Методическая разработка. Длительная игра
Главное управление образования и молодёжной политики
Краевое государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 53 с углубленным изучением отдельных предметов»
Методические материалы
Длительная цикличная игра как инновационный подход позитивной социализации школьников
Барнаул- 2016
История возникновения длительной игры
Одним из механизмов реализации воспитывающего пространства является длительная игра. Эта форма организации воспитывающего пространства не является новшеством.
-146685551180Кому принадлежала идея – создание длительной игры?
В начале ХХ века английский генерал Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл собирал группу мальчишек и организовал с ними палаточный лагерь. Это была первая и очень успешная попытка проверить новую систему воспитания: скаутинг, которая в последствии преобразовалась в организацию бойскаутов.
-164782534302703105150591820Идеи скаутского движения были поддержаны педагогом Иннокентием Николаевичем Жуковым, который в 1918 году создал «Забайкальский экспедиционный корпус» с целью путешествия по родному краю из учащихся г.Читы. Экспедиционный корпус имел свою структуру – профильные отряды; символику. Содержанием игры стали программы испытаний, которые содержали задания для самостоятельного поиска информации о природе региона. Практическая часть программ была представлена походами, экскурсиями, соревнованиями, которые сопровождались обработкой собранного материала и представлением информации в виде рефератов.
Продолжателем идей Жукова стал известный советский писатель Аркадий Гайдар, точнее герои его книги «Тимур и его команда». Тимуровское движение – социально значимая длительная игра возникла стихийно, развивалась часто без поддержки взрослых, по сюжету литературного произведения. Суть игры заключалась в помощи пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, героям тыла, труда. В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века тимуровское движение стало основой реализации деятельностного подхода в пионерской организации, которое постепенно переросло в движение милосердия, сохранив главную идею – заботы о людях старшего поколения.
В 70-80 годы 20 века данная форма была популярна в начальной школе. Всем октябрятам того времени она была известна под названием «Октябрята в стране октября».
В те годы это была игра – путешествие, которая объединяла деятельность младших школьников.
Идеология игры. Октябрятские группы готовили детей к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию им. В. И. Ленина. Первые группы октябрят возникли в 1923-24 в Москве при отрядах пионеров; в них принимались дети - ровесники Октябрьской революции 1917 (отсюда и название "Октябрята"). Группа октябрят создавалась в 1-м классе школы и существовала до образования пионерского отряда. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный знак - пятиконечная звёздочка рубинового цвета с портретом В. И. Ленина в детстве; группе октябрят вручается красный октябрятский флажок.
Младшие школьники всей нашей страны участвовали во Всесоюзной игре «Октябрята — по стране Октября». Эта игра-путешествие в своеобразной форме знакомила учащихся с особенностями природы страны, ее замечательными людьми, трудовыми достижениями, научными открытиями. Игра давала возможность объединить разные виды деятельности детей одной эмоционально-нравственной установкой, комплексно решать многие воспитательные задачи. Очень важно, учитывая потребность ребят в игре, создавать атмосферу творческой игры, импровизации. Изучая прошлое и настоящее своей страны, октябрята путешествовали в пространстве и времени, на крыльях воображения и в автобусах, на электричках и пешком.
«Машины времени» переносили ребят в прошлое Советской страны. Проводниками «путешественников» становятся ветераны партии, комсомола, пионерской организации. Фильмы, грамзаписи песен революции, двадцатых годов, тридцатых и сороковых, записи радиоспектаклей, страницы книг, журналов помогали октябрятам в их путешествии.
Путешествие в сегодняшний день («Трудовые заботы наших мам и пап», «Где мы можем помочь взрослым», «Великие стройки страны», «Путешествие на БАМ») могли быть и реальным и воображаемым. К нему готовились не только октябрята и их вожатые вместе с учителем, но и родители, шефы школы. Об этих путешествиях ребята рассказывали в своих сочинениях, рисунках, фотографиях и т. д.
