Урок литературного чтения в 3 классе Иван крестьянский сын и чудо-юдо.

Паспорт урока литературного чтения
(3 класс, программа «Гармония»)
Тема урока: Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо – юдо». Образ главного героя.
Цель урока: Приобщать младших дошкольников через произведения русского народного творчества к пониманию поступков положительных и отрицательных героев
Задачи урока:
Образовательная: формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; выделять важную информацию.
Развивающая: создать условия для формирования познавательного интереса к изучению литературного чтения, овладения учащимися художественными образами; обогащать словарный запас.
Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.
Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности
Формы организации учебной деятельности: Сбор данных; сопоставление разных точек зрения; коллективное обсуждение; разные виды коллективной работы
Методы обучения: беседа, демонстрация слайдов, метод учебной работы в группах, парах, метод контроля и самоконтроля.
Планируемые результаты урока:
Личностные
Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.
Развивать умения высказывать свое отношение к героем с выражением эмоции.

Метапредметные
Познавательные
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.

Регулятивные
-Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение.
-Осознанно выбирать виды чтения в зависимости от цели чтения.
-Адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные
-Умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог;

- Умеют договариваться и приходить к общему мнению;

- Адекватное использование речевых средств для раскрытия и оценивания поступков героев.

Оборудование: учебник О.В. Кубасовой «Литературное чтение» 3 класс, тетрадь по литературному чтению, карточки с пословицами, вопросами, слайды.









Технологическая карта урока литературного чтения
Планируемые результаты
Содержание деятельности педагога
Содержание деятельности обучающихся
Инстру-ментарий



Регулятивная
Познавательная
Коммуникативная


1.Организационный этап
Цель: осознанное включение учащихся в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний.
Цель: подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала.

Познавательные УУД
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Личностные УУД
Развивать умения высказывать свое отношение к героям с выражением эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

– С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке? («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»)
-Кто автор этой сказки?
-Назовите тему урока.
-К какому виду сказок она относится?
-Как вы объясните название сказки?
-А почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?
-Какую задачу мы поставим себе на сегодняшний урок?
.
Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

Учатся высказывать свои предположения (версии)

Преобразуют информацию из одной формы в другую



Развивают умение слушать
Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя





Слайд №1







3. Закрепление и применение изученного.
Цель этапа: анализ содержания сказки, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, смысловое чтение

Познавательные УУД
умение пользоваться словарями для получения дополнительной информации.
Личностные УУД
Учатся высказывать свои предположения (версии) на основе работы с текстом учебника.
КоммуникативныеУУД
Учатся договариваться и приходить к общему мнению.
Вы сказали, что эта сказка богатырская, героическая. Докажите.
-Кого мы называем героем?

Учитель просит найти в толковом словаре значение слова «герой», организует беседу:

- Что обозначает слово герой? героический?

- Сколько значений имеет слово герой?

Кого в сказке мы назовем героем во 2 значении? Почему?


- Какое известие опечалило жителей некоторого государства?

- Кто из братьев собирается на защиту родной земли в самом начале сказки? Найдите эпизод в тексте.

- Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась братьям?

- Как ведут себя братья на чужой стороне? Какое решение принимают? Кто оказался самым организованным?





Проверяют свои предположения с помощью толкового словаря




Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.

Оформляют свои мысли в устной форме




Толковый словарь Ожегова




Слайд №2

Текст учебника


Учитель организует работу по группам.
-1 гр. Прочитайте, как описывается появление чуда о 6, 9, 12-головах. Подготовьте развернутый ответ на вопрос: какие черты Ивана-крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

2гр. Как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?

3гр. Как показан враг земли русской? Почему сказка рисует противника Ивана таким страшным и сильным? Каким должен быть герой, победивший такого врага?

-Почему в конце сказки Иван возвращается домой?

-Чему посвящена сказка?
-Что она прославляет?

-Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Что подтверждается пословицами, в которых живёт народная мудрость.
Игра «Собери пословицу»
В каком народе живешь, того и обычая держись.
Своя земля и в горсти мила.
Чужая сторона мачеха, родима сторона мать.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На Руси не все караси есть и ерши.
В чужой монастырь со своим уставом не лезь.









Эксперты оценивают работу группы
















Самоконтроль и
самооценка
Находят ответы на вопросы в тексте
Выразительно читают и пересказывают текст
Распределяют работу в группе.
Обсуждают задание. Контролируют и корректируют работу группы.




Физминутка










Распределяют работу в парах.
Обсуждают задание. Контролируют и корректируют работу напарника.



Учебник, карточки с заданиями












Слайд №3







Карточки с пословицами






Слайд №4

4.Этап информации о домашнем задании.
Цель этапа: мотивация к творчеству.

Познавательные УУД
Поиск и выделение необходимой информации
Задание по выбору:
Составить рассказ о главном герое Иване.
Записать интервью с литературным героем.


Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.

Слайд №5

5.Подведение итога урока.
Цель этапа: выявление правильности понимания изученного материала

Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Метапредметные
-умение адекватно воспринимать оценку учителя
-осознание способа и результата действий.
Познавательные:
-умение строить речевое высказывание в устной форме.

Совместно с учениками подводит итоги работы
Какие цели ставили?
Был ли достигнут результат?


Участвуют в диалоге
Высказывают своё мнение


8. Рефлексия урока.
Цель этапа: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии

Личностные
-формирование положительного отношения к процессу

Большой палец - для меня важно и интересно
Указательный - мне было трудно, не понравилось
Средний - для меня было не достаточно
Самооценка
















Перечень используемой литературы, Интернет-источников, образовательных ресурсов.
1. Учебник по литературному чтению во 2 классе по программе 2100 автор Н А Бунеева В И Бунеев
2 Рабочая тетрадь по литературному чтению во 2 классе
3 Методические рекомендации Урок в свете требований ФГОС НОО
4 Репродукции к картинам разных художников














Заголовок 215