Сценарий конкурса-соревнования для учащихся 8-х классов Калейдоскоп профессий


Сценарий профориентационного конкурса – соревнования для учащихся 8-х классов
«Калейдоскоп профессий»
Цель: Создание условий для формирования у учащихся общеобразовательных учреждений умения ориентироваться в мире профессий.
Задачи:
Выявить и обобщить знания учащихся о некоторых профессиях.
Расширить представление о содержании профессиональной деятельности человека.
Развить познавательный интерес и мотивацию к саморазвитию и личностному росту.
Оборудование: карточки с названием профессии и должности, набор предметов, по которым можно определить профессию, карточка с кроссвордом.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы вы смогли проверить широту своего кругозора и способность ориентироваться в океане профессий. Хотелось бы еще раз напомнить о важности выбора профессии, о трудности правильного выбора. Вы сейчас учитесь в 8-ом классе, и скоро перед вами встанет вопрос: «Куда пойти учиться?».
Вы, конечно, знаете о том, как важно не ошибиться в выборе профессии. Невыносимо, когда работа бывает в тягость, не приносит удовлетворения. Есть притча об отношении к труду. Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь?». Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!». Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением ответил, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад. В чём смысл?
Эта притча показывает разное отношение к своему труду. Для кого-то он в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов своего труда. Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об особенностях их руда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии.
Сегодня мы с вами проведём игру - соревнование и узнаем, какая команда лучше всех ориентируется в мире профессий. Вам надо будет двигаться по станциям, в строгом соответствии с маршрутным листом, который вы сейчас получите. На каждой станции вам будет предложено одно задание, за которое вы получите столько баллов, сколько правильных ответов вы дадите. Маршрутный лист оставляете на последней станции. Судья, сидящий на этой станции, подсчитывает общее количество баллов. Побеждает та команда, которая в конечном итоге наберёт наибольшее количество баллов.
(Команды получают маршрутные листы (Приложение 1).
Станция № 1 “Профессия или должность?”
Команде даётся набор листочков с названиями профессии или должности. Необходимо как можно быстрее разложить их по двум столбикам: “профессия” и “должность”.
Предлагаются следующие варианты: учитель, маляр, продавец, сталевар, нотариус, художник, костюмер, парикмахер, токарь, ткачиха, визажист, библиотекарь, водитель, повар, чертёжник, главный врач, директор, завуч, бригадир, главный инженер, декан, ректор, мастер, дежурный электрик, проректор, участковый полицейский, старший вожатый, главный бухгалтер, прораб, начальник цеха.
Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов.
Максимальное количество баллов – 30 б.
Станция № 2 “Кто потерял эту вещь?”
На столе разложены различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. На стол можно положить:
1. Электрическую лампочку (электрик),
2. Ручку с красной пастой (учитель),
3. Поварешку (повар),
4. Расчёску (парикмахер),
5. Катушку ниток с иголкой или ножницы (швея, портной) и др.
6. Очки (окулист)
7. Весы (безмен) (продавец)
8. Калькулятор (бухгалтер)
9. Фотоаппарат (фотограф)
10. Маску (актёр)
11. Печенье (кондитер)
12. Пяльцы (вышивальщица)
13. Дудку (музыкант)
14. Книгу (писатель)
15. Картину (художник)
Команда получит столько баллов, сколько профессий будет названо правильно.
Максимальное число баллов – 15б.
Станция № 3 «Расшифруй названия профессий!»
Кинолог - собаковед.
Спелеолог - изучает пещеры.
Бондарь - изготавливает бочки.
Гравер - делает надписи на изделиях из металла, стекла, пластика.
Суфлер - подсказывает текст актеру.
Корректор - исправляет ошибки в тексте перед их напечатанием.
Инкассатор - забирает и перевозит выручку из магазина в банк.
Архивариус - хранитель, сотрудник архива
Прокурор – представитель обвинения в суде.
Бармен - владелец бара или управляющий баром, служащий бара, продающий спиртные напитки.
11. Официант – работник общепита, который подносит еду.
12. Гувернантка – воспитательница, нанимаемая в семью для обучения и воспитания и детей.
Команда получает столько баллов, сколько даст правильных ответов.
Максимальное число баллов - 12б.
Станция № 4 «Профессии известных людей»
1. А.Эйнштейн - физик
2. К. Малевич - художник
3. В.Чкалов - летчик
4. Б. Гейтс - компьютерщик
5. И. Мичурин - селекционер, ботаник
6. В. Распутин - писатель
7. М. Калашников - конструктор оружия
8. Г. Титов - космонавт
9. Н. Склифосовский – медик
10. П. Карден – модельер
11. Ф. Шаляпин - певец
12. Н. Лобачевский - математик
13. С. Рахманинов - композитор
14. С. Королев – конструктор ракет.