Гносеологические корни длительной игры
Почему игра? Почему так важна игровая форма реализации программы воспитания и социализации? Какие игры будут более продуктивны? Почему игра «цикличная»? Что значит «цикличная игра»? Как спроектировать данный тип игры? А можно ли привлекать к игре родителей? И еще множество вопросов возникает у слушателей курсов, стажеров, когда они приходят на стажировочные практики в МБОУ СОШ № 53 города Барнаула.
Воспитание существует там, где есть доверие и взаимопонимание, где ребенок, учитель, родитель – одна команда, у которой единая цель; там, где есть искренность и сотрудничество, сотворчество, где учатся слышать и слушать друг друга; там, где учатся дружить, там, где учатся мечтать и дарить друг другу радость.
В теории воспитания игра становится формой обучения, площадкой апробации решения реальных практических ситуаций. Исторически сложилось, что одной из целей игры является формирование необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
1.Игра-средство.
Существуют множество научно обоснованных игровых методик и технологий, рассчитанных на воспитанников разного возраста. Но игра уникальная тем, что в отличие от метода, имеет четкую целевую установку, конкретное содержание и форму организации игрового процесса, то есть «правила». Если считать, что игра – это средство, позволяющее взрослым изменить позицию на сотрудничество с ребенком с целью его воспитания через сотворчество, реализацию проектов. По мнению автора метода длительной игры И.В. Вагнер: «Суть метода очень удачно отражена в его названии: длительная игра. Можно уточнить: длительная сюжетно-ролевая игра. Игровой сюжет развивается на протяжении нескольких лет. В соответствии с сюжетом игры дети играют определенные роли, которые тоже могут развиваться и меняться на протяжении игры. Сюжет и роли обязывают к выполнению правил игры, определенных функций в детском коллективе в рамках игровой деятельности». Если длительная игра – это зона сотрудничества и сотворчества родителей, учителя и ребенка, позволяющая получить пространство личностного роста ребенка через усложнение заданий на разных этапах с целью получения новых знаний и социокультурныого опыта самим ребенком, то она является еще и мотивом самореализации , самосовершенствования личности ребенка, его ступенью личностного роста, что актуально в рамках реализации ФГОС. Таким образом, длительная игра приемлема для реализации программы воспитания: духовно-нравственной культуры в начальной школе и воспитания и социализации в основной и средней школе.
2. Длительная игра –– это поле сотрудничества детей и взрослых, т.к. дети, и родители, и учителя в ней становятся ее участниками. При этом у каждого своя роль, определены функции и обязанности и единая цель: открытие Островов Новых Знаний, покорению Олимпийской Вершины - ГТО, разгадывание тайн PlayClub, объединенных единой идеей вожатством, то есть равный обучает равного: старшеклассник младшего школьника, старшеклассника – родители, учителя, родителей – родители.
3. Длительность игры
Длительная игра может стать основной реализации авторской системы воспитания в организации в течение всей школьной жизни ребенка. А возможно длительность игры определяться ее сюжетом и длиться только на определенном уровне: начального общего, основного общего или среднего общего образования. Важно понимать, что данный метод действенен только тогда, когда сюжет интересен его участникам.
Есть еще значимое условие для реализации этого метода – это наличие игровой ситуации, позволяющей ребенку самореализоваться в выбранной роли и попробовать себя в других ролях, видах деятельности.
Игра имеет свои временные границы: начало (старт) длительной игры и конец (итоговое мероприятие), о которых знают все участники, как и обэтапах игры (как правило, есть календарь и карта игры). Если участники игры желают продлить путешествие, существование созданной ими страны или города, то это будет коллективное решение о новой игре – о новом повороте сюжетной линии, о новом длительном этапе игры, точнее – о новом содержании длительной игры. 4. Количество и категории участников игры
Сюжет игры, как правило, не требует устанавливать строгое количество участников. Таким образом, количество участников не ограничено.
