Конспект интегрированного урока литературы и истории Зона: внутри или снаружи? (по повести С.Довлатова Зона) в 11 классе

Интегрированный урок литературы и истории

Папий Татьяна Александровна,
учитель русского языка и
литературы высшей
квалификационной категории

Пильгун Ирина Николаевна,
учитель истории и
обществознания первой
квалификационной категории

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТЕМЕ:

ЗОНА: ВНУТРИ ИЛИ СНАРУЖИ?
(по повести Сергея Довлатова «Зона. Записки надзирателя»)

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ФОРМА УРОКА: интегрированный урок литературы и истории.
КАТЕГОРИЯ УРОКА: урок, основанный на межпредметных связях.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная,
групповая, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
– текст повести С.Довлатова «Зона»;
– критические статьи о творчестве С.Довлатова;
– книги по истории Советского государства;
– компьютер;
– мультимедийный проектор;
– презентация к уроку,
– диск с фрагментами фильма В.Студенникова и М.Григорьева «Комедия
строгого режима» (1992);
– диск с записью музыкальной композиции «The Heavyweight Champion» John Coltrane

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
2. Проблемное обучение (в ходе учебного занятия учащиеся должны
разрешить проблемный вопрос, заявленный темой урока).
3. Организация исследовательской деятельности (индивидуальные задания
к уроку направлены на исследование литературных традиций, мотива
двойничества в авторском повествовании).
Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа стимулирует
ответственность, умение уважительно относиться к другому мнению).
Технология «метод кейсов» (учащиеся дополняют и развивают
групповое суждение, используя фрагменты художественного текста и
критические статьи о повести С.Довлатова «Зона»).
Технология «метод проектов» (формирование интегративности
мышления в ходе работы над презентацией к уроку).
7. Технология уровневой дифференциации (групповая работа организуется
с учетом познавательных интересов учащихся, их способностей к тому
или иному виду деятельности – класс делится на группы: «историки»,
«литературоведы», «языковеды»).

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:
– проблемная беседа;
– образное повествование;
– персонификация;
– координация работы в группах по подготовке групповых и индивидуальных
заданий

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Философские категории: свобода, личность, духовность, бездуховность.
Исторические понятия: тоталитаризм, ГУЛАГ, диктатура, «оттепель».
Литературоведческие термины: жанр повести, сюжет, композиция, кульминация, авторская позиция, герой-повествователь, хронотоп, литературная традиция, мотив двойничества, метонимия, кольцевое обрамление.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Данный интегрированный урок – второе занятие по повести С.Довлатова «Зона». На предыдущем уроке литературы были рассмотрены следующие вопросы: биография С.Д.Довлатова, история создания произведения, смысл названия и структура книги, новаторство писателя в разработке лагерной темы, хронотоп повести, образ героя-рассказчика. К уроку «Зона: внутри или снаружи?» класс разделен на группы («историки»,
«литературоведы», «языковеды»), каждая из них получила задания по анализу художественного текста, работе с критическими статьями по творчеству С.Довлатова, книгами по истории Советского государства, фрагментами фильма «Комедия строгого режима». Индивидуальные задания касались подготовки презентации к уроку, исследования традиций литературы и мотивов двойничества в повести «Зона».

ЦЕЛЬ УРОКА: на основе литературного материала (повесть С.Д.Довлатова «Зона») составить представление о сущности советской модели тоталитаризма, уродующей сознание и души людей.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:
1. Выявить основные идеи произведения Сергея Довлатова и обосновать их с точки зрения исторического развития нашего государства.
2. Актуализировать знания учащихся о тоталитарном государстве.
3. Рассмотреть приметы времени, запечатленные на страницах книги С.Довлатова, дать им исторический комментарий.
4. В процессе анализа текста повести обратить внимание на отражение
традиций литературы в авторском повествовании, язык и стиль писателя.
5. Исследовать мотив двойничества в произведении.
6. В ходе учебного занятия разрешить проблемный вопрос, заявленный
темой урока.

Развивающие:
Развивать навыки анализа художественного текста.
Вырабатывать умения выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы.
Совершенствовать умения самостоятельно применять имеющиеся знания, переносить их в новые условия.
Развивать монологическую речь учащихся, умение отстаивать свою точку зрения.
Формировать интегративное мышление учащихся.

Воспитательные:
1. Способствовать формированию гражданских качеств личности.
2. Воспитывать ответственность, умение работать в группах, уважительно
относиться к мнению собеседника.


