Урок по музыке в 4 классеПутешествие в Италию


Урок музыки в 4 классе
Тема урока: Музыкальное путешествие в Италию.
ХПИ: 1. «По-настоящему понимать незнакомый нам народ мы начинаем только после того, как нас пленит и тронет его искусство». С.Маршак.
2. «Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою» Б.Ауэрбах
Тип урока: Комбинированный: погружение в тему прошлого урока с изучением нового материала.
Форма: Урок – путешествие.
Цель: Сформировать представление об Италии, как родине музыки и музыкальных жанров, и о дружелюбном итальянском народе.
Задачи урока
Образовательные:
- учить слушать и анализировать музыкальные произведения;
- дать понятие об общих чертах музыки Италии, отражающей национальные черты и особенности страны;
- углубить понятие о том, что музыкальный язык не требует дополнительного перевода;
- формировать умения, навыки в определении черт, характерных для жанра баркаролы;
Развивающие:
Формировать познавательный интерес к музыке:
- при установлении связи изучаемого музыкального материала с жизнью;
- демонстрировать новизну знаний, их несоответствие прежним представлениям
- развитие восприятия: слухового, зрительного, ритмического, интонационного, тембрового;
- обогащение словарного запаса музыкальными терминами;
Воспитательные:
- воспитание способности к сопереживанию, состраданию - эмпатии, без которой музыка как духовное явление лишена смысла;
- воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение видеть прекрасное в жизни и в искусстве;
- воспитание чувства коллективной ответственности, необходимого в хоровом исполнительстве.
Музыкальный и видеоматериал урока.
Д.Россини. Увертюра.
Ф.Шуберт. Баркарола
Неаполитанская песня “Санта Лючия”
Д. Россини “Неаполитанская тарантелла” - видео
Гимн Италии - видео
Оркестр Андре Рьё: музыка
из к/ф «Крестный отец» - видео
Д.Верди «Триумфальный марш»
Доницетти. Ария Плавалагуны - видео
и. н.п. “Четыре таракана и сверчок”. - фонограмма
Дополнительный материал: линейная презентация содержит:
карту Италии
виды Венеции
портрет Робертино ЛореттиСанта Лючия – святая покровительница больных и бедных
изображение кастаньет и тамбурина
понятия: баркарола, тарантелла, бельканто
портрет Антонио Страдивари, его скрипка
высказывания – выводы на этапах урока
Средства обучения:
ТСО: компьютер, проектор
ЦОР: видеоматериал,  компьютерная презентация, детские музыкальные инструменты.
Ход урока
1. Орг.момент: Вход по музыку Д.Россини.
2. Целеполагание.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Италии. 
Что вы можете рассказать об итальянской культуре? Об итальянской музыке, об особенностях самих итальянцев?
Мы постараемся ответить на эти вопросы в конце урока, и вы сами оцените свою активность на уроке
Какова же цель урока? - Узнать как можно больше об Италии, ее жителях и итальянской культуре.
А поможет нам в этом искусство Италии.
3. Активизация ранее полученных знаний
- Италия расположена …
Море играет в жизни итальянцев важную роль!
И еще у итальянцев есть одна страсть – пение. В этой стране поют все, и у большинства итальянцев красивые сильные голоса.
- В каком виде музыки море и песня – объединяются?
- Чем отличаются баркаролы от других песен?
- В какой город приводит нас баркарола?
Анализ рисунков – домашнее задание: атмосфера южного города на воде.
- А какая итальянская песня известна во всем мире?
- Что означает Санта Лючия?
- Какой знаменитый певец ее исполнял?
- Чем прославился этот мальчик (Робертино Лоретти)?
- Что такое тембр?
Мы исполним песню на русском языке (текст в папке): Робертино - 1 куплет, мы – 2-й. Учимся, как нужно вести звук в итальянской песне: петь и с восхищением любоваться природой.
Исполнение песни «Санта Лючия»Оценить.
Микрообобщение: «Чтобы узнать народ, нужно слушать его песни».
4. Актуализация знаний. 
- Что мы уже узнали об итальянцах?
- Вы думаете, что вся музыка итальянцев такая умеренная?
А «тарантеллу» мог придумать только веселый неунывающий народ!
Историческая справка об истории возникновения тарантеллы.
Мы послушаем “Тарантеллу” композитора Д.Россини – фрагмент из оперы «Севильский цирюльник». Для яркости дополним бубном и кастаньетами в исполнении Ангелины и Дарины.
Задание: постарайтесь перечислить основные черты тарантеллы: музыкальные и танцевальные.
Слушание: Неаполитанская тарантелла. Джоаккино Россини
Ответы.
5. Углубление в тему
- Не только послушайте, но и взгляните, что это за песня?
Слушание: Гимн Италии на концерте оркестра под управлением Андре РьёПоняли – это гимн.
- Что такое Гимн? Как звучит обычно государственный гимн?