Суть игры как метода заключается не в количестве участников, а в структуре детского коллектива игроков. Сюжет любой длительной игры предполагают участие детских команд: команд-классов или команд-микрогрупп смешанного разностатусного и разновозрастного состава внутри классного коллектива. Взаимодействие на уровне микрогрупп – очень важная составляющая длительной игры, притом, что их состав часто изменяется. Длительная игра предполагает ролевое взаимодействие. Оптимально, использовать команды от параллелей. Если это игра-путешествие, то может быть один общий маршрут для параллели классов, а если это Город Знаний и Успеха, то у каждой параллели классов в нем будет своя улица, т.е. свой маршрут и т.п.
5. Длительная игра – это путешествие?!
Длительная игра – это не всегда игра-путешествие, но предпочтительнее других форм. Во-первых, игры-путешествия – это сюжетные линии, доступные для применения в массовом порядке, так как позволяют варьировать задания для разных микрогрупп с учетом интересов всех субъектов воспитания, особенностей социокультурного окружения образовательного учреждения, школьных традиций и других факторов. Например, в «Артеке» в течение пяти лет реализовывалась экологическая игра по сказке Экзюпери «Маленький принц». Суть – экологическое прочтение сказки: в программе Маленький принц – добрый, ответственный хозяин своей планеты. Планета земля тоже нуждается в добрых и ответственных хозяевах. Участники программы стремятся стать таковыми, выполняют на своих «планетах» разные экологические проекты – познавательные, трудовые, журналистские, природоохранные, художественные и др. Программа предполагает ступени роста, связанные с выполнением определенного количества, качества и направленности экологических проектов, реализуемых на «своих планетах» – планетах Маленького принца. Главное, чтобы были маршруты разных направленностей, разных форм реализаций: очных, заочных, коллективных, индивидуальных, реальных и фантастических.
6. Имеет ли выбор маршрута педагогическое значение?
Имеет. Необходимо жестко отслеживать выполнение заданий каждой микрогруппой. В этом виде деятельности ведущая роль принадлежит классному руководителю. Нельзя допустить, чтобы игровая ситуация оказала мощное воздействие на ребенка и привела к необходимости его реабилитации. Всегда нужно помнить, что ребенок может жить игрой: придумывать себе новые роли, выполнять их, общаться с игрушками, растениями, по собственному усмотрению одушевлять их. Т.е., необходимо хорошо продумать пространство игры, правильно выбрать героев-символов, определить формулировки заданий с четким представлением их результатов.
В МБОУ СОШ № 53 данная идея переросла в проект «Дай руку мне, вожатый!», интеллектуальная длительная игра «PlayClub» (механизм реализации представлен в приложении).
Отличительной особенностью данной игры является то, что она реализуется через системно-деятельностный подход. Это объективное требование –это сущностная характеристика метода длительной игры- постоянное развитие сюжета, содержания ролевого взаимодействия участников игры, их личностный прогресс, усложнение и углубление содержания игры – от этапа к этапу, от ступени – к ступени, от проекта – к проекту. Содержание строится на основе направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, а далее – Программы социализации и воспитания с ориентиром на целевые показатели «Стратегии развития воспитания Российской Федерации до 2025 года».
Длительная игра МБОУ СОШ № 53 ориентирована на следующие направления: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Обратим внимание, что названные направления воспитательной деятельности при разработке собственной длительной игры могут быть структурированы иначе. Самое главное, чтобы воспитательная деятельность не превратилась в бессистемный набор мероприятий. Для этого необходимо иметь единый сюжет длительной игры-путешествия. В нашей школе – это путешествие из Страны Знаний – в страну Добрых Дел… Хотим обратить внимание на то, что логика последовательной реализации основных направлений воспитания представляет собой лишь логику структурирования длительной игры.
Точнее сказать, это тематические блоки игры. Кроме содержательных маршрутов длительная игра строится на системе компонетов: организационная структура – структура коллектива участников (команды-классы), система оценочной деятельности (мотивация / педагогического стимулирования), традиции и праздники, ключевые дела; а также символика (карта игры, календарь игры, маршрутные листы с техническими заданиями и т.п.).
