Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире. 3 Кейс-задача: - Представьте, вы - редакторы издательства конца XVIII столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?
В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс-технологии, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм. Кейс-метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «Мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и т. д. Что дает использование кейс-технологии? Учителю:
Доступ к базе современных учебно-методических материалов
Организация гибкого учебного процесса.
Увеличение/сокращение затрат времени на подготовку к урокам.
Беспрерывное повышение квалификации.
Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.
Обучающемуся:
Работа с дополнительными материалами.
Постоянный доступ к базе консультаций.
Возможность самому готовиться ко всем видам контроля.
Общение с другими учащимися в группе.
Освоение современных информационных технологий.
Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологии, их подготовки и проведения.
Литература
Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. Директор школы. - № 4, 2010. 61–69 с.
Балясникова Т. А. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С). М.: Планета, 2011 г.
Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка./ Ф.И. Буслаев. Москва.: Просвещение, 1992. – с.27.
Вялкова Г.М. Подготовка учащихся 11 класса к выполнению третьей части (задания С) теста в формате ЕГЭ: Рабочая тетрадь. Волгоград: Издательство ВГИПК РО. 2008- С.20.
Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (http://festival.1september.ru/articles/512028/.
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012.
Шимутина Е. Кейс-метод в учебном процессе. Народное образование. 2009. - №2.-с. 172-179.