Конспект целевой прогулки для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Как ребята весной березку будили»


Конспект целевой прогулки для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Как ребята весной березку будили»
Задачи: - продолжать знакомить детей с деревом березой, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям;- развивать интерес детей к хороводным и народным играм;- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Материал: платочки, маски солнышка и скворца, колокольчик, письмо, яблоки .Предварительная работа: заучивание стихов и песен, закличек, народных игр, чтение рассказов, беседы, зарисовки, наблюдения.
Ход:
Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку и видят, что к ним прилетела Сорока. Рядом с ней находится корзинка с письмом. Воспитатель обращает внимание детей на Сороку и письмо.
Воспитатель (читает письмо детям). Здравствуйте ребята. Пишет вам Старичок Лесовичок. Я знаю, что вы умные и дружные ребята. Мне очень захотелось в этом убедиться. Но чтобы встретиться со мной и получить лесные подарки, вам необходимо выполнить задания.
1 задание: какое на дворе время года? Какие весенние месяцы знакомы вам.
ДЕТИ. Март, апрель, май.
Чем занят каждый из этих трёх братцев?
ДЕТИ. Зиму прогоняет март – первый весенний месяц.
ДЕТИ. Снег сгоняет апрель – второй весенний месяц
ДЕТИ. Третий весенний месяц – май. Май украшает всю землю зеленью.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, дети, три главных дела есть у весны, три завета.
1. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется.2. Снег согнать, землю разбудить и отогреть – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручейков водой отпаивает.
3. Третий долг – тёплую землю в зелень убрать – достаётся маю. Как говорится: «Май лес наряжает, лето в гости ожидает».
2 задание: Вот и записка, оставленная для нас Лесовичком. (В записке стихотворение)
Воспитатель под музыку П.И. Чайковского «Времена года» читает стихотворение «Пришла весна»:Улыбаются все люди –Весна, весна, весна!Она везде, она повсюдуКрасна, красна, красна!По лугу, лесу и полянкеИдет, идет, идет.На солнышке скорей пригретьсяЗовет, зовет, зовет.И в ручейке лесном задорноЗвенит, звенит, звенит.По камушкам в реке широкойЖурчит, журчит, журчит.Разносит запахи повсюдуЦветов, цветов, цветов.И все живое сразу слышитВесенний зов!Беседа о весне:- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? - Как вы об этом догадались? (дети перечисляют весенние приметы)- Что происходит весной с природой?Малоподвижная игра «Что происходит в природе?».
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на него. Игру желательно проводить по теме.
Пример: Тема «Весна».
Взрослый.Дети.
Солнце что делает?Светит, греет.
Ручьи что делают?Бегут, журчат.
Снег что делает?Темнеет, тает.
Природа что делает? Просыпается, оживает.
Реки и озёра что делают? Освобождаются ото льда.
День что делает? Увеличивается.
Птицы что делают? Прилетают, поют, вьют.
Почки что делают? Набухают, раскрываются.
Животные что делают? Пробуждаются.
Травка что делают? Зеленеет,появляяется.
3 задание: что изображено на листе?
Дети. Лист берёзы.
Воспитатель. Есть ли на нашем участке берёза? Есть. Нам нужно её найти. На карте указан маршрут. Ребята, мы на правильном пути. Воспитатель:  Какие деревья растут у нас на территории детского сада?Дети: - Тополя, клены, ели, сосны, березы.Воспитатель:  Ребята, а кто знает, как называется березовый лес? (березовая роща) Послушайте, какую историю я вам расскажу про березовую рощу: «В некотором царстве, в русском государстве жила была березовая роща. Весной, когда солнышко пригревало, все березы просыпались и листочками одевались. Но однажды лесной хозяин - Леший заколдовал рощу: и солнце светит, а березы не просыпаются, и люди приходят, а березы все спят. Что случилось? Это Леший не хочет, чтобы березы просыпались, в листочки одевались. Березы ему спать мешают, шумят». Беседа по содержанию:- Какие изменения происходят весной в березовой роще?- Кто ее заколдовал? Почему он это сделал?- Интересно, проснулись ли наши березки?Наблюдение за березой. Воспитатель приглашает детей пройти к тому месту, где растут березы. -К какому дереву мы пришли?
-Какие части березы вы знаете?
-Почему ее называют белоствольной.
- Что происходит с березкой весной?
- Какими стали ветки березы?
- Рассмотрите почки, какие они?
- Что скрывается в них?
-Ребята, а березка украшает наш участок?
Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Рассказать, что береза очень полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев — желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Кора березы называется берестой.Воспитатель: - Ребята, наша березка тоже еще не проснулась. Нужно разбудить ее ото сна! Как будем её будить? (высказывания и предложения детей)
Какие ласковые слова вы можете сказать о березке?
Дидактическая игра «Назови, какая» Дети поочереди придумывают красивые определения для березки, называют ее ласково.Обобщение. О березе сложено много стихотворений, песен, преданий — это самое красивое дерево. Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о березе.
Чтение художественной литературы.
1. Это модница леснаяЧасто свой наряд меняет.В шубке белой — зимой.Вся в сережках — весной.
Сарафан зеленый — летом.В день осенний в плащ одета.Если ветер налетит,Золотистый плащ шуршит.
2. Люблю березку русскуюТо светлую, то грустную,В светлом сарафанчике.С платочками в карманчиках,
С красными застежками.С зелеными сережками.