Важно понимать, что при разработке длительной игры для своей школы целесообразно посмотреть эти компоненты в играх и выбрать, что будет работать на вашу игру. Сюжет игры, ее ведущий маршрут, системообразующее направление – тема обусловливают особенности всех других компонентов игры, ее инструментовку.
Рассмотрим на одном примере. Длительная игра позволяет сделать обычные праздники необычными за счет вплетения их в общий сюжет игры. Здорово же встретить Новый год на корабле, в сказочном новогодней бухте, где встречаются представители многих стран мира и рассказывают о том, каковы традиции встречи Нового года у них.Главное в реализации длительной игры заключается в содержании, в реальной совместной деятельности детей и взрослых, которая формирует у детей актуальный позитивный социокультурный опыт для развития их личностной позиции по отношению к себе и окружающему миру, который представлен в материалах ФГОС НОО. ФГОС ООО в формате «планируемых результатов».
Длительная игра в МБОУ СОШ № 53 реализуется через проекты, которые постепенно усложняются, опираются на содержание воспитательной деятельности по ФГОС. Формируемые проектные группы на отдельных этапах игры могут быть разными (в нашем случае, подшефный класс и класс их вожатых), которые требует игровой сюжет. Метод проектов позволяет сочетать формы коллективной деятельности и индивидуальной – ведь на каждом маршруте игры можно найти пространство для реализации и коллективных, и индивидуальных проектов.
Портфолио удачно встраивается в данную систему как оценка деятельности каждой группы и отдельного ее участника. В нем отражены исполненные роли, выполненные участниками игры, сертификаты, дипломы, благодарственные письма и другие свидетельства личных достижений каждого, полученные детьми в ходе длительной игры.
Таким образом, длительная игра строится на системности, последовательности и преемственности образовательного процесса, содержанием длительной игры является совместная деятельность детей и взрослых, их сотворчество, сотрудничество, содружество, в ходе которой у детей формируется новый актуальный социокультурный опыт, способствующий позитивной социализации. В конечном счете, игра превращается в пробу ребенка в принятии самостоятельных решений, тем самым формируя готовность к самоопределению. Что в свою очередь, является способом достижения метапредметных и предметных результатов, заложенных в ФГОС.
Приложение
Программа
«ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ»
(школьное научное общество)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №53 с углубленным изучением отдельных предметов» (2016-2018 г.г.)
Пояснительная записка
Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, учителям – интересно учить, а администрации – интересно управлять всем этим. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное – найти общее дело.
Для динамически развивающегося образовательного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом должна стать научная деятельность. Смена парадигм образования, ее нацеленность на личностное ориентирование в образовательном процессе с механизмами развития и саморазвития личности учащихся настоятельно ставит вопрос о приобщении учеников к научной деятельности. Это естественно, так как овладение основами наук, пробуждение у учащихся познавательного поискового интереса в той или иной области знаний – одна из важнейших задач образования.
Многие учащиеся ежегодно становятся призерами и победителями предметных олимпиад и конкурсов, но большинство из них сравнительно мало уделяют времени самосовершенствованию в различных формах. Также и многие учителя находят силы и время для занятий научно-педагогической деятельностью. Они изучают и внедряют передовой опыт, разрабатывают новые концепции и модели уроков, создают инновационные учебные курсы и программы. Их творческий порыв нуждается в поддержке, а накопленный опыт – в распространении. Но творческий потенциал большинства преподавателей реализуется далеко не полностью.
Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.
Для реализации данной задачи необходимы постоянные и скоординированные действия. Обеспечить эти условия, призвана специальная структура «Детская академия» (далее ДА).
Концепция «Детской академии»
Главные идеи концепции
Сохранение нравственных и культурных приоритетов.
Поддержание авторитета образования, науки, социального престижа знаний.
Реализация возможности комплексного охвата каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, позволяющая адекватно отслеживать и корректировать личностный рост ученика, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.
Актуальность концепции
В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знания. Предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, а в школе.
