Урок-смотр по русскому языку на тему Обобщение знаний о частях речи 2-4 класс


Тема: «Обобщение знаний о частях речи» . Урок – смотр. Цели: Закрепить знания о грамматических особенностях частей речи; учить детей выполнять задания в нестандартной ситуации: закрепить умения анализировать, планировать, оценивать ситуацию в задании и свои действия; активизировать мышление, внимание, память, интерес к результату работы; воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска; карточки с текстами заданиями.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, самостоятельный, практический.
Ход урока.
Психологический настрой. –Ребята, поприветствуйте, пожалуйста, друг друга. Улыбнитесь друг другу и давайте вспомним первые строчки из песни «Улыбка». От улыбки станет всем светлей, От улыбки в небе радуга проснётся. Поделись улыбкою своей, И она к тебе ещё не раз вернётся.
Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы повторим всё, что мы знаем о частях речи. Урок – смотр начинается.
Мозговая атака. Слайд Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает Когда это бывает? - Что мы знаем о весне?
Игра – диалог «Кто быстрее»? . –Какое время года приходит после зимы? Как называются весенние месяцы? Как светит солнце весной? Что тает? Кто прилетает весной? Какие стали дни и ночи? Какие работы начинаются в садах, огородах.полях? Какие цветы расцветают первыми?
Минуткачистописания. Записываем число. (называют на казахском и английском языках). К какой части речи относится? (числительное и сущ.) Прописываем букву Вв ( даем характеристику звуку)
Фонетический разбор слова весна.
2. Реализация.
1.Имясуществительное. На вопросы кто и что? Отвечать оно должно! Очень удивительное Имя ……..( существительное). Что вы знаете о существительном?Слайд. Надо выполнить задание «Что здесь лишнее ?» 1. Стол , стул. окно , шкаф. ( ср. р.) 2.Книга , ручка . парта, пенал. ( м.р.) 3. Дуб , берёзы, осина, клён. ( мн. ч.) Игра « Поймай слово» Нужно записать сущ. мужского и женского рода. Девочки – ж.р. мальчики – м.р. Камыш, грач, мяч, тень, дочь, ключ, помощь, ночь, плащ, тишь. Вывод: м.р. пишется без ь , а ж.р. с Ь.
2.Имяприлагательное. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Какая часть речи спряталась за этими строками? ( Прилагательное) Что вы знаете о прилагательном? Слайд . *Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв антонимов сможете сложить слово, которое станет сюрпризом для вас: .Широкий ------- Узкий 2кл. Дописать нужные прил. Твёрдый ---------Мягкий Работа по карточкам. Старый -----------Новый Скучный ---------Интересный Бесполезный----Ценный Неряшливый ----Аккуратный ( Умница) Слайд*Вставь пропущенные окончания прилагательных. Указать падеж. 1.Рассказ о хорош…. человек… , встретился с хорош……. человек….. 2.Ехали по широк…….. пол….. , подлетел к открыт…….. окн…. . 3. На улицах больш……… город….. , чашка горяч…….. молок…. .
3 .Глагол.. Без меня предметы Лишь названья. А я приду - Всё в действие придёт: Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады И хлеб растёт в полях. О какой части речи говорится в загадке ? *Что такое глагол? *Что называется начальной формой? *Как изменяются глаголы? *Что называется спряжением глагола? *Какого вида бывают ? Какую роль играют в предложении? Слайд. «Замениоднимсловом» 2кл. Спишите стих-ние. *Дать стрекача. (убежать)
Подчерните глаголы. *Чесать языки. ( разговаривать) *Зарубить на носу. (Запомнить) *Водить за нос (обманывать) Слайд*Найди глаголы , определи время и спряжение. *Храбрец побеждает, а трус отступает. *Кто вперёд смотрит, тот далеко видит. *Шило в мешке не утаишь.
4 . Местоимение..О какой части речи идёт рассказ? Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. Я о себе такого мнения: Огромна роль…………( местоимения). Что мы знаем о местоимении? Как оно изменяется? Какую роль играет в предложении? Слайд. «Подумай и отгадай» 1.Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (я-мы) 2.Сколько личных местоимений в слове семья? ( семь –я) 3.Первый слог – местоимение, второй слог – звук, который создает лягушка. Вместе – овощ. ( тыква). Слайд *Вставь подхрдящие по смыслу местоимения .……… буду решать задачу. ………пойдут в школу. Что ….. купишь ? Что ……. читаете? Какую задачу ….. решаете ?5.Числительное.. Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен. Ты с ним , дружок. будь очень дружен. – Без какой части речи мы не сможем узнать, который сейчас час, сколько человек в классе? (числительное) -Что такое числительное? -На какие группы делятся числительные? Слайд Работа по карточкам.
6.Это мы с вами назвали какие части речи ? (самостоятельные) Но существуют ещё и служебные . Назовите их. (предлоги и союзы)
. Что вы знаете о предлоге? Как он пишется со словами? *Вставьте нужные слова. Работа по карточкам. Слайд. Проведем синтаксический разбор предложений. В голубом небе светит солнце. Люди смотрят на солнце и радуются. Какую роль выполняют предлоги и союзы в предложении?
7.Р/р. Прочитай рассказ.
3.Рефлексия. .Итог урока. Оценивание.. Вот и подходит наш смотр к концу. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему настроению, вспомните свою роль и участие в уроке.попробуйте оценить свою работу объективно. Я с вами согласна .вы уже научились себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни. И вы, ребята, должны жить в стране, где сияет яркое солнце на голубом небе. Расти . учиться и быть здоровыми, чтобы строить светлое будущее нашего Казахстана.