Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)


Технологическая карта урока
Русский язык
программа «Школа 2100»
учителя начальных классов Золотовой С.А.
Школа, класс: МОУ «Гимназия №6», 3 класс.
Тема: Обобщение и систематизация знаний о частях речи.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
Цель: Систематизировать знания учащегося о частях речи.
Задачи:
а) образовательные- обобщить и систематизировать знания учащегося о частях речи;
- уточнить знания о сходстве и различии слов разных частей речи;
- формировать умения находить в предложениях слова разных частей речи, сопоставлять их.
б) воспитательные- воспитание интереса к учению, к изучению русского языка;
- воспитывать любовь к русской поэзии, любовь к красоте природы;
- формирование уважения и интереса, культуре и народу нашей страны;
- формирование познавательной активности учащегося;
- воспитание умения работать в коллективе: формирование навыков общения в малых группах в процессе учебной деятельности, воспитание инициативы, активной жизненной позиции и толерантности.
в) развивающие- развитие коммуникативных, интеллектуальных и познавательных способностей учащегося;
- развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся;
- активизировать мыслительную деятельность, развивать внимание, восприятие учащихся наблюдательность.
Планируемые метапредметные результаты урока:
Регулятивные УУД.
Принимать, ставить учебно-познавательною задачу. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД.
Проводить сравнение объектов по заданным основаниям (критериям), уметь обобщать.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
Сформировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу. Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о ценности и уникальности природного мира.
Основные формы - фронтальная, групповая; методы организации познавательной деятельности обучающихся - словесный, наглядный.
Оборудование – презентация, проектор, компьютер, бортовые журналы (листы с картой для каждого учащегося), карточки.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент. - Здравствуйте, ребята!
Пожелайте друг другу удачи в работе. Не забывайте, чтобы вместе мы узнали что-то новое и интересное, каждый из вас должен внести свой вклад.
Дети входят в класс, останавливаются у доски.
Подготовка класса к работе. Личностные УУД: Формирование положительного отношения к познавательной деятельности.
2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
3. Формулирование темы и целей урока.
 
4. Обобщение изученного.
6. Итог урока.
7. Рефлексия деятельности.

8.Домашнее задание. а) индивидуальная работа.
Прежде чем занять место, возьмите карточку со словом и сядьте за тот стол, на котором находится вопрос, соответствующий вашему слову.
- Проверим, верно ли вы расселись. Я буду читать стих, а вы, услышав своё слово при чтении, поднимайте карточку.
Слайд
81153014732000
7734301270000
б) Фронтальная работа.
- Ребята, понятно ли вам было значение всех слов
- Как вы понимаете слово «терпимый»?
Давайте обратимся к толковому словарю.
Слайд
Прочитайте значение этого слова.
84137521082000