Элементы научно-методической новизны:
Трактовка ДА как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
Определение ДА как особого культурного пространства самостоятельного диалога культуры и науки.
Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
Информационном – получение учащимися новых знаний;
Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
Нравственно–психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов ДА.
Общие положения.
«Детская академия» (школьное научное общество) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
ДА руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», ФЗ- 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы и данным Положением.
ДА имеет свое название, эмблему, девиз: (название «Мир и я», девиз – «Возможное сделает каждый, невозможное - отважный», эмблема – «капля падающей воды»)Цель: создание в школе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся. Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.
Задачи:
Выявление, воспитание, поддержка одаренных детей, склонных к научной деятельности;
Формирование у учащихся устойчивого интереса к определенной области знаний, обучение методам научных исследований, разработка и реализация исследовательских проектов;
Создание условий для расширения среды общения педагогов и учащихся школы, развитие их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;
Систематизация научно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение большего числа учащихся к НИД, содействие профессиональной ориентации, самоутверждению учащихся;
Подготовка научных работ школьников к участию в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.
ДА - орган общественного самоуправления.
Принципы ДА
Деятельность основывается на следующих принципах:
- интегральности – объединение и взаимовлияние учебной, внеурочной и внеклассной деятельности учащихся;
- непрерывности;
- межпредметного многопрофильного обучения;
-сотрудничества учащихся и педагогов;
- демократичности;
-добровольности;
-единства управления и самоуправления.
Содержание и формы работы:
разработка научно-исследовательских и проектных работ средствами игры и работы в лабораториях по предмету (коллегиях);
осуществление информационного взаимодействия через Интернет (издание информационных бюллетеней, публикации проектных и исследовательских работ учащихся);
организация и проведение интеллектуальных игр, длительной игры;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах разных уровней;
проведение школьной научно-практической конференции;
выступления с лекциями, докладами, сообщениями по темам проектов, отдельным вопросам науки и техники, организация выставок;
организация обучающих семинаров для педагогических работников по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся;
подготовка творческих работ учащихся и их публикация;
изготовление учебных пособий (в том числе видеопособий, компьютерных программ и т.д.) организация издательской печати – рубрики в школьной газете.
Структура и организация работы.
Высший орган - общее собрание членов ДА;
Председатель ДА – ученик-старшеклассник
Руководящие органы: Ученый совет
Ученый совет (в составе: руководители коллегий);
естественные науки: география, физика, химия, биология, экология, математика, информатика);
гуманитарные науки: историческая, лингвистическая, литературоведческая, социально-психологическая, историческая, искусство;
Руководители коллегий планируют и организуют работу, анализируют полученные результаты, представляют их в Ученый совет.
Ученый совет осуществляет общую координацию деятельности ДА, обсуждает основные результаты и рекомендует материалы к реализации в длительной игре. Руководит работой Ученого совета руководитель ДА– заместитель директора по УМР. Решение текущих вопросов возлагается на руководителя Ученого совета.
Коллегии по предметам являются структурными подразделениями ДА. Коллегии ставят задачу приобщения учащихся 1-11 классов к основам науки с целью расширения их кругозор и помощи им в выборе будущей профессии.
В Коллегии принимаются все желающие из числа учащихся 1-11классов. Запись осуществляется на организационном собрании до 10 сентября. Работа коллегий ориентирована на:
учеников начального общего образования, которые осуществляют длительную игру согласно технического задания в течение всего обучения с 1 по 4 класс с целью повышения мотивации к учению и формирования потребности в самообучении и саморазвитии;
учеников основного общего образования (5-8 класс), которые продолжают длительную игру через коллегии, где предоставляется возможность определить дисциплину для углубленного изучения и дальнейшего самоопределения;
ученики 9, 10-11 классов, которые осуществляют профессиональные пробы в предметных лабораториях, целью которых является углубленное изучение предметов и самоопределение выпускников.
Отчетные заседания коллегий производятся согласно графика, где презентуются конкретные результаты работы через мастер-классы, вечера открытий, командные игры и соревнования.
