Родительское собрание на тему О чём может рассказать школьный дневник


Родительское собрание: «О чем может рассказать дневник»
Форма: устный журнал
Цели:
1. Показать родителям значение дневника как основного документа в работе школьника.
2.​ Помочь семье в воспитании у детей таких качеств, как ответственность, аккуратность, обязательность.
3.​ Дать практические советы по организации работы с школьными дневниками.
Подготовка:
1. Предварительная проверка дневников учащихся.
2. Смотр-конкурс дневников учащихся класса.
3. Классный час с детьми «О чём может рассказать дневник»
Добрый вечер, уважаемы родители! Я рада приветствовать вас на очередном нашем родительском собрании. А начну я его со слов известного детского писателя Г. ОстераНе давайте близким на ночь
Школьный свой дневник читать,
Будут их потом кошмары
Часто мучить по ночам.
Станет мама заикаться.
Папа дергаться начнет!
Доктора такое чтенье
Запрещают перед сном
Да, речь сегодня пойдёт, о самом важном, в жизни каждого школьника, документе. О школьном дневнике. А точнее «О чём может рассказать школьный дневник». Пройдет наше собрание в форме устного журнала. На страницах которого, мы постараемся рассказать вам много интересной и полезной информации и обсудить наболевшие вопросы.
И так
1 страница «Немного из истории»
    Откуда к нам пришло слово «дневник»? Существуют разные толкования.
Слово «дневник» отмечается еще с Петровской эпохи. Это буквальный перевод французского journal «ежедневный»(этимологический словрь).Толковый словарь: Хронологическая запись каких-либо событий из жизни одного человека или коллектива.
б) Литературная форма повествования, последовательно излагающая события личной или общественной жизни человека, от имени которого ведётся рассказ
Школьный дневник совмещает разные функции. Это не просто личный документ, зеркало ученика, отражающее характер и пристрастия своего владельца. Это предмет, по которому можно проследить историю страны и особенности каждого этапа ее развития. До того, как дневник приобрел современный облик, он претерпел множество изменений.
«Спутникъ школы» появился на рубеже 19−20 веков и принадлежал гимназистам, учащимся земских школ, школ Министерства народного просвещения и церковно-приходских училищ дореволюционной России. В Петербурге и Москве дневники печатали в известных в то время типографиях, «в прочныхъ переплетахъ съ кожаными и коленкоровыми корешками, ценою отъ 15 копеекъ». «Спутникъ» содержал массу любопытной информации: флаги государств, личные данные учеников, географические и статистические сведения, основные церковные посты и праздники, список домашней аптечки и даже целый раздел, посвященный императорской семье.right000Советская «версия» дневника — это обезличенный документ размером 17х21 см с обложкой из белого или серого картона. На страницах из плотной и шершавой бумаги было комфортно писать чернильной ручкой. Пользоваться первыми советскими школьными документами начали после проведения реформы 1930−1934 годов, когда было введено всеобщее обязательное начальное четырехлетнее образование и стала создаваться десятилетняя средняя школа. Посредством дневника классный руководитель общался с родителями ребенка, сообщал о собраниях и важных мероприятиях. Любопытно, что дни недели в изделиях того периода обозначали цифрами.
А сейчас хочу задать вам вопрос, скажите какие дневники кроме школьных вам ещё известны? (Ответы родителей)
Многие люди, очень знаменитые и совсем наоборот, писали и пишут дневники. Дневник - это отражение души человека. К примеру, большим любителем дневниковых записей был выдающийся русский писатель Л.Н. Толстой. После его смерти были найдены сотни дневниковых записей, которые стали предметом изучения литературоведов. Благодаря тому, что писатель так много времени уделял своим дневникам, мы можем говорить, что и сегодня идет работа над изучением его трудов.
Вёл дневник А.С. Пушкин. Еще, будучи лицеистом, он записывал свои переживания о первой любви, о прожитых днях, о своих друзьях.
Дневник вела Таня Савичева, двенадцатилетняя девочка из блокадного Ленинграда, которая по дням описывала тяжёлое положение своей семьи и смерть близких ей людей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Таня фиксировала реальные факты смерти своих родных. В конце дневника можно прочесть: «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Дневники известного писателя-природоведа известного русского советского писателя М.М. Пришвина, рассказывают о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.
Дневниковые записи известных мореплавателей и путешественников рассказывают об открытии новых земель, народах которые населяют эти места, об их быте и обычаях.
2 страница «И в шутку, и всерьёз»
А что же значит дневник для школьника?
