Мастер–класс, «Организация исследовательской деятельности в начальной школе»
Автор работы: Литяйкина Надежда Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №41» Мастер – класс
Мастер – класс «Организация исследовательской деятельности в начальной школе»
Цель мастер - класса: обучение участников мастер-класса построению занятий по исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Задачи: • Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;• Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся; • Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.
«Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт. Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания». (Сухомлинский Василий Александрович)
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предположения, отвечать за принятые решения.
Методику организации исследования младших школьников можно поделить на три этапаНа подготовительном этапе обозначается проблема, формулируется тема, ставится цель и задачи, выдвигаются гипотезы, продумываются возможные варианты решения
При выборе темы следует соблюдать определённые правила:-тема должна быть интересна ребенку,-тема должна быть выполнима, -учитывая интересы детей, -тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности,-тема должна быть такой, чтобы могла быть выполнена относительно быстро,- тема должна соответствовать возрастным особенностям,-желание должно сочетаться с возможностями
Основной этап - это непосредственно, исследовательская работа: изучение литературы, беседы с другими людьми, просмотр телепередач, использование Интернета, эксперименты, наблюдения, анкетирование, опыты. Очень важна на этом этапе совместная работа детей и родителей
На заключительном этапе оформляются результаты исследования (доклад, макет, проект). Моментом завершения детской исследовательской работы непременно является публичное представление её сначала в классе, а затем на НПК разного уровня
Мой принцип: Я помогу тебе это сделать самому!Считаю, исследовательская деятельность создаёт положительную мотивацию;формирует глубокие и действенные знания;развивает интеллектуальные способности;развивает познавательную активность и самостоятельность;формирует уверенность в своих силах
Начнём нашу работу с небольшой позитивной нотки, поприветствуем друг друга… Возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло ваших рук, посмотрите друг на друга, улыбнитесь… Пусть ваша улыбка подарит хорошее настроение всем присутствующим… теперь мы одна большая семья…
1.Актуализация проблемы Что общего в этих картинках? Что делают герои на картинке?
Послушайте отрывок из произведения вспомните его название?"Ой вы, бедные сиротки мои,Утюги и сковородки мои!Вы подите-ка, немытые, домой,Я водою вас умою ключевой.Я почищу вас песочком,Окачу вас кипяточком,И вы будете опять,Словно солнышко, сиять,А поганых тараканов я повыведу,Прусаков и пауков я повымету!"
«Федо́рино го́ре» — детская сказка в стихах Корнея Чуковского. Опубликована в 1926 году
Чем собиралось мыть посуду Федора?Как вы считаете, а чем сегодня моют посуду современные хозяйки?
Думаю, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Моющие средства
А вы любите мыть посуду?Моющие средства безопасны для здоровья человека? Как вы считаете, можно приготовить чистящее средство дома ?
2.Определение сферы исследования- А хотите узнать состав моющего средства? - А узнать секрет, как сделать моющее средство?
3.Выбор темы исследования-Хотите стать исследователями и сами дать ответ на эти вопросы?-Итак, кто объявит тему нашего исследования?
Можете представить её в виде пословицыЧистую посуду легко полоскать.Посудка чистоту любит.Чистота — та же красота.Мыла — не устала, а вымыла — не узнала.Чистота — залог здоровья.
А какая цель нашего исследования?
4.Выработка гипотезы А как вы думаете, состав моющего средства влияет на окружающую среду?
5. Выявление и систематизация подходов к решению- Откуда мы будем добывать знания? (Дополнительные - из книг, сети Интернет, беседы с взрослыми, проводить эксперименты)
Защита проектов
Спасибо за внимание!
Используемые ресурсыФон https://img-fotki.yandex.ru/get/9747/134091466.12b/0_e3064_a71ca2fd_origСтол https://img-fotki.yandex.ru/get/6734/134091466.1cd/0_109b59_acfc5eac_origМальчик https://img-fotki.yandex.ru/get/15493/134091466.1f9/0_10dd14_844abbda_origДевочка https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/134091466.1f9/0_10dd13_35ee69d0_origКолбы https://img-fotki.yandex.ru/get/15533/134091466.216/0_11477f_a2c38971_orighttp://rifmnet.ru/uploads/posts/2014-08/thumbs/1409043236_zolushkaana_0.jpghttps://illustrators.ru/uploads/illustration/image/356900/main_356900_original.jpghttp://budem-krasivy.ru/wp-content/uploads/2014/05/86183_myt_posudu.jpghttps://ru.wikipedia.org/wiki/Федорино_гореhttp://fs00.infourok.ru/images/doc/317/316496/640/img2.jpghttp://ysia.ru/wp-content/uploads/2016/01/IMG_3517.jpghttp://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-chistotu/http://bms.24open.ru/images/1276a53923633a3a1c2dce35b571b7cahttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/488/73488776_ne_zabud.jpghttp://v.900igr.net:10/datas/doshkolnoe-obrazovanie/Ispolzovanie-proektnoj-dejatelnosti-v-DOU/0026-026-Spasibo-za-vnimanie.jpghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/e/ec/Suhomlinskiy.jpg