- Сегодня вы будете работать в группах, поэтому вспомним правила взаимодействия.
Слайд
8312157112000
- Ребята! Сегодня вас ждёт увлекательное путешествие по морю Слов.
Слайд
209555270500
Слова, которые живут здесь могут общаться друг с другом, путешествовать по морю, но каждое живёт на своём острове.
- На какой остров попали слова 1 группы? Дайте название вашему острову.
- Название острова 2 группы? 3 группы?
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим на уроке?
- Вдали моря Слов видны острова, на которых живут другие части речи. Какие могут быть названия этих островов?
- Сегодня на уроке мы не успеем побывать на этих островах, но вы их обязательно посетите на уроках русского языка. Как вы думайте, а какой остров в море Слов появился самый первый?
- Значительная часть учёных считает, что первым появился глагол, но существует и версия что существительное появилось в числе самых первых слов.
- Ребята, вы верно отличили части речи по вопросам, но у них есть и общие признаки. А отыскать их поможет самый крупный обитатель морей.
Он в море ест и в море спит
За что ему спасибо
Всю жизнь в воде проводит он
Хотя совсем не рыба.
А кем является кит, если он не рыба?
- И не 1, а целых 3 кита помогут нам отыскать общие признаки частей речи.
- Давайте вместе вспомним где вы уже встречались с выражением «3 кита», «стоять на 3 китах»?
Слайд
6781808128000
- Верна ли эта версия? С тех пор выражение осталось в нашей речи «3 кита» являются символами нерушимой опоры, это 3 главные основы чего – либо.
6781803429000
- О каких 3 китах вы говорили на уроках музыки?
Слайд
- Давайте выясним на каких 3 китах стоят части речи и какие имеют общие признаки.
- В любом плавании принято вести бортовой журнал, где записывают сведения о том, что произошло или что встретилось на пути.
Откроем его и запишем дату.
а) Минутка чистописания.
- При помощи каких букв можно изобразить морские волны? Запишем их на минутке чистописания.
- Для каждого острова я приготовила задания. 1 группа - превратите все слова в имена существительные. Запишите однокоренные слова, которые являются именами существительными:
Второй группе нужно придумать и записать имена прилагательные на каждую из букв этого слова.
- Глаголы, представьте, что этот обитатель морей сказочный. Он может одновременно выполнять несколько дел своими чудо – щупальцами. Запишите эти действия.
Работайте вместе в группе, обсудив записывайте ответы. На выполнение заданий даю 2 – 3 минуты.
Какие имена сущ., прил., гл., поселились на вашем острове?
- Что обозначают ваши слова, записанные в бортовых журналах?
П.
Пп.
Дп.
Слайд
7734303683000
-
Действительно, группы слов имеют общее значение. Это и есть 1 кит. Назовём его: Грамматическое значение.
А теперь отгадайте загадку и запишите антонимы – имена существительные (I группа), антонимы – имена прилагательные (I группа), глаголы – антонимы (I группа):
Бывает он и холод, Притихнет, умчится,
Бывает он и в зной, Примчится опять,
Бывает он и добрый, То вздумает по морю
Бывает он и злой. Волны гонять.
Попутный ветер нам необходим в путешествии. Встанем и переместимся по часовой стрелке на следующий остров.
80200521653500
- Ребята, а знаете ли вы, что звуки моря оказывают мощное выздоравливающее воздействие, снимают стресс и напряжение. А если долго смотреть на воду, она снимает усталость и действует успокаивающе.
- Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством великого русского художника И. К. Айвазовского, который своими шедеврами покорил весь мир.
Слайд
85915515176500
-
2992755384810001544955380365007810535623500
Некоторые из них мы сейчас увидим. Обратите внимание на то, каким художник изображал море.
- Каким показано море на картинах Айвазовского?
- Ребята, представьте, если в нашем море Слов разыграется буря.
Вот такими необычными могут стать слова, с таким необычным сочетанием звуков и букв:
Слайд
97345511874500

