Программа ЛОУ Звездное небо МБОУ СОШ№5 г.Пыть-Ях педагог-организатор С.В.Константинова
Приложение 1
к приказу от25.06.2013 года № 353-О
Программа
деятельности лагеря с дневным пребыванием детей
«Звездное небо»
Составлена в соответствии с программой
деятельности
лагеря с дневным пребыванием детей «Космическое путешествие», Фёдорова А.Н., 2011г.
Составитель:
Светлана Владимировна Константинова - педагог-организатор МБОУ СОШ № 5
г.Пыть- Ях
2013 год
Паспорт программы
1. Полное название проекта
Программа деятельности лагеря с дневным пребыванием детей «Звездное небо»
2.Разработчик Программы
Константинова С.В., педагог-организатор
МБОУ СОШ №5
3. Руководитель Программы
Гербыш Е.Б., директор МБОУ СОШ №5
4.Территория
г. Пыть-Ях, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №5
5.Адрес предприятия
628383, г. Пыть-Ях, 5 микрорайон «Солнечный», дом 5А
6.Телефон
46-50-15
7.Цель Программы
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие и воспитание чувства гражданственности, патриотизма как важнейших нравственных и социальных ценностей.
8.Срок реализации
с 03.06.2013г. по 27.06.2013 г.
9. Количество подпрограмм
1
10. Место проведения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
11. Официальный язык проекта
Русский
12. Общее количество участников проекта
150 учащихся, 15 педагогический работник
13. География участников
г. Пыть-Ях
14. Условия участия
Школа имеет возможность для осуществления программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
15. История осуществления Программы
Является продолжением программы детской организации «МиЛид»
16. Особая информация и примечания
Обеспечение программы оздоровления и занятости детей в период каникул
Пояснительная записка
Каникулы - это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за четверть, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. В последнее время патриотическому воспитанию подрастающего поколения в обществе уделяется большое внимание.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного, нравственного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В.А.Сухомлинский писал: «Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота человечества» В настоящий момент в Российской Федерации ведется работа по патриотическому и гражданскому воспитанию детей и подростков, проводятся различные мероприятия, акции патриотической направленности. Поэтому есть необходимость создания программы по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения, формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Именно поэтому, программа «Звездное небо» ставит своей целью развитие и воспитание духовно – нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления личности к самосовершенствованию.
Использование различных форм и методов дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки нравственных качеств личности в детском, подростковом и юношеском возрасте, которые заложены в них природой и позволяет реализовать их в период летних каникул.
И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь.
Информационная справка об оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей
Лагерь с дневным пребыванием детей при муниципальном бюджетном образовательном учреждении, средней общеобразовательной школы №5 планирует принять 150 детей, в возрасте 6-17 лет. Работа будет осуществляться
21 день с 01 июля по 24 июля 2013 года.
Общие сведения о режиме работы
Режим работы оздоровительного лагеря - шестидневная неделя.
Продолжительность мероприятий не более 35-40 минут. Ежедневно утренняя зарядка 10-15 минут. Обязательное двухразовое горячее питание. Начало дня - 9.00, конец - 14.30.
Текущее ресурсное обеспечение школы
Кадровое обеспечение: в настоящее время в лагере будет работать 16 человек.
Начальник лагеря
1
Воспитатель
12
Педагог-организатор
1
Инструктор по физической культуре
1
Медицинский работник
1
Материально- техническая база
Оздоровительный лагерь располагается в одном здании постройки 1990 года, в котором функционирует один спортивный зал, расположенный на втором этаже, актовый зал на третьем этаже, столовая– 250 мест на первом этаже, медицинский кабинет, библиотека на четвертом этаже. Общее количество занимаемых кабинетов – 6. На прилегающей территории есть спортивная площадка, стадион.
Цель программы
Создание условий для организованного отдыха учащихся в период каникул, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие и воспитание чувства гражданственности, патриотизма как важнейших нравственных и социальных ценностей.
Задачи программы
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника изучения культурно – исторических и социально – политических отечественных традиций.
5. Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Обучения практическим навыкам обеспечения своей безопасности и оказание первой помощи в экстремальных ситуациях.
Воспитания чувства патриотизма, любви к своей Родине.
Методы и формы
Активным процессом, способствующим запоминанию материала, выработке
конкретных умений, развитию мышления и способностей детей являются
следующие формы и методы обучения:
Информационно - репродуктивный
Объяснительно - репродуктивный
Самоуправление познавательной деятельностью
Стимулирующий
Творческое задание
Поощрение
Пример
Форма занятий – групповая, индивидуальная, конкурс, встреча, диспут, линейка, концерт, конкурсно-игровая программа, соревнования.
Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы предусматривается коллектив воспитателей, сформированный из педагогов школы, педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования микросоциума, учреждения культуры.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.
Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей.
Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы каждого дня и всей смены летнего лагеря, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием.
Администрация лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников. В подготовительный период вожатые:
знакомятся с администрацией лагеря, педагогическим коллективом и техническим персоналом.
знакомятся с правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря.
по решению начальника лагеря распределяются по отрядам.
составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей
подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.)
принимают участие в благоустройстве лагеря.
Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.
Организационный период (оргпериод) длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с вожатыми и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («лидер», «исполнитель», «аутсайдер», «креативщик», «критик» и т.д.). Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для вожатых. В первые дни перед вожатым стоит несколько задач:
познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы).
перезнакомить детей между собой, помочь адаптироваться к новым условиям познакомить с территорией, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда).
создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок)
включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены)
создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).
2. Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к вожатому и его требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.
В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам- лидерам. Этот период опирается на следующие принципы:
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя целостной всесторонне развитой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей «Звездное небо».
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип всесторонне развитой индивидуальности с высокими
духовно – нравственными качествами.
Всесторонне развитая индивидуальность с высокими духовно – нравственными качествами это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой потенциал, заложенный в неё природой.
Принцип взаимодействия с городскими структурами
Этнографический музей «ЭКОМУЗЕЙ»
Центр «Надежда»
Клуб «Побратим»
Клуб «Ветеран»
Служба Пожарной охраны
Служба МЧС
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Для этого детям будет предоставлен видеозал, музыкальный зал, спортивный зал, стадион, библиотека, медицинский кабинет.
Согласно программе дети будут объединены во временные детские коллективы, каждый из которых будет выполнять общелагерную программу развития, воспитания, учитывая возможности и способности каждого ребенка, основанную на ролевой игре «Мы звезды зажигаем» (Приложение № 1) и одновременно одну из программ оздоровления на основании работы отряда «Юные витязи» (Приложение № 2). Важнейшим направлением в работе лагеря станет приобщение детей к физкультуре и спорту, развитию творческих способностей, лидерских и духовно – нравственных качеств и здоровому образу жизни.
Заключительный период начинается за 1 день до конца смены. Это время подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий. Сдать книги в библиотеку, спортивный инвентарь – инструктору по физической культуреи хозяйственный инвентарь завхозу; Провести генеральную уборку помещений.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга детей через сотрудничество с учреждениями ДО, учреждениями социума, МЧС, ГИБДД, ветеранами ВОВ и локальных войн.
Улучшение социально-психологического климата в лагере.
Формирование умений, навыков, приобретение жизненно необходимого опыта к адекватным действиям в экстремальных ситуациях
Снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде.
Повышение нравственного уровня детей и подростков.
Развитие навыков здорового образа жизни.
Рост чувства гордости за страну и свой народ.
Уважение к ветеранам ВОВ и локальных войн.
Развитие социальной активности ребенка.
Умение работать в коллективе.
Формирование сознания у детей и подростков долга перед Родиной, стремление отстаивать её честь и достоинство.
Создание «методической копилки» по результатам работы.
Приложение № 1
Ролевая игра «Мы звезды зажигаем»
Структура
Каждый отряд – это экипаж, который стремиться светить всегда, во всех мероприятиях быть лучшим.
Девиз игры:
Звезды светят в вышине, мы сияем на земле.
В ходе игры все участники оказываются в процессе соревновательной деятельности, поэтому программа предлагает ежедневную рефлексию в виде выпуска общелагерной газеты «Человек дня». Звезды прикрепленные на экран игры показывают наглядно уровень участия отряда в жизни лагеря. Программа реализовывается по трем основным направлениям:
Нравственно-эстетическое
Спортивно-оздоровительное
Военно-патриотическое
Подведение итогов.
Изучение самочувствия, активности, настроения детей на протяжении всей игровой деятельности (Тест САН)
Наличие отрядных дневников
Фотография дня
Отчет (фотогазета, альбом, концерт, выставка и т.д.)
Альбом лагеря
Приложение № 2
Программа работы отряда «Юные Витязи»
Приложение 3
Программа
«Озорное лето»
Приложение 4
Программа «Спортивная школа»
Заголовок 1Заголовок 215