Сценка Жалобы школьного дневника
Ох, ах, ох-хо-хо! Как же тяжело мне жить на белом свете! Мучаюсь, страдаю, теряю силы, худею, грязные пятна покрыли мою глянцевую кожу. Кто я? Так вы не знаете? Я - школьный дневник. Почему мне так тяжело, спрашиваете вы? Потому что у меня очень плохой хозяин. Иногда мне кажется, что я живу не в современном обществе, а в древнем мире и мой хозяин — настоящий рабовладелец, которому совершенно все равно, как я себя чувствую, что переживаю.
Кто мой хозяин? Мой хозяин — мальчик Саша. Он — обыкновенный школьник. Нет, совсем не обыкновенный, а очень плохой школьник. Почему? - спросите вы. Да потому, что мальчику Саше абсолютно все равно, как чувствуют себя предметы и люди, которые его окружают. Так не бывает, скажете вы. Нет, очень даже бывает. Вчера, например, он разбирался со своим лучшим другом с моей помощью. Именно мной он бил своего друга по голове за то, что он не дал ему перед уроком списать математику. А позавчера он лихо съезжал на мне с горки, при этом долго думал над тем, развернуть дневник на какой-нибудь странице или съезжать, сидя на обложке.
Вы спрашиваете меня, почему я терплю такое отношение к себе? Нет, я не терплю, я активно сопротивляюсь. Вот вчера, например, я лег на самом видном месте для того, чтобы родители Саши смогли, наконец, заглянуть в дневник и увидеть то, после чего они всегда пьют валерьянку и корвалол. Но они почему-то не захотели: папа смотрел телевизор, мама Саши что-то вязала, и я так и не сумел обратить их внимание на жирную двойку по математике, которую учительница поставила на две клеточки вместо одной. Она ставила эту двойку так, что у меня до сих пор страница болит, терпеть невозможно. А ведь я такой ценный предмет! Только пиши аккуратно, сокращай слова правильно, не забывай записывать нужную информацию и я, как старик Хоттабыч, буду верным помощником и другом человека!
О-хо-хо-хо-хо! Больше терпеть не могу. Я решил, что...
Что решил дневник Саши остаётся только догадываться. А вот что думают о дневнике наши дети расскажу сочинения. Для этого мы провели конкурс сочинений среди четвероклссников. И вот о чём они говорят ( Учитель зачитывает несколько сочинений на тему «О чем может рассказать …)
И так по словам детей Дневник это основной документ ученика. Так давайте поговорим о главном.
Кто же несёт ответственность за дневник?
​ Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик. Ученик заполняет лицевую сторону обложки, вписывает названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий. Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на которые они заданы, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий. Учащийся следит за состоянием дневника, своевременно, аккуратно заполняет свой дневник и предъявляет дневник по первому требованию учителя и классного руководителя.
​ По правилам ведения школьного дневника учителя сразу после ответа ученика должны выставить оценку и в классный журнал, и в дневник. Своевременное выставление отметок контролирует классный руководитель, который еженедельно следит за выполнением требований к ведению документа и заносит недостающую информацию.
​ Родители также принимают активное участие. Они просматривают оценки, сделанные замечания и ставят свою подпись, свидетельствующую о том, что ознакомились с официальной стороной школьный жизни своего ребенка.
О чём может рассказать дневник?
​ Например, о том, каков характер у его владельца. Подросток, который своим поведением бросает вызов обществу, и обложку дневника выберет соответствующую: с изображением рокеров, разного «железа», колючей проволоки… Интересно, что если все девочки в 6-х классах выбирают обложки с изображением принцесс, то к 9-му классу среди них происходит очевидное расслоение. Половина барышень продолжает пребывать в романтическом настроении, а вторая половина предпочитает картинки, на которых красуются полуобнаженные поп-идолы. А ученик, увлекающийся, например, биологией, выбирает обложку с изображением животных, вне зависимости от пола.
​ Если ученик «хоро​шо учится, опрятно одет, дисциплиниро​ван, собран, аккуратен во всем — у него и дневник будет идеален. (Ну, может быть, за редким исключением). Если ребенка с детства (вернее, с рождения) не приучи​ли к аккуратности, к опрятности, дисцип​линированности, то как вы думаете, какой у него будет дневник?
​ О многом может поведать и почерк. Графологам давно известно: округлые буквы обычно выводят люди добрые, а заостренные – натуры резкие, экспрессивные. Если в графе для расписания уроков название предмета ребенок начинает писать аккуратно, а заканчивает какой-то «закорюкой», то это свидетельствует о неусидчивости и о частых сменах настроения.
​ Любимые предметы обычно выписываются полностью, а остальные – кое-как.
​ Объединяет многие дневники то, что в начале учебного года дети стараются заполнять их аккуратно, а ближе к концу они часто выглядят очень неопрятно.
​ Дневник может рассказать о настроении, кумирах и увлечениях владельца.
Какие функции выполняет дневник?