Эпиграф к уроку:
Я впустил в свои сны воронёный зрачок
конвоя
Поэта долг – пытаться единить
края разрыва меж душой и телом.
Талант – игла. И только голос – нить.
И только смерть всему шитью пределом.

Иосиф Бродский

ХОД УРОКА:

I. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Сегодня у нас необычное занятие: урок литературы и истории, и вести его будут вместе два учителя:
учитель литературы Татьяна Александровна
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

– И учитель истории Ирина Николаевна.
В центре нашего внимания – книга Сергея Довлатова «Зона: Записки надзирателя».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Мы пытаемся познать всеобщие законы природы и общества. Основным методом познания является диалектический, который утверждает, что все в мире находится во всеобщей связи и развитии, а основным законом диалектики является закон единства и борьбы противоположностей. Мы рассмотрим
– приметы исторического времени, запечатлённые на страницах книги;
– нам предстоит выявить основные идеи произведения Сергея Довлатова и обосновать их с точки зрения исторического развития нашего государства;
– в ходе анализа мы обратим внимание на отражение традиций литературы в авторском повествовании, язык и стиль писателя.
Чтобы наш урок стал более эффективным, работать будем в группах, которые получили задания к сегодняшнему уроку. Это «литературоведы», «историки» и «языковеды».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

– Повесть Сергея Довлатова, с которой мы начали знакомство на предыдущем уроке, как мы выяснили, носит автобиографический характер. О своей книге писатель мог бы сказать словами любимого им поэта Иосифа Бродского. (Озвучивается эпиграф к уроку).

II. РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. АНАЛИЗ ПОВЕСТИ СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА «ЗОНА».
1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Скажите, какие вопросы, связанные с изучением «Зоны» Сергея Довлатова, мы рассмотрели на прошлом уроке?
– Биография Сергея Довлатова, история создания произведения, смысл названия повести, структура книги, новаторство писателя в разработке лагерной темы, хронотоп повести, образ героя-повествователя.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– На предыдущем занятии вы составляли синквейны к слову «зона». Что же общего в вашем восприятии этого понятия?
Для кого-то зона – это определение пространства: место, ограда. Кто-то полагает, что зона – понятие эмоциональное: страх, тревога, злоба, жестокость, ужас.
2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.
– Так что же такое зона в повести Сергея Довлатова? На сегодняшнем уроке мы сделаем попытку поразмышлять над этим проблемным вопросом.
ТЕМА нашего урока: «ЗОНА: ВНУТРИ ИЛИ СНАРУЖИ?»
Запись темы урока в тетрадях. Демонстрируется и озвучивается слайд №1.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Какие же исторические понятия и философские категории, связанные с этой темой, нам потребуются для работы на уроке?
– Это философские категории: (демонстрируется и озвучивается слайд №2).
– Это также исторические понятия: (демонстрируется и озвучивается слайд №2)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Понятия «тоталитаризм», «ГУЛАГ» являются главными, определяющими на нашем уроке. Попросим «историков» кратко охарактеризовать эти понятия.
СЛОВО «ИСТОРИКОВ»: (демонстрируются и озвучиваются слайды №3,4)
– Какие же литературоведческие термины нам будут нужны для реализации темы урока?
Демонстрируется слайд №5.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Обратите внимание, ребята, на термин «хронотоп», мы уже работали с ним на предыдущем занятии. Итак, как же представлен в произведении хронотоп зоны? Как вы поняли: где и когда происходит действие?
– Устьвымлаг, начало 60-х годов XX века.
3. ОБРАЗ ВРЕМЕНИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ «ЗОНА».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Каким было это время в истории нашей страны? Охарактеризуйте его. Слово предоставляется «историкам».
СЛОВО «ИСТОРИКОВ»:
– Начало 60-х г.г. XX века в Советском Союзе – это период «хрущевской оттепели». Всё началось в 1956 году, с XX съезда КПСС, с доклада Никиты Сергеевича Хрущева о разоблачении культа личности Сталина. Среди других несомненных достижений нашего народа в этот период мы выбрали:
– развитие тяжёлой промышленности и ВПК;
– разработка крупнейших в мире месторождений нефти и газа в Западной и Восточной Сибири;
– освоение космоса (первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос);
– широкое жилищное строительство;
– развитие советской литературы, кинематографа.
Но были и негативные явления. К ним мы отнесли:
– сохранение всех признаков тоталитарного режима (правда, в чуть более мягкой форме, чем во времена сталинизма);
– значительное отставание в материально-техническом обеспечении
сельского хозяйства;
– так называемая «кукурузная эпопея»;
– волюнтаристский, безответственный лозунг «догнать и перегнать Америку».
– объявленное в 1961 году на XXII съезде партии решение построить коммунизма через 20 лет, к 1980 году: «Уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». При этом в широких массах народа коммунистическое общество понималось упрощенно: изобилие, отмена денег, осуществление принципа «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Найдите приметы эпохи 60-х на страницах повести Довлатова.
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Мечта советского народа о коммунизме просматривается в репликах персонажей «Зоны»:
– Деньги иметь не положено, – сказал заключенный Мищук пилоту Маркони, когда тот предлагал деньги. – Ясно, – сказал Маркони, – значит, вы уже построили коммунизм (с. 41).
– Диалог зеков, деревенского мужика Замараева и маргинала Ерохина:
– Вот наступит коммунизм, – злобно произнёс Ероха, – и останешься ты без денег, хуже грязи. При коммунизме деньги-то отменят
– Навряд ли, – сказал Замараев, – без денег всё растащат. Так что не отменят. А будут деньги – мне и коммунизм не страшен (с. 84).
– Скоро ли коммунизм наступит? – поинтересовался охранник Петров по кличке Фидель. – Если верить газетам, то завтра.
– А что?
– А то, что у меня потребности накопились (с. 157).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Газетная кампания и бытовые шутки на эту тему были актуальны в самом начале шестидесятых. Потом шутили так: вместо коммунизма в 1980 году в Москве прошла олимпиада.
РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ИДЕИ «АД – ЭТО МЫ САМИ».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Как в этих исторических условиях автор «Зоны» определяет свою творческую задачу?
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Сергей Довлатов так определил свою авторскую задачу: «Я пишу – не физиологические очерки. Я вообще пишу не о тюрьме и зеках. Мне бы хотелось написать о жизни и людях Меня интересует жизнь, а не тюрьма. И – люди, а не монстры» (с. 154).
– Довлатов подчёркивает, споря с Солженицыным: «По Солженицыну лагерь – это ад. Я же думаю, что АД – ЭТО МЫ САМИ» (с.28)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Как в повести Довлатова подтверждается эта формула?
Демонстрируется слайд №6.
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Комиссар в военкомате предостерегает Алиханова: «Слушай, парень! Я тебе по-дружески скажу, ВОХРА – это ад!» И Алиханов ответил: «Ад – это мы сами».
– В комментариях к повести автор пишет: «Самые душераздирающие подробности лагерной жизни я опустил. Я мог бы рассказать о человеке, который зашил свой глаз. И о человеке, который выкормил раненого щегленка на лесоповале. Я знал человека, который вытатуировал у себя на лбу: «Раб МВД». Я не сулил читателям эффектных зрелищ. Мне хотелось подвести их к зеркалу» (с.154-155).