15. Г. Уланова – балерина
16. Д. Менделеев- химик
17. А. Блок – поэт
18. А. Макаренко - педагог
19. В. Тихонов - актёр
20. И. Бардин - металлург
Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов.
Максимальное число баллов - 20 б.
Станция № 5 «Кто есть кто?»
1.С каким материалом работает модельщик?
с тканью,
с деревом,
с бумагой,
с металлом.
(Модельщик делает деревянные модели для литейного производства).
2.Человек, который по толковому словарю Даля, являлся одновременно брадобреем, зуборвачом?
целовальник,
цепочник,
цирюльник,
циркач.
(Помещение, в котором производились все эти действия, назывались цирюльни).
3.Где работает корректор?
в типографии,
в редакции,
в офисе,
в конторе.
(корректор правит тексты).
4.Посредник между продавцом и покупателем?
банкир,
байкер,
брокер,
рокер.
(Брокер – посредник между продавцом и покупателем, действует по поручению и за счёт клиентов).
5.Какое предприятие объединяет крановщика, стропальщика, слесаря – сборщика?
завод,
стройка,
шахта,
ферма.
6.К какой профессии относится человек, работающий по специальности – обходчик?
шахтёр,
железнодорожник,
строитель,
машиностроитель.
(Обходчик проверяет железнодорожное полотно).
7.К какому типу профессий относится часовщик?
человек – человек,
человек – знаковая система,
человек – техника,
человек – природа.
(Часовщик имеет дело с механизмами).
8.Токарь изготавливает детали из…
металла,
дерева,
пластмассы,
пластилина.
9.Ямщик – это
извозчик,
погонщик почтовых лошадей,
наездник,
кучер.
(В старину ямой называли отдалённое село, а человек, доставляющий почту в это село, назывался ямщик).
10.Врач, который лечит почки, называется …
лоринголог,
уролог,
терапевт,
стоматолог.
11.Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
полотёр,
учитель ,
сторож,
посудомойка.
12.Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?
адвокат,
нотариус,
прокурор,
юрист
13.Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
реставратор,
экскурсовод,
ресторатор, (тот, кто занимается ресторанным бизнесом)
искусствовед.
(Ресторато рзанимается ресторанным бизнесом)
14.Кто на съемках кинофильма вместо актёра исполняет сложные трюки?
гримёр,
режиссер,
каскадёр,
сценарист.
15.Кому для работы нужен этюдник?
музыканту,
художнику,
шахматисту,
инженеру.
(Специальный плоский ящик с принадлежностями для рисования, живописи и местом для размещения этюда)
16.Какая профессия дала название верхней одежде?
пожарный,
водолаз,
шахтёр,
бухгалтер.
17.Где работает крупье?
на мельнице,
на бирже,
в казино,
в ресторане.
18.Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
анестезиолог,
рентгенолог,
гипнотизер,
экстрасенс.
19.Что делает визажист?
визы,
макияж,
художественные фотографии,
витражи.
20.Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
провизор,
проректор,
продюсер,
проктолог.
Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов.
Максимальное число баллов - 20 б.
Станция № 6 «Разгадай кроссворд!»
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. По вертикали:
Человек, работающий над созданием мультфильмов или человек, развлекающий публику.
По горизонтали:
Учёный, занимающийся изучением строения организма.
Главный специалист сельского хозяйства.
Работник радио и телевидения, сообщающий новости.
Строительная специальность.
Специалист, занимающийся образовательной и воспитательной деятельностью.
Специалист, изучающий рыб.
Специальность врача, занимающегося лечением нервной системы.
Творческий работни, художественный организатор зрелищных программ.
Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов. Максимальное число баллов – 9б.
Ведущий: Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам выбрать свой путь, найти свое место в жизни.
Награждение лучших команд.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Учреждение Профессия или должность?
Наибольшее кол- во баллов - 30б Кто потерял эту вещь?
Наибольшее кол- во баллов -15б Расшифруй названия профессий
Наибольшее кол -во баллов - 12б Профессии известных людей
Наибольшее кол- во баллов - 20б Тест
Наибольшее кол- во баллов -20 б
Кроссворд
Наибольшее кол- во баллов - 9б Итого
Наибольшее кол- во баллов - 106 б.
МБОУ «СОШ