- Что вас удивляет в итальянском гимне и в том, как итальянцы исполняют свой гимн, как они к нему относятся?
- Что говорит об итальянцах это видео?
Микрообобщение об итальянском народе.
А как мы об этом узнали? Мы послушали несколько музыкальных произведений.
Зачитываю по карточке:
Большинство итальянцев дружелюбны и жизнерадостны. Почти все умеют готовить, любят петь, и очень общительны. Они – прирожденные актеры. Итальянца вы узнаете по выразительной мимике и активной жестикуляции. Это явление связано с итальянской натурой, вобравшей в себя солнце, веселье и оптимизм.
Открыть на доске скрытое до того высказывание – Х П И
«По-настоящему понимать незнакомый нам народ мы начинаем только после того, как нас пленит и тронет его искусство». С.Маршак
6. Развитие темы на новом примере
- Вспомним цель нашего урока?
- Чем еще кроме Венеции знаменита Италия?
Италия – страна – музей. Страна шедевров искусства.
Лучшие музыканты и художники 500 лет назад стремились в Италию (Флоренцию) учиться мастерству.
- Если это так, то где делали самые лучшие музыкальные инструменты?
Культурно-историческая справка об Антонио Страдивари.
Послушаем, как звучит скрипка мастера Страдивари, сделанная в 1667 году.
Слушание: Музыка из итальянского кинофильма «Крестный отец» композитора Ни́но Ро́та. В исполнении оркестра под управлением Андре РьёЧеловеческая душа - это тоже "инструмент со струнами. На чудесную музыку отзовется любое сердце.
- Почему мы понимаем музыку другой страны? – Она передает чувства, и мы ее чувствуем.
- Нам для этого нужен переводчик? – нет.
- Что же вы услышали в этой музыкальной интонации, в мелодии?
Итальянская музыка отличается яркой, проникновенной, пронзительной мелодичностью.
Эта музыка будет нравиться в любые времена, в разных странах. А почему? – она воздействует на чувства и настроение.
«Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою» Бертольд Ауэрбах
7. Рефлексия.
Как вы считаете, у вас сложилось представление о музыкальной культуре Италии? Теперь вы сможете себя проверить. Откройте карту самооценки по слушанию № 2. Через минуту – самопроверка. (См. Приложение)
В это время звучит марш из оперы «Аида» Дж. Верди – к 1-му вопросу.
Проверяем себя. Если нет ошибки, ставим плюс в колонку самооценки.
8. Расширенное изучение темы.
А теперь сюрприз. Фрагмент из фантастического боевика.
Задание: поймите, в чем противоречие?
Видео. Ария Дивы Плавалагуны и кинофильма «5 элемент».
Что вас поразило? – божественный голос и невероятная вокальная техника.
Как называется такое пение? (диалог о бельканто)
- Как ее воспринимают люди, сидящие на концерте? Что испытывают?
А в чем вы видите противоречие? - Между эпохой 23 века и музыкой 18 века.
Музыка из итальянской оперы в американском фильме, а исполняет албанская певица – искусство – всеобщее достояние.
9. Обобщение.
- Чему посвящен наш урок? Достигли мы цели?
Современные итальянцы, как и все слушают эстрадную музыку. Но они очень гордятся своей культурой. (Слайд - список)
- Какие из прозвучавших произведений помогли вам составить свое представление об особенностях итальянцев?
Вы согласны с высказыванием С.Маршака, что «По-настоящему понимать незнакомый народ мы начинаем только после того, как нас пленит его искусство»?
Музыка Италии – россыпь изумительных по красоте мелодий, самых красивых в мире голосов, бесконечный гимн солнцу, морю, любви, красоте, всему цветущему великолепию этой цветущей земли.
Я надеюсь, что эта музыка принесла вам не только знания об Италии, но и удовольствие. Психологи утверждают, что итальянская народная и классическая музыка снимает раздражительность, нервное напряжение и активизирует симпатию.
10. Исполнение песни.
Дорогие Итальянцы, мы с удовольствием споем итальянскую песню.
Ребята, пожалуйста, стоя.
Исполнение«Четыре таракана и сверчок»
При необходимости отработать легкость и четкость артикуляции, артистично, объемно передать 2 ярких образа!(Оценить исполнение)
Полагаю, мы спели по-итальянски весело.
Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.
– Мне урок понравился. Было приятно с вами работать.
11. Рефлексия совместной деятельности
- Что на уроке вам больше понравилось? Закончите письменно одно из предложений в третьей табличке
- А в следующей таблице оцените выразительность своего пения и как вы слушали музыку.
12. Домашняя работа, как форма музыкально-просветительской деятельности самих школьников:
послушать песню в исполнении Робертино Лоретти «Джамайка» и письменно ответить, что делает эту песню именно итальянской, независимо, на каком бы языке она не прозвучала.
Всего доброго. Урок окончен. До свидания.
Выход вновь под музыку Д.Россини.