Длительная образовательная игра как междисциплинарная деятельность, интегрирующая классные и внеклассные формы работы с содержанием основного и дополнительно образования (на примере МБОУ г. Иркутска СОШ №80)
Тетерина Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ №80
Длительная образовательная игра как междисциплинарная деятельность, интегрирующая классные и внеклассные формы работы
с содержанием основного и дополнительно образования
(на примере МБОУ г. Иркутска СОШ №80)
Что такое игра, известно всем. Что такое длительная образовательная игра (далее – ДОИ), известно далеко не всем. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. В этом смысле будет полезен опыт нашей восьмидесятой школы.
С 2012 года мы вступили в Программу «Школы нового поколения» (далее – ШНП). И с этого же года стали проводить такие игры в своём образовательном учреждении. Прежде всего, для этого необходимо было собрать творческую группу педагогов, желающих заниматься в школе именно этим направлением Программы ШНП.
Что такое ДОИ? В чём её особенности? Длительная (по отношению к игре) означает погружение и проживание серии игровых событий, познание через игровую деятельность и создание материальных объектов, артефактов в течение продолжительного времени. Образовательная цель игры должна быть обязательно сформулирована для педагогов, но она может и не совпадать с игровой целью, которая формулируется на языке Игры, понятном ее участникам. Наиболее важными для ДОИ можно считать несколько качеств, таких, как интерес, соревновательность, азарт, неопределенность, открытые ситуации.
Сама школа есть игра в жизнь. Общепризнанное свойство игры – служить мощным средством социализации и учащихся, и педагогов, которые впервые вступают в мир Игры в том или ином качестве. Задача её доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт через непосредственное практическое участие. Через этот опыт учащиеся приходят к осознанию собственной внутренней свободы в ее отношении к свободе других людей. Другое ценнейшее осознание – ощущение принадлежности к некоторой общности, определенной совместной деятельностью, которое особенно быстро и прочно формируется в любой игре командного характера. Еще один опыт, который получают игроки – осознание условного характера той культуры, которая определяет нормы их повседневной жизни, семейной, школьной. Наконец, любая игра всегда требует от игрока помимо оценки риска и принятия решений в условиях неопределенности, еще и творчества, фантазии, способности к представлению.
Как обеспечить выполнение всех этих условий? Какие образовательные технологии можно применить, а какие предстоит разработать? Как это ни парадоксально, но прежде всего, это – проектный подход, с соответствующим серьезным отношением к игре как к проекту, и со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Модель ДОИ выглядит так:
Поставить образовательную цель (чаще всего – межпредметная интеграция с целью актуализации приобретенных знаний).
Сформировать состав участников игры (включая организаторов) и определить принципы деления их на команды.
Разработать легенду игры и возможные форматы игровых действий - реконструкция (может включать пионеринг, физические и информационные технологии), стратегическая игра, ролевая игра, путешествие, квест, комбинированные игровые форматы.
Разработать правила игры.
Разработать планы этапов ДОИ и сценарии значащих событий, определить места игры, обеспечить реквизит, меры безопасности и др.
Реализовать и документировать этап игры, включая значащее событие, провести соревнования.
Осуществить рефлексию игроков и организаторов.
Выложить отчетные материалы в сети.
Провести все этапы, оформить отчетные материалы.
Первая игра, которую мы провели, была посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 года. С составом участников определились сразу, ими стали восьмиклассники. Каждый класс разделился на три группы. И поскольку классов на параллели четыре, мы в итоге получили двенадцать команд. Зная о том, что цель Игры должна задаваться самой Игрой, т.е. ее «легендой» и культурно-историческим контекстом, мы приступили к созданию легенды. Создание легенды Игры – творческая задача, и мы её решили.
Легенда была придумана следующая: все участники игры – народные ополченцы. Им необходимо на всех двенадцати станциях заработать «деньги» (а не баллы!) для того, чтобы обеспечить русскую армию вооружением, то есть каждая команда на заключительном этапе игры отчитывалась, сколько она заработала и что покупает для армии из предложенного списка (палаши, пушки, зарядные ящики, сабли и т.п.).
Особенно тщательно мы подошли к разработке заданий для станций. Необходимо было придумать такое задание на ту или иную станцию, которое бы было связано не только с темой игры, а также носило бы практико-ориентированный характер. И нам это удалось. Так, например, на станции по технологии «Полевая кухня» учащиеся узнали историю происхождения такого блюда, как голубцы. Затем им было предложено их приготовить.
На стации по биологии «Аптекарский сад» учащиеся, используя разные составы лечебных трав, изготавливали настойки для лечения русских солдат.
На станции по основам безопасности жизнедеятельности оказывали первую помощь. На аппарате, ласково именуемом «Гоша», делали искусственное дыхание, останавливали кровотечение, делали различные перевязки. Таким образом, на всех этапах игры ребятам была предоставлена великолепная возможность теоретические знания применить на практике.
Не менее тщательно мы подошли к организации и проведению рефлексии игры. Форму мы выбрали следующую: из трёх фигурок командам было предложено выбрать одну и прикрепить её магнитом на заранее установленный в актовом зале мольберт: фигурку гусара, если игра понравилась, и хотелось бы ещё принять участие в подобном игре; фигурку драгуна, если игра понравилась; фигурку французского солдата, если игра не понравилась. Наши восьмиклассники выбрали фигурку гусара.
Таким образом, методологическая цель состоит в формировании ростков культуры коллективной деятельности педагогов, от которых (в первую очередь!!!) зависит успешная реализация ДОИ как междисциплинарной деятельности, интегрирующей классные и внеклассные формы работы с содержанием основного и дополнительного образования. Такой подход позволяет запустить и развивать процесс самоорганизации педагогической команды, работающей с учащимися одной параллели.
15