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ «МИР ЛАГЕРЯ И ВОЛИ ЕДИН».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– В повести Сергея Довлатова, как в зеркале, отразилось пространство лагерной зоны и – шире – вся страна. Отношения лагеря и воли строятся по принципу метонимии, где часть представляет целое и где целое, конечно же, Россия.
Какие же люди населяют художественное пространство повести «Зона»?
– Это зеки и конвоиры. Волею судьбы они заброшены в тайгу. И здесь они равны. Они живут в одном жестоком мире. Зеки и охрана у Довлатова равно сломлены жизнью.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Докажите, что в «Зоне» неоднократно подчёркивается идея сходства и взаимозаменяемости заключенных и конвоиров.
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– «Я обнаружил поразительное сходство между лагерем и волей. Между заключенными и надзирателями. По обе стороны запретки расстилался единый и бездушный мир.
Мы говорили на одном приблатнённом языке. Распевали одинаковые сентиментальные песни. Претерпевали одни и те же лишения.
Мы даже выглядели одинаково. Мы были очень похожи и даже – взаимозаменяемы. Почти любой заключенный годился на роль охранника. Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы Это главное в лагерной жизни» (с. 63).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Как можно сформулировать авторскую формулу жизни, представленную в «Зоне»?
– ПО ТУ И ДРУГУЮ СТОРОНУ КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКИ МИР ЕДИН
Демонстрируется слайд №7.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Найдите эпизоды, в которых прослеживается авторская мысль о «единстве мира» по ту и другую сторону колючей проволоки.
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– И зеки, и охранники понимают, что похожи. Зеки издевательски подтрунивают над часовым на вышке: «Алё, начальник! Кто из нас в тюрьме? Ты или я?» (с. 128).
Охранник Фидель «плачется в жилетку» старшине Евченко: «Почему кругом несправедливость, старшина? Вор, положим, сидит за дело. А мы-то за что пропадаем?» (с. 158).
– А вот разговор Бориса Алиханова с опером Евгением Борташевичем о нравственной сущности зеков:
– Мне кажется, что я такой же. Да и ты, Женя
– Во даёт, – сказал Борташевич, – будка у меня действительно штрафная, но перед законом я относительно чист.
– Разве у тебя внутри не сидит грабитель и аферист? Разве ты мысленно не убил, не ограбил? Или, как минимум, не изнасиловал?
– Еще бы, сотни раз. А может – тысячи. Мысленно – да. Так я же воли не даю своим страстям (с. 114-115).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Что же получается: зеки попали за решетку только потому, что дали волю своим страстям? Значит, нравственные устои заключенных и караульных одни и те же? В каком эпизоде особенно ярко проявляется сходство заключенных и охранников, единство мира лагеря и мира воли?
СЛОВО «ИСТОРИКОВ»:
– В рассказе «Представление» – это кульминация повести – автор показывает, насколько похоже ведут себя заключённые и охранники в праздничный день 7 ноября.
«С утра заключенные бесцельно шатались вдоль следовой полосы. К часу дня среди них обнаружились пьяные.
Нечто подобное творилось и в казарме. Ещё с утра многие пошли за вином. Остальные бродили по территории в расстегнутых гимнастерках» (с.146).
Перед концертом «заключенные побрились и начистили ботинки» – «лагерная администрация натянула свои парадные мундиры. В сапогах замполита Хуриева отражались тусклые лампочки. Гражданские служащие надели импортные пиджаки» (с.148).
– Игра на лагерной сцене непрофессиональных артистов-заключенных вызывает всеобщий смех в зале: «Сначала неуверенно засмеялись в первом ряду. Через секунду хохотали все. В общем хоре слышался бас майора Амосова. Тонко вскрикивала Лебедева. Хлопал себя руками по бедрам Гоша Чмыхалов» (с.152).
Кульминация рассказа – пение «Интернационала». Сначала песня несется со сцены – ее поет зек Гурин, исполняющий роль Ленина, но вдруг «внезапно его поддержали. Сначала один неуверенный голос, потом второй, третий. И вот я уже слышу нестройный распадающийся хор:
Кипит наш разум возмущённый,
На смертный бой вести готов
Впервые я был частью моей особенной, небывалой страны» (с.153), – признаётся герой-повествователь. Ощущение причастности бросает трагического одиночку Алиханова в объятия целого мира.
Таким образом, если колючая проволока разделяет людей, то смех и песня объединяют.
РАБОТА С ФРАГМЕНТАМИ ФИЛЬМА
«КОМЕДИЯ СТРОГОГО РЕЖИМА»
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– В 1992 году Владимир Студенников и Михаил Григорьев сняли фильм «Комедия строгого режима», сюжет которого отчасти напоминает рассказ «Представление»: лагерь тоже готовится к празднику, заключенные ставят спектакль, в котором играют Ленина и Дзержинского, со сцены звучит революционная песня.
Посмотрите финал этого эпизода в фильме и скажите, чем он отличается от довлатовского и почему.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ФРАГМЕНТОВ ФИЛЬМА «КОЛОНИЯ СТРОГО РЕЖИМА»
– Итак, в чем же отличие двух финалов – повести Довлатова и фильма?
– Если в повести «Зона» после пения «Интернационала» «заключенные, опрокидывая скамейки, направились к выходу» (с. 154), то в фильме – захватили паровоз с целью побега. Вот только паровоз пошел по кругу – так авторы картины показывают обреченность лагерников, безвыходность их положения.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Лагерь жил как вся страна. Страна позволяла обращаться с собой, как с зеками за колючей проволокой.
ЛАГЕРНЫЙ ЯЗЫК.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Что еще, кроме жизненных обстоятельств, объединяет зеков и охрану?
– Лагерная речь объединяет охранников и заключенных так же, как пространство зоны и время пребывания в ней.
– Что же представляет собой лагерный язык?
Демонстрируется слайд №8.
СЛОВО «ЯЗЫКОВЕДОВ»:
– В повести «Зона» автор так характеризует лагерную речь:
«Законы языкознания к лагерной действительности – неприменимы. Поскольку лагерная речь не является средством общения. Она – не функциональна.
Лагерный язык – затейлив, картинно живописен, орнаментален и щеголеват.
Речь бывалого лагерника заменяет ему все привычные гражданские украшения. А именно – прическу, заграничный костюм, ботинки, галстук и очки. Более того – деньги, положение в обществе, награды и регалии.
Добротная лагерная речь вызывает уважение к мастеру. Трудовые заслуги в лагере не котируются. Скорее – наоборот. Вольные достижения забыты. Остается – слово.
Изысканная речь является в лагере преимуществом такого же масштаба, как физическая сила» (с.99-100).
Варлам Шаламов утверждал, что «речь любого блатаря уснащена самой сложной, самой многоэтажной, самой совершенной матерной руганью». Довлатов же спорит с автором «Колымских рассказов»: «Как это ни удивительно, в лагерной речи очень мало бранных слов. Настоящий уголовник редко опускается до матерщины. Он пренебрегает нечистоплотной матерной скороговоркой. Он дорожит своей речью и знает ей цену.
Подлинный уголовник ценит качество, а не децибелы. Предпочитает точность – изобилию» (с.99-101).
ЯЗЫК И СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Среди исследователей творчества Сергея Довлатова существует такая точка зрения: «Кажется, именно отсюда, из лагерной зоны, писатель вынес культ снайперски точного слова, строжайшей речевой дисциплины» (В.Камянов).
– Что вы можете сказать о языке и стиле автора «Зоны»?
Демонстрируется слайд №9.
СЛОВО «ЯЗЫКОВЕДОВ»:
– Исследователи творчества Сергея Довлатова отмечают, что «в «Зоне» найден, схвачен, услышан особый прозаический ритм. Микроабзацы, короткие предложения, всегда прямо или косвенно обозначена точка зрения» (Игорь Сухих).
Литературоведы утверждают, что подобная манера письма свойственна Хемингуэю: «сочетание жесткого синкопического стиля с неожиданным лиризмом» (Н. Афанасьев).
«Композиционно довлатовское повествование разделено не на главы, а на абзацы, на микроновеллы. Широко использованы в его прозе принципы музыкальных композиций. Поклонник джазовых импровизаций, Довлатов и прозу писал, внутренне прислушиваясь не столько к основной теме, сколько к ее вариациям» (А.Арьев).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Давайте послушаем музыкальную джазовую композицию, чтобы почувствовать, что же привлекало Сергея Довлатова в построении музыкальной фразы.
Звучит музыкальная композиция «The Heavyweight Champion» John Coltrane.

СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ» (на фоне музыки):
– В тени Хемингуэя написана «маленькая трилогия» о капитане Егорове и его молодой жене. Второй рассказ «трилогии» (февральская тоска и одиночество Кати под вой караульного пса, убийство собаки бравым капитаном Егоровым) кажется просто вариацией хемингуэевской «Кошки под дождём»: одинокая пара, тоскующая женщина, скрытое отчуждение – только найденную кошку заменяет убитая собака. Третье повествование (мучительное ожидание Егоровым результата операции Кати) – вариация последних страниц романа «Прощай, оружие». Правда, Довлатов оказывается значительно оптимистичнее Хемингуэя: английская Кэт умирает – русскую Катю спасает хирург-кудесник Маневич.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПОВЕСТИ «ЗОНА».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Подумайте, какие еще литературные традиции нашли отражение в повести Сергея Довлатова? Чьи «чужие голоса» слышатся?
Демонстрируется слайд №10.
СЛОВО «ЯЗЫКОВЕДОВ»:
– Следует отметить, что не только хемингуэевские традиции присутствуют в прозе Сергея Довлатова. Исследователи творчества писателя находят в «Зоне» отголоски повествовательной манеры Достоевского, Чехова и Бабеля.
Ряд текстов «Зоны» написаны в чеховской манере: построены на основе диалога, столкновении языков, обнаруживают вечную парадоксальность жизни.
Вот беседуют во время перекура два зека: «коротконогий парень в застиранной телогрейке – маргинал Ерохин» и «бывший прораб, тощий черниговский мужик – Замараев». Говорят о пустяках, но, как выясняется, даже смысл слов понимают по-разному:
– У меня пятистенка была Сарай под шифером Я жил по совести. Придёт, бывало, кум на разговенье
– Кум? – забеспокоился Ероха. – Опер, что ли?
– Сам ты – опер. Кум, говорю Родня (с.83).
Ещё пример:
– Сапоги у меня были яловые, – откликнулся Замараев, – деверем пошиты.
– Как это – деревом? – не понял Ероха.
– Дикий ты парень. Русского языка не понимаешь (с. 85).
Так за анекдотическими каламбурами обнаруживается глубокая пропасть между двумя культурами: традиционной деревенской и маргинальной барачной, кочевой и оседлой.


СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Так тексты-источники, «чужие голоса» помогают писателю найти форму выражения собственного жизненного опыта (по сути – лагерного опыта), в которую укладывается жестокий опыт зоны.
10. ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ МИР ЗОНЫ.
Впрочем, Довлатов отмечает, что «есть красота и в лагерной жизни. И чёрной краской здесь не обойтись» (с.99).
– Приведите примеры, доказывающие данную авторскую позицию.
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Например, письма из дома, которые воспринимаются как «лагерная святыня» (с.104). – Это отношение к вольным женщинам, которые становятся предметом бескорыстной, идеальной любви. «Женщина как таковая является чудом» (с.106). Пример тому – история романтической платонической любви «беспредельщика» Макеева, «истаскавшегося по этапам шестидесятилетнего мужчины», и учительницы с металлическими зубами и бельмом на глазу (с.118-119).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Налицо проявление единства и борьбы противоположностей, сочетание противоречий. Возникает вопрос: Чем порождён этот ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ МИР ЗОНЫ? Как отвечает Довлатов на этот вопрос?
– Как известно, какова жизнь – таковы и люди, то есть «бытие определяет сознание».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Как вы понимаете этот философский постулат: бытие определяет сознание?
СЛОВО «ИСТОРИКОВ»:
– Утверждение «бытие определяет сознание» - это отказ от признания решающей роли в развитии общества духовной деятельности людей.
Первоосновой общественной жизни и развития признается трудовая, производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей.
Проще говоря, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, человеку необходимо есть, пить, иметь жилище, т.е. удовлетворять свои первичные, биологические потребности. Без их удовлетворения, да еще в условиях несвободы, нельзя требовать от человека быть духовной личностью с богатым внутренним миром.
ЛАГЕРЬ – МОДЕЛЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Какая идея повести «Зона» отражает формулу «бытие определяет сознание»?

СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Довлатов пишет:
«Лагерь представляет собой точную модель государства. Причём именно Советского государства. В лагере имеется диктатура пролетариата (то есть - режим), народ (заключенные), милиция (охрана). Там есть партийный аппарат, культура, индустрия. Есть все, чему положено быть в государстве» (с.58).
Демонстрируется слайд №11.
«Лагерь учреждение советское – по духу. По внутренней сути.
Рядовой уголовник, как правило, вполне лояльный советский гражданин» (с.122).
«В лагере без нажима и принуждения торжествует метод социалистического реализма.
Лагерные портреты необычайно комплиментарны.
На воле так изображают крупных партийных деятелей» (с.122-123).
Демонстрируется слайд №12: ПОРТРЕТЫ ЧЛЕНОВ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Прав ли писатель в своих рассуждениях? Что же представляло собой Советское государство? Давайте обратимся к схеме «Государство – организация власти» и проанализируем ее.
Демонстрируется слайд №13.
Любое государство – это организация власти, которая характеризуется каким-либо политическим режимом (демократизм, тоталитаризм, авторитаризм). Это органы власти: законодательные, исполнительные. Это и охранительные органы: правоохранительные органы, армия. Это и идеология. Идеология, не самый важный из определяющих признаков государства, в нашей стране оказался самым главным и был доведен до абсурда. Так, уродливые черты приобрели все остальные признаки государства: политический режим обрел черты диктатуры; правоохранительные органы превратились в органы репрессий; законодательные органы власти были подменены партийными комитетами; культура и искусство обслуживали власть. Всё в государстве было доведено до абсурда.
РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ИДЕИ «МИР АБСУРДЕН».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– В комментариях к рассказам писатель отмечает: «Декларируется в общем-то единственная банальная идея – что МИР АБСУРДЕН». По Довлатову, жизнь зоны, прядки в зоне – пример «театра абсурда». Докажите это текстом.
Демонстрируется слайд №14.

СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Во время политбеседы охранники не слушают замполита, а наблюдают в окно за тем, как писарь с каптенармусом ловят свинью. И вся политбеседа идет под поросячий визг.
– Эстонец Густав Пахапиль, инструктор-собаковод, который всех ненавидел и даже с собаками говорил только по-эстонски, объявлен зачинателем патриотической инициативы (шефство над памятниками павшим героям) исключительно потому, что пьянствует у обелиска на кладбище.
– Зек Ерохин гордится тем, что про него в газете статья была. Называлась – «Плесень».
– У капитана Токаря зеки крадут и съедают любимую собачонку Брошку, а он обещает вычесть из их заработка те 30 рэ, что уплатил за собаку в Котласе.
– Мечта Фиделя: «Мне в рай попасть охота. Я ещё со Дня Конституции себе такую цель поставил». И здесь же звучит его молитва: «Милый Бог! Совесть у тебя есть или нет? Если ты не фраер, сделай так, чтобы капитан Прищепа вскорости лыжи отбросил»
– Зеки-уголовники представляют на сцене Ленина и Дзержинского. Именно в рассказе «Представление» наиболее выразительно раскрыта сила абсурда.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Итак, к какому выводу можно прийти, анализируя эти эпизоды?
– Несовместимость авторского жизненного опыта с реальностью рождает ощущение АБСУРДА КАК НОРМЫ ЖИЗНИ в Советском государстве.
ИДЕЯ СВОБОДЫ В ПОВЕСТИ «ЗОНА».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Мир зоны многолик и парадоксален. В этом мире писателю открылась правда жизни: «Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить. Впервые я понял, что такое свобода» (с.35). Для Довлатова, как и для его предшественника в разработке лагерной темы Достоевского, очень важна свобода личности. Возьмем в качестве примера роман Ф.М.Достоевского «Записки из мертвого дома».
– Почему в романе Достоевского тюрьма названа «мертвым домом»?
СЛОВО «ЯЗЫКОВЕДОВ»:
– В «Записках из Мертвого дома» так названа тюремная крепость, потому что там нет главного в живой жизни – свободы, потому что люди здесь обезличены. Если у Достоевского вера может заменить свободу, то у большинства героев Довлатова такого выбора нет.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Как реализуется ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ, стремление к свободе в повести «Зона»?
Демонстрируется слайд №15.
– Зона – это, конечно же, несвобода: огорожена колючей проволокой, караульные собаки, вышки с часовыми, надзиратели. Заключенные с нетерпением ждут окончания срока.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Какой выход находят герои, когда до освобождения остаются считанные часы?
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Зек Чичеванов совершает побег за несколько часов до освобождения и получает еще четыре года. Сказалась привычка к лагерю: свободы Чичеванов просто боялся.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Есть ли на страницах повести примеры того, как люди, уже вышедшие на свободу, продолжают жить по лагерным законам?
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Например, обитатели поселка Чебью продолжают жить по лагерному кодексу: у них имелся свой главарь, люди разговаривали на лагерном языке, отношения между ними были такими же, как на зоне, существовала такая же иерархия ценностей.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Как проявляется стремление к свободе у рецидивиста Купцова?
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Непримиримый Купцов дорожит репутацией потомственного вора «в законе» и ни за что не хочет работать. Доведенный Алихановым до края, отрубает себе руку, такой страшной ценой сохраняя статус свободного, никогда не работавшего человека.
Эта сцена в повести сделана в манере Исаака Бабеля. В «Конармии» легко и просто «льется красная кровь». «Зону» Довлатова с «Конармией» объединяет и образ интеллигента, попавшего в чужой и жестокий мир.
– Алиханов вступает с Купцовым в конфликт, однако видит в нем своего двойника:
«Я начинал ощущать, что этот последний законник устьвымского лагпункта – мой двойник. Что мы – одно. Потому что так ненавидеть можно одного себя» (с.76).
МОТИВ ДВОЙНИЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Так возникает в повести МОТИВ ДВОЙНИЧЕСТВА.
Демонстрируется слайд №16.
– Вспомните, в произведениях каких авторов мы уже встречались с мотивом двойничества?
– В романе Достоевского «Преступление и наказание» (система двойников Родиона Раскольникова) и в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (образы-двойники Мастера).

СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Вы справедливо назвали Алиханова и Купцова двойниками, которых объединяет ненависть. Действительно, ненависть, к тому же обоюдная, – сильное чувство. Что же еще объединяет Алиханова и Купцова?
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Еще этих героев-двойников объединяет одиночество: Алиханов чувствует себя среди охранников чужаком, и Купцов тоже всегда против всех («Один всегда прав», – уверен Купцов). Эти двое похожи в своем противостоянии, и даже зовут обоих Борисами.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Мотив двойничества сопровождает рассказ героя-повествователя о себе, своем мироощущении. Когда еще можно выявить этот мотив?
СЛОВО «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»:
– Мотив двойничества появляется еще дважды.
Следует отметить, что выход из противоречий для Бориса Алиханова оказывается не реальным, а духовным – он начинает писать: «У меня началось раздвоение личности. Жизнь превратилась в сюжет. Голод, боль, тоска – всё становилось материалом неутомимого сознания» (с.43).
В третий раз мотив двойничества возникает, когда герой стоит под дулом автомата верного друга Фиделя: «Как будто сам я, именно сам целился в этого человека. И этот человек был единственным виновником моих несчастий. И на этом человеке без ремня лежала ответственность за все превратности моей судьбы» (с.170).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Последняя процитированная вами фраза Бориса Алиханова («И на этом человеке лежала ответственность за все превратности моей судьбы») воплощается в формулу Довлатова «Ад – это мы сами», которая находит здесь свое повествовательное решение. Пожалуй, это ещё один ответ на вопрос, чем обусловлен противоречивый мир зоны.
Начиная разговор о повести Сергея Довлатова, мы анализировали эпизоды, составляющие художественное пространство и время произведения, и упоминали уже эту формулу («Ад – это мы сами»). Завершая разговор, мы вернулись к тому же мотиву. – Как называется такой художественный прием построения текста?
– Кольцевое обрамление.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Этот прием и помогает нам выявить основные идеи и мотивы произведения.
Демонстрируется слайд №17.

III. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА УРОКА.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ:
– Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели основные идеи повести Сергея Довлатова «Зона» и постарались обосновать их с точки зрения исторического развития нашего государства.
– Зона – это то художественное пространство, в которое заключены герои повести Довлатова, и – шире – вся Советская страна, весь абсурдный уклад тоталитарного государства, современником которого был Сергей Довлатов.
Как же мы теперь ответим на вопрос нашего урока: «Зона: внутри или снаружи?»
Обмен учащихся мнениями и суждениями.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:
– Каждый из нас, читателей, имеет право на свое прочтение текста. Однако зона – это не только художественное пространство произведения, это еще и склад души, внутреннее состояние человека, те душевные укрепы, которые либо помогают нам состояться как свободной личности, либо не помогают. Перефразируя авторскую формулу «Ад – это мы сами», персонажи повести могут сказать о себе: «Зона – это мы сами». Следовательно, ЗОНА И ВНУТРИ, И СНАРУЖИ.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: сочинение-эссе по теме урока. Аргументировано доказать свою точку зрения!
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Выставление оценок за урок. Учителя благодарят ребят за сотрудничество.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Довлатов С.Д. Зона: Записки надзирателя. // Довлатов С.Д. Собрание сочинений в 3-х томах. Том I, 416 с. – Издательство «Лимбус-Пресс», 1993. С.25-172.
Арьев А.Ю. Наша маленькая жизнь. // Довлатов С.Д. Собрание сочинений в 3-х томах. Том I, 416 с. – Издательство «Лимбус-Пресс», 1993. С.5-24.
Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. – М., 1992.
Загладин Н.В. История России и мира в XX веке. 11 класс. – М.: «Русское слово», 2005. – 479 с.
История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: книга для учителя под ред. В.В.Шелохаева. – М., 2002.
Камянов В. Свободен от постоя. // Новый мир. – 1992. – №2. С.94-101.
Клокова Г.В. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. – М., 1989.
Липовецкий М. Учитесь, твари, как жить. // Знамя. – 1997. – №5. С.199-212.
Мечик-Бланк К. О названиях довлатовских книжек. // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. – СПб: 1999. С.285-290.
Сухих И.Н. Зона: два ада и чужие голоса. // Сухих И.Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба. – СПб: Культурформ-пресс, 1996. С.98-131.
Янг Е. Нарративная структура «Зоны». // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. – СПб: 1999. С.277-284.












13PAGE 15


13PAGE 141815




15