​ В дневник записываются домашние задания и проставляются оценки за день, за учебную четверть, за год.
​ Для учащегося дневник — это конкретный план работы на каждый день.
​ Из дневника родители узнают, чем был наполнен школьный день и как проявил себя их ребенок.
​ Систематическое наблюдение за дневником помогает родителям подметить сильные и слабые стороны школьников, поддержать интерес к учебному предмету или помочь, если ребенок не успевает.
​ В дневнике отражается и поведение школьника. Родители могут видеть, насколько ребенок прилежен, дисциплинирован, каково его отношение к учителям, товарищам, школе.
​ Если же родители невнимательны к дневнику, этот важный документ теряет смысл. Дневник превращается в записную книжку или блокнот, не выполняет своей главной функции. А теперь. Давайте вместе поразмышляем над вопросом «А для чего, собственно говоря, нужен школьный дневник?» (Ответы родителей)
С Вашего позволения обобщу все сказанное. Итак, школьный дневник нужен для того, чтобы:
Ребенок не забыл выполнить домашнее задание, а Вы могли оценить насколько оно объемное и сложное и проконтролировать его выполнение. Именно поэтому в дневниках принято записывать номера упражнений, параграфов, страниц и характер заданий для самостоятельного выполнения и изучения.
Ребенок знал, какие уроки ему предстоит посетить в течение недели, а Вы имели представление о том, сколько и каких уроков будет у ребенка в тот или иной день, с каким учителем он находится в текущий момент времени
Оперативно сообщить Вам об изменениях в режиме работы школы, важных мероприятиях (в том числе о родительских собраниях)
Фиксировать в нем оценки, которые ребенок получает на уроках, а также итоговые оценки (четвертные, годовые) с тем, чтобы Вы могли оперативно получать информацию о том, как учится ваш ребенок, к каким предметам имеет склонности и способности, в каких он менее успешен. Эта информация не может быть неинтересна Вам, ведь каждый из Вас хочет, чтобы дети были успешными, а основы будущей успешной личности формируются именно в школе.
А теперь вспомните дневник Вашего ребенка и попробуйте ответить на вопросы «Насколько успешно решаются описанные задачи с его помощью?» Всю ли информацию Вы получаете из дневника? Не приходится ли дополнительно общаться с классным руководителем? Часто ли Вы заглядываете в дневник? Делаете ли Вы это с удовольствием?
Как и ожидалось, Ваши ответы в основном отрицательные. В чем причины этого явления? Дневники теряются, параллельно может существовать несколько дневников (для мамы, для папы, для учителя), оценки могут подделываться, как, впрочем, и Ваши подписи. Вы скажете, что когда Вы учились в школе, все эти явления также имели место и будете правы. Да, так было и 20 и 30 и 5 лет назад. Но на дворе XXI век, который принес с собой новые технологии обработки и представления информации, а, значит, то, что ранее нужно было хранить в дневниках и передавать с их помощью, теперь можно хранить и передавать с помощью современных Интернет-технологий. В чем же преимущества электронного дневника?
3 страница «Дневник XXI века»
Электронный дневник
Первое. Электронный дневник будет всегда доступен, потерять его или завести дубликат невозможно, а, значит, у родителей, использующих эту технологию, всегда будет доступ к объективной информации об учебных достижениях своего ребенка.
Второе. Информация об оценках, полученных на том или ином уроке, поступает в электронный дневник очень оперативно (издержки технологии), поэтому об учебных успехах и неудачах родители получают своевременно, а не отсрочено, что, естественно, позволяет родителям «держать руку на пульсе». Кроме того, электронный дневник, как правило, идет в связке с еще одним сервисом смс-информирование. Если до дневника не всегда руки доходят, то смс-сообщение читать придется, а значит и получать информацию о «свежеполученных» оценках.
Третье. В традиционном дневнике оценки располагаются в недельной сетке и очень сложно отслеживать динамику оценок по предмету. Например, чтобы просмотреть все оценки, полученные за II четверть по русскому языку, нужно будет пролистать не менее 8 страниц, при этом стараясь удержать в памяти все замеченные при просмотре оценки, или придется выписать их на отдельный лист бумаги. В электронном дневнике период для просмотра выбирается пользователем, поэтому можно без особых усилий наблюдать за динамикой учебных достижений ребенка в рамках предмета. Естественно появляется и возможность для анализа имеющихся данных, в некоторых дневниках есть возможность строить диаграммы, наглядно демонстрирующие положение дел.
Четвертое. Оценки в электронный дневник вносит или сам классный руководитель (самый лучший вариант, далее поймете почему) или специально подготовленный оператор. Ни родители, ни дети не имеют права редактировать оценки, поэтому информация о них будет объективная.