Спишите внимательно в бортовой журнал это предложение.
- Подумайте какой частью речи являются эти слова. Задание:
Найти и выписать имена существительные (1 группа), прилагательные (2 группа), глаголы (3 группа). Назовите их.
Как вы определили? В каком числе и в каком времени употреблены глаголы?
Сущ. в каком числе и падеже употреблены? Какой род этого сущ. (бульки в люмзуке)
Прил. - в каком числе это прил? какого рода и падеже употр? (мюпкие, в брякеной)
- Действительно, у каждого слова есть признаки, по которым вы узнали часть речи. Мы познакомились со 2 китом. Давайте прочитаем его название:
Слайд
71628014859000
Морфологический признак:
Им.сущ., им. прил. – число, род, падеж.
Глагол – число, время,…- Отправляемся на поиски 3 кита.
Динамическая пауза.
- Чтобы встретиться с 3 китом, вы должны составить предложения из слов:
Слайд
Чтобы встретиться с 3 китом, вы должны составить предложения из слов:
Подгоняет, море, и, кораблик, на, ветер, гуляет.
- Где вы уже встречались с этим предложением?
- Запишите его. Подчеркните грамматическую основу. Найдите второстепенные члены. Установите связь слов в предложении.
- Какой частью речи выражено подежащее? сказуемое?
А как называются сказуемые, которые относятся к одному и тому же подлежащему?
- Назовите второстепенные члены предложений. Какой частью речи выражены?
А ещё какой частью речи могут быть выражены второстепенные члены?
Действительно, определяя, каким членом предложения является слово, вы узнаете, какую синтаксическую роль оно выполняет.
Слайд
95440514795500
Синтаксический признак – это и есть 3 кит, на котором стоят части речи.
Ребята! А.С.Пушкин впервые встретился с Айвазовским на выставке его картин. Позже Айвазовский нарисует картины «А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря», «Пушкин у моря».
- В каких сказках Пушкина встречается описание моря?
- В его сказках море – это живое существо, наделённое многими чувствами. Оно 1 из главных героев сказок, воздействующее на ход событий. Как и на картинах Айвазовского оно то спокойное, то бурное,
- Каким Пушкин изображает море в данных отрывках?
-266708382000
1016018288000
-654055524500
11557021399500
- Запишите отрывки из сказок. Вставьте пропущенные буквы. Укажите части речи.
- Ребята! Подведём итог нашего путешествия.
- На каких 3 китах стоят части речи?
Слайд
Что мы повторили сегодня на уроке?
Все знания мы привели в определённый порядок. На уроках русского языка вы будете пополнять таблицу другими частями речи.
Подойдя к финалу путешествия по морю слов, хочу вас спросить, какие трудности вам встретились на уроке?
Слайд
Если вам было легко выполнять задания и вы смело шли вперед – поднимите зеленый цвет. Если у вас возникали трудности, сомнения – поднимите желтый цвет. Если задания были трудными и вы допускали ошибки – красный цвет.
678180-190500-
Оцените свою работу на уроке и поставьте оценки в свой бортовой журнал.
Зеленый цвет – молодцы! Вы имеете прочные знания.
Желтый цвет – молодцы! Вы обдуманно принимали решения и достигали назначенной цели.
Красный цвет – не отчаивайтесь! Внимательно выслушайте советы 3 китов.
Совет 1 кита: Повторить правила о частях речи.
- А где можно найти правила?
Совет 2 кита: Как можно чаще выполняйте разбор слова как части речи.
- Где можно найти образец разбора?
Совет 3 кита: Разбирайте предложения по частям речи и членам предложения.
- Где можно взять предложения?
5. Итог урока. Рефлексия. Мне было приятно с вами работать. Вы умные, старательные и прилежные дети. Расскажете о нашем путешествии дома? А чтобы вам было не только что рассказать, но и показать – возьмите на память о нашем путешествии по ракушке. Учащиеся рассаживаются за парты по группам.
1 группа – вопросы кто? что?
2 группа – какой? – ая? – ое? – ие?
3 группа – что делать? что сделать?
Взаимопроверка.
Учащиеся поднимают карточки со словами, когда учитель произносит их слова во время чтения стихотворения.
Ответы учащихся.
Ответы детей.
Повторяют правила работы в группах:
-Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
- Части речи.
- Повторить о частях речи. Учиться различать их.
- Предлог, местоимение, имя числительное, наречие, частицы, союзы.
- Кит.
- Млекопитающее.
- Раньше древние полагали, что Земля плоская и держится на 3 китах, плавающих в безбрежном всемирном океане.
- Марш, танец, песня. (слайд)
Для каждого учащегося заготовлена карта с разлинованным листом.
Дети записывают дату.
Дети прописывают сочетания букв.
Ответы I группы:
смелость, помощь, веселье, дружба, зима, рассказ, спорт.
Ответы II группы:
З - звонкий
В - веселый
У - удивительный
К - крепкий
И - интересный
Ответы III группы:
пишет, читает, рисует, пилит, стучит, ест, гладит, моет.
и.с. – предметы
и.п. – признаки предметов
гл. – действие предметов
-Ветер.
Антонимы: холод – зной,
добрый – злой;
умчится – примчится.
Динамическая пауза.
Чтение учащимся биографии художника: Родился И. К. Айвазовский в 19 веке в крымском г. Феодосии, который находится на берегу Черного моря. Море и флот – его призвание. Он нарисовал свыше 6000 картин на морскую тему.
Учащиеся смотрят слайды картин Айвазовского. Показ видеоролика сопровождается музыкальным произведением Шуберта.
- Спокойным, в бурю, в ураган.

В люмзуке – им. сущ., люмзука, ж.р., 1 скл., п.п., ед.ч.
Бульки - им. сущ., мн. ч.
Брякеной – им. прил., брякеная, ж.р., п.п., ед.ч.
Мюпкие – им. прил., мн.ч.
Трулялякали, – гл., трулялякать, прош. в., мн. ч.
Журились – гл., журиться, прош. вр., мн.ч.
Учащиеся встают и перемещаются по часовой стрелке на следующий остров.
Из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Подлежащее: ветер.
Однородные сказуемые: гуляет, подгоняет.
Второстепенные члены: по морю, кораблик.
Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе…».
Ответы детей.
Учащиеся записывают отрывки в бортовой журнал.
Ответы детей.
- Можно повторить по учебнику.
- Порядок разбора слов в конце учебника.
В любом тексте.
Подводят итоги, оценивают свою работу. Личностные УУД:
Проявление любознательности к изучаемому материалу.
 Формирование мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
Познавательные УУД:
 Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
 Представлять информацию в виде схемы.
 Выявлять сущность, особенности объектов.
 На основе анализа объектов делать выводы.
 Обобщать и классифицировать по признакам.
Определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.
Выстраивать логическую цепь рассуждений.
Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.
Находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос.
Регулятивные УУД:
 Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в группах.
Учиться критично относиться к собственному мнению.
Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.