3. Люблю ее, нарядную,Родную, ненаглядную,То юную кипучую,То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.Она всегда с подружками.Под ветром низко клонитсяИ гнется, да не ломится.
4. Чуть солнце пригрело откосы,И стало в лесу, потеплей.Березка зеленые косыРазвесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одетаВ сережках, в листве кружевнойВстречает горячее летоОна на опушке лесной.
Ребята, березку в народе называют русской красавицей.
А какие украшения носит березка? (сережки)
Сколько семян в одной сережке?
Что произойдет, если дунуть на семена?
Как много деревьев может вырасти из семян?
«Превращение»
В: Подойдем к березке, прикоснемся к ней и закроем глаза. Раз, два, три нас в семена преврати и в сережку собери.
Подвижная игра: «Семена».     
Распределение ролей с помощью считалки.
Воспитатель:
В маленьком семени
Спряталось растение
Что должно произойти,
Чтоб оно могло расти?
Что же нужно семенам?
Дети: Почва!
Ветер, ветер, помоги
Нас с березки унеси.
(выбегает «ветер», «семена» -  разбегаются)
Воспитатель: Что ж вы не растете?
Дети: Нам нужны -тепло и свет!
Солнце, солнце помоги
Чтобы мы расти могли
(выходит «солнце»)
Воспитатель: Что вам еще нужно?
Дети: Вода!
Дождик, дождик, помоги
Чтобы мы расти могли.
(выходит дождик)
Воспитатель:
Есть у вас земля,
Есть у вас вода,
Есть у вас тепло и свет,
Пора вам прорастать.
Прорастает корешок
(дети выпрямляют ноги).
Подрастает стебелек — ствол
(дети выпрямляют спину).
Развернулись почки
Выпустив листочки
(дети поднимают руки).
Воспитатель: - Не просыпается березка! Нужно ей закличку рассказать: «Ходи с нами, береза, гулять! Ходи с нами песни запевать!»Дети повторяют закличку вместе с воспитателем. . Воспитатель: - Давайте песню споем для березки!Воспитатель раздает детям платочки. Дети встают вокруг березки, выполняют движения в соответствии с текстом.Посмотри берёзкаМы к тебе идёмЯркие платочкиМы тебе несём. Дети идут по кругу.Припев:Листики, листочкиНа ветру шумят.Кружится с платочкамиХоровод ребят. Кружатся на месте.Девочки к берёзкеБлиже подойдут.Яркими платочкамиВесело взмахнут. Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая.Припев: повторяетсяРазошлись ребяткиИ пошли гулять.Про берёзку песнюНежно напевать. Идут в разных направлениях, гуляя. Припев: повторяется
Воспитатель: - Не просыпается березка. Нужно нам пригласить солнышко красное.Дети поют припевку, зовут солнышко:«Солнышко, ведрышкоВыгляни в окошкоСолнышко покатисьКрасное нарядись».Хороводная подвижная игра «Солнышко - ведрышко»Выбирают солнышко, остальные «спящие». Дети говорят:«Гори солнце ярче,Лето будет жарче,А зима теплее,А весна милее».На две первые строчки играющие идут хороводом, на следующие две поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу. Оно говорит: «Горячо», и догоняет детей. В конце игры дети просят солнышко дотронуться до березки, она не просыпается.Воспитатель: - Березка в белом сарафанеВесною водит хоровод.Звенит сережками так нежноИ птичек в гости все зовет!- Давайте позовем птиц. Кто знает, какие птицы возвращаются весной из теплых краев? (дети перечисляют перелетных птиц)Воспитатель: - «Скворушки – черные головушки, прилетайте к нам, принесите нам, весну – красну, помогите березку разбудить».Подвижная игра « Скворец». Выбирают считалкой водящего, в его руке колокольчик. Он входит в круг детей и бегает в нем. Все говорят: «В небе скворушка запел,Колокольчиком звенелПорезвился в тишине,Спрятал песенку в травеТот, кто песенку найдетБудет весел целый год».Играющие закрывают глаза, «Скворец» выбегает за круг и звенит в колокольчик, потом аккуратно кладет колокольчик между двумя детьми. Они бегут наперегонки в разные стороны. Кто первый возьмет колокольчик, становится «Скворцом». Игра повторяется. От звона колокольчика просыпается березка.Воспитатель: - Кажется, от веселого звона колокольчика березка проснулась, посмотрите, как весело она зашумела листочкам. На прощание мы оставим берёзке наши пожелания.
Дети.
Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко — ярко, согревает тебя.
Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
Я дарю тебе землю — почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя
Воспитатель. А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане? (ветки, грабли и метла).
Следующее задание Лесовичка — уборка опавших веток.
Игра «Собери ветки в корзину».
Мы с вами успешно справились с заданием (обратить внимание как стало красиво).
Воспитатель. Что нарисовано на нашем плане дальше? (человечек на бревне). Полоса препятствий:
Пройти по бревну-мосту и не упасть в речку.
Перейти болото по кочкам.
Итог:
 Воспитатель: Ребята! Вам понравилась наша встреча с природой сегодня?
• Что вам понравилось?
• Что вы узнали для себя нового?
Воспитатель. Ребята, вот мы и выполнили все задания Лесовичка. Посмотрите, а вот и наша Сорока с корзинкой. А в корзинке сюрприз – яблоки!