Члены Коллегий обязаны:
проводить и вести научно-исследовательскую работу по избранной теме под руководством руководителя Коллегии в рамках технического задания,
стремиться овладеть знаниями, навыками научно-исследовательской деятельности и повышать свой научный уровень,
посещать заседания Коллегии,
выполнять поручения руководителей Коллегии,
бережно относиться к оборудованию кабинетов и лабораторий, на базе которых созданы и работают Коллегии.
участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, экспедициях.
Члены Коллегий имеют право:
принимать участие в работе Коллегий, во всех мероприятиях, проводимых ДА,
знакомиться с работой других коллегий и переходить из одной коллегии в другую,
выбирать тему исследования в соответствии со своими интересами,
вносить свои предложения по улучшению работы ДА,
представлять свои работы для участия в конкурсах исследовательских проектов на конференциях разных направлений и разных уровней,
использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения,
быть избранным в Ученый совет,
использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом,
получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей Коллегий и научных консультантов исследовательской работы,
могут быть представлены к награждению почетными грамотами, значками ДА за активную работу и достигнутые творческие успехи. Достижения Коллегий и их членов могут быть рекомендованы для экспонирования на выставках, а также для опубликования в ежегодных итоговых печатных изданиях предметных Коллегий.
Режим работы ДА
Режим работы ДА предполагает:
индивидуальную и коллективную работу в Коллегиях;
ученические научно-практические конференции;
выпуск бюллетеня или журнала, посвященных Коллегии и научным трудам;
участие в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.
Механизмы реализации
Наименование структурных подразделений Механизм реализации
Предметные коллегии Главная цель - расширение рамок школьной программы, предоставление всем ученикам школы, заинтересованным в углубленном изучении того или иного предмета, условий развития, роста, достижения высоких образовательных результатов.
«Коллегии» - это исследовательски-поисковый игровой проект для подростков (5-8 класс), направленный на развитие познавательного интереса учащихся за счет выбора формы и содержания образовательной активности в системе внеурочной и внеклассной деятельности. Метафора «Коллегии» используется для обозначения преемственной связи проекта с традициями и современной наукой и культурой (коллегии русского языка и литературы, математики, физики, биологии, химии-экологии, географии, истории-общества–права, лингвистики (иностранный язык), искусства, здоровьесбережения).Символика Коллегий. Каждая коллегия имеет свою эмблему, название соответствующую предмету. Члены Коллегии обязаны носить постоянно отличительный знак (значок, галстук, эмблему).
Содержание занятий направлено на развитие познавательной активности учащихся, на достижение значимых для каждого ученика личных образовательных результатов. В каждой коллегии организуются группы из числа учащихся с 5 по 8 класс в зависимости от поданных заявлений. Решение о выборе коллегии принимает сам учащийся. При этом он может заниматься в коллегии в течение четырех лет или менять коллегию каждый учебный год. Руководитель Коллегии имеет звание – «академик» (на итоговой Ассамблее повязывает белый шарф).
В плане работы каждой коллегии, помимо еженедельных занятий, предусмотрены одно публичное мероприятие, выпуск одного печатного издания и проведение одной интеллектуальной творческой игры в рамках «PlayClub».
Старт работе «Коллегий» дается на торжественном общем собрании членов коллегий, где представляется программа коллегий, после чего ученики определяют свой выбор до 10 сентября.
Все учащиеся, изъявившие желание принять участие в той или иной коллегии, подают заявление и получают статус «любителя», а после занятий в течение первого полугодия текущего учебного года получают символ (значок, эмблему, галстук) с эмблемой коллегии, который учащийся носит на своей школьной форме рядом с эмблемой школы.
Лаборатория исследователя (вид Коллегии) Проект предполагает работу учащегося с учителем над выбранной темой в рамках предметных лабораторий.
Условия участия в проекте:
каждый учащийся 9 класса обязательно изучает курс «Основы учебно- исследовательской деятельности».
Каждый ученик 9 класса может подать заявление для работы в той или иной лаборатории.
Руководитель лаборатории предлагает учащимся тему исследования, помогает составить индивидуальный годовой план работы над ней, обучает основным навыкам написания исследовательской работы на индивидуально-групповых консультациях.
Итогом исследования является работа по выбранной теме.
Защита работ проходит на заседаниях лабораторий на весенних каникулах.
Лучшие работы выдвигаются на ежегодную открытую научно-практическую конференцию старшеклассников «Шаги в науку ХХI века», проводимую в октябре ежегодно.
Для сведения учащихся и педагогов:
в школе открываются следующие лаборатории:
химиков-исследователей им. Д.И.Менделеева,
биологов-исследователей им. В.И.Вернадского,
филологов-исследователей им. Л.Н. Толстого,
лингвистов-исследователей им.В.Шекспира,
историков-исследователей им. Петра I,
математиков-исследователей им. Н.И.Лобачевского,
физиков-исследователей им. И.В.Курчатова,
географов-исследователей им.В.Беринга,
информатиков-исследователей им. Н.Винера.
С целью качественной организации работы «Лаборатории исследователей» администрация школы проводит профессиональную учебу руководителей лабораторий в апреле 2016 (в рамках организации профессиональной учёбы педагогического коллектива), на которой обсуждаются основные подходы к консультированию учащихся, требования к учебно- исследовательским работам, современные издания, посвященные проблемам сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников и др. вопросы.
В течение всего учебного года учащиеся могут получать профессиональные консультации у педагога-библиотекаря, учителя информатики (по вопросам создания мультимедийных презентаций), свободно пользоваться фондами БИЦ.
Школьное проектное бюро (вид Коллегий) Проект «Школьное проектное бюро» реализуется в 10 классах. Каждый учащийся в 9 классе, изучивший курс «Основы учебно-исследовательской деятельности» может стать участником данного проекта, написав заявление. Результатом освоения курса является написание и защита учебно - исследовательской работы по избранному профилю в 10 классе.
В начале учебного года после консультаций с руководителем Коллегии («академиком») по предмету учащийся заявляет и защищает тему учебно-исследовательской работы (проекта), представляя актуальность и практическую значимость своей работы. Совместно с руководителем Коллегии учащийся 10 класса разрабатывает индивидуальный план работы над учебным исследованием. В течение учебного года учащийся самостоятельно выполняет учебно-исследовательскую работу, опираясь на учебно- методическую литературу и рекомендации «академика». В качестве промежуточных отчетов (контрольных срезов) могут выступать: отчёты учащегося перед академиком; выступления учащегося на занятиях заседаниях Коллегии; выступления на уроках соответствующего предмета с небольшими сообщениями; участие в круглых столах, семинарах , конференциях и других мероприятиях. Полностью учебно - исследовательскую работу (проект) учащийся 10 класса представляет в декабре на заседании Коллегии. Лучшие работы делегируются на научно-практическую конференцию старшеклассников «Шаги в науку XXI века» и другие НПК различного уровня и конкурсы.
PlayClubВ качестве промежуточного среза 1 раз в четверть проводится данные игры. В них задействованы ученики 1-11 классов. За 2 недели до игры классный руководитель получает тему игры. На игре присутствует весь класс. Каждая игра будет проходить в формате клуба "Что? Где? Когда?".
Циклограмма игр: I четверть: ”Хим-Био” (неделя химии и биологии); ”Читательский дневник” (неделя русского языка и литературы); II четверть: „О чём рассказала Клио?” (неделя обществознания и истории); ”Яблоко Ньютона” (неделя физики и математики); III четверть: ”Мир без границ” (неделя иностранного языка); „ИнфоРобот” (неделя информатики и робототехники); IV четверть: «Географический калейдоскоп», «Правовая регата». Подведение итогов PlayClub.
Условия участия
В игре участвуют 6 человек от класса (состав игроков обязательно меняться). Команде необходимо ответить на 1 вопрос (вопрос по пройденному материалу). Игроки команды, давшей правильный ответ, получат сертификат на оценку «отлично» по данному предмету. В результате игр будет определена команда-победитель клуба и лучший игрок клуба, который будет награжден символом клуба. Перед каждой игрой классному руководителю необходимо будет сдать список игроков с указанием капитана команды «академику» по данному предмету. В качестве подготовки к играм становится экскурсионная программа. Для более успешного участия в клубных играх воспитательная служба (в лице заместителя директора по воспитательной работе) рекомендует своевременно выполнять обязательную школьную экскурсионную программу.
I четверть: Экскурсия в краеведческий музей;
II четверть: экскурсия в музей литературы и искусства Алтая»;
III четверть: Обзорная экскурсия в Музей времени;
IV четверть: Экскурсия «Памятники воинской славы Барнаула».
Механизм реализации игр. Предметное содержание каждого состязания готовит творческое объединение учителей данного предмета во главе с «академиком». За компьютерное, мультимедийное оформление и проведение состязания отвечает учитель информатики. Классные руководители являются кураторами своих команд, помогают распределить участников между состязаниями, обеспечивают присутствие зрителей на состязании и поддержку своей команды. Если для состязания требуется фиксированное число участников, то решение о том, кто будет участвовать, принимает класс. В состязаниях с неограниченным числом участников (заочные туры) решение об участии принимается лично каждым. В конце каждой игры классы занимают места с 1 по 10. Результаты игр публикуются в открытом доступе на сайте школы. В конце учебного года подводятся итоги игр в клубе. Класс, на счету которого меньше количество баллов, становится победителем игрового клуба. Классу-победителю вручается Штандарт «PlayClub».
Длительная игра Форма игры-путешествия для реализации проекта выбрана потому, что: включает в себя разнообразные формы воспитательной работы; длительна по времени; позволяет включить в процесс игры любое количество детей, классов; технологична по структуре. Проект включает в себя различные формы работы с младшими школьниками: игры, конкурсы, викторины, праздники, экскурсионную работу, выставки рисунков и творческих работ учащихся, ведение классных журналов по тематике путешествия. Главной целью для педагогов в реализации данной программы является включение всех учащихся в игровое действие, обогащение в занимательной форме кругозора учащихся знаниями, выходящими за рамки школьной программы. В целом проект нацелен на то, чтобы дать возможность детям почувствовать себя участниками непрерывной игровой ситуации, включить учеников в активную творческую жизнь класса и школы, максимально реализовать в школьной жизни принципы Педагогики Успеха. Среди задач, стоящих перед педагогами, определяются как главные: стимулирование познавательной активности учащихся в изучении литературных и музыкальных произведений, выходящих за рамки школьной программы; истории и культуры РФ, Алтайского края; знакомство с судьбами государственных деятелей, писателей, художников, композиторов, с архитектурными и историческими памятниками; развитие творческого потенциала детей, их художественной и социальной активности; развитие умения ориентироваться в городе, соблюдать правила дорожного движения; развитие навыков правильного поведения в школе, семье, общественных местах (театрах, концертных залах, в музеях), городском транспорте; воспитание любви к своей школе, родному городу; воспитание ответственности, доброжелательного отношения друг к другу, коллективизма; формирование волевых установок; воспитание бережного отношения к своей школе и классу, традициям школы и страны. В игре-путешествии каждый ученик с первого по четвертый класс проходит определенную последовательность соревнований, игр, праздников, творческих дел, каждое из которых направлено на расширение различных областей знаний, на развитие каких-либо навыков, приобретение умений. Управляют ходом игры руководитель начальной школы. Педагоги обсуждают и утверждают ежегодную программу, консультируют классных руководителей, разрабатывают задания конкретных мероприятий. В каждом классном коллективе имеется стенд (карта), который отражает движение-участие класса в том или ином событии (мероприятии, конкурсе, деле). Общие (межклассные) итоги игры представляются на школьных информационных стендах и сайте организации.