Урок 21. Тема урока: Россия на географической карте. Модуль «О чем может рассказать таблица?»


Технологическая карта урока окружающий мир. 4 класс.
Урок 21. Тема урока: Россия на географической карте. Модуль «О чем может рассказать таблица?»
Цели для ученика
1.Предметные: получить представление о формах суши России и географических объектах на ее территории.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение извлекать информацию из географической карты, на ее основании делать выводы, фиксировать их в таблице.
4. Воспитывать чувство патриотизма, коммуникативные качества, сотрудничество; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Цели для учителя
Сформировать представление учащихся об изображении больших участков земной поверхности на карте, о географической карте России, выявить совместно с учащимися основные формы суши и их особенности изображения на карте, развивать умение сравнивать, анализировать, учить определять на карте месторасположение географических объектов и фиксировать названия объектов в таблице.
Технология модульного обучения
Тип урока: урок открытия нового знания Методы: наглядный, частично – поисковый
Опорные слова: земная поверхность, географическая карта Новые понятия: равнина, плоскогорье, горные массивы
Формы контроля: фронтальный опрос, работа в группе, индивидуальная работа.
Материально – техническое обеспечение: проектор, компьютер, экран, презентация Microsoft Power Pointг «Наша Родина на географической карте», географическая карта России, карточки таблица 1, таблица 2..
Планируемые результаты
Предметные:
Освоение учебного материала, умение работать с картой, анализировать ее, заполнять таблицы Метапредметные:
Регулятивные: уметь ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Познавательные: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам. Коммуникативные: умение работать в группе, умение слушать и вести диалог.Личностные:
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяФормы контроля Формируемые УУД
Организационный момент (1-2 минуты)
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой
-Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Много нового нас ждет. Все за знаниями вперед!
Граждане своей страны
Знать все о Родине должны.
- Что за карточки у вас на столах? Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность
Фронтальная Регулятивные :формирование способности к организации своей деятельности.
Актуализация
знаний
(4-5 минут)
- А для чего нужно знать карту своей Родины? Откройте форзац учебника, на котором дана эта карта в масштабе в 1 см 280 км. Велика наша страна. Россия имеет самую протяженную границу. Наши соседи – это Финляндия, Белоруссия, Украина, Грузия, Казахстан, Монголия,
Китай, Корея, Япония. Читают карточки с названиями географических объектов. (Понимают и принимают учебную задачу - названия объектов Москва, Байкал, Среднесибирское плоскогорье, Сахалин можно найти на карте России)
Работают с физической картой России. Определяют протяжённость России с запада на восток и с севера на юг.
от крайних точек на карте. Фронтальная Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. 
Постановка учебнойзадачи
(2-3минуты)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительными географическими объектами нашей страны и узнаем, какой была первая карта России.
Демонстрирует слайды презентации, показывает на карте России следующие географические объекты: Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, Среднесибирское плоскогорье, Уральские, Кавказские, Алтайские горы; моря, омывающие Россию с севера, с востока, с юга; Волгу, Обь, Енисей, Ангару, Лену, Амур; Каспийское море, . Ученики, рассматривая карту в учебнике, определяют особенности использования цвета на карте, соотносят названия географических объектов и расположение объектов на карте. Фронтальная,
индивидуальная.
Работа в паре.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели
3. Изучение нового
материала.
(14-15 мин) - Сейчас вам предстоит работать в группе. Необходимо занести в таблицу географические объекты. Соотнести месторасположение того или иного объекта на территориях Восточно –Европейской равнины, Западно – Сибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья и внести данные в таблицу. Для уточнения тех или иных данных используйте текст в учебнике стр.77-79.
-Работая в группе, не забывайте правила работы в группах.- Какие правила вы должны выполнять для успешной работы?
- Прочитайте текст «Какой была первая карта России.» Дополните таблицу, запишите географические объекты, названные в этой статье и А. С. Пушкиным в отрывке из трагедии «Борис Годунов». Ученики находят самые крупные равнины, горные системы и возвышенности, острова и полуострова реки и озера, города нашей страны на карте. Характеризуют формы суши на территории России, соотнося их сусловными обозначениями. Называют и показывают в паре, группе самые крупные равнины, горные системы и возвышенности, острова и полуострова, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки и озера страны.
Заполняют таблицу, соотнося географические объекты с месторасположением на равнинах и плоскогорье России. Приступая к работе в в группе, учащиеся проговаривают правила работы в группах:1. В группе должен быть лидер.2. Если не понял, переспроси.3. Один говорит, другие слушают.4.Свое несогласие высказывай вежливо.5.Работать должен каждый на общий результат.
Формы суши Горн.систВодо-емыОст- роваГорода
Вост.-Европ равнина Запад.-Сиб равнина Среднесиб-е. плоскогорье. (Лидеры и группа выходят перед классом сообщают результаты деятельности)
Учащиеся дополняют таблицу, записав города Новгород, Астрахань. Коллективная,
практическая,
индивидуальная.
Работа в группе.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: высказывание своей гипотезы и предложение способов её проверки. коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
4. Первичное осмысление и закрепление (6-7 мин) -Пожалуйста, слушаем ваши выводы по заполнению таблиц: 1гр.-Горные системы России. 2. Водоемы(моря, реки, озера). 3. Города. – Есть дополнения?
Ученики готовят и предлагают прослушать выводы группы, по заполнению таблицы, сравнивают, дополняют, исправляют ошибки, показывают объекты на карте..Коллективная,
практическая,
индивидуальная.
Работа в группе.
Коммуникативные: обмениваются информацией, личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу
5. Итоги урока. Рефлексия. (5-6 мин) Обобщить полученные на уроке сведения и определить эмоциональное состояние на уроке
Проводит беседу по вопросам:
- Что узнали о географической карте России, новое об объектах на карте?
- Почему сумели зафиксировать в таблице географические объекты? Сделайте вывод.
-Проанализируйте свою работу.
Ученики делают выводы, опираясь на определения, сделанные во время урока. рассуждают, делают умозаключения. (Лидеры и группа выходят перед классом сообщают результаты деятельности ребят(получилось или нет)
Учащиеся высказывают свои суждения по образцу:
Я узнал…, Я удивился …, Я запомнил …
В группах подводит итоги, оценивают работу друг друга. Лидеры группы заполняют лист достижений группы
Ф.И. 1 2 3 4 Итог
1/1 1/1 1/1 1/1 4 б.
Работа в группе.
Коллективная,
практическая,
индивидуальная. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
6. Домашнее
задание.
(1-2 минуты) - Прочитайте стр.77-81, выберите самое интересное задание на стр.79, 81 и подготовьте ответ. Найдите для сообщения материал о реке Ангара. Учащиеся записывают в дневник задания,
уточняют, задают вопросы. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Регулятивные: планирование, формирование способности к организации своей деятельности.
Таблица 1. Географические объекты и их местоположение.
Горные системы Водоемы Острова Города
Восточно – Европейская равнина Западно – Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Таблица 2. Личное участие ученика в работе группы. ( 1 балл – все получилось, 0 – баллов – не справился)
Фамилия имя №1 №2 №3 №4 Итог
1 2 3 4 5 Критерии оценивания работы учащихся:
№1 – умею определять по определенной окраске на карте горные массивы, №2- умею определять и находить на карте водоемы(моря, реки, озера), №3 – знаю особенности островов, умею определять и находить острова на карте, №4 – знаю название городов и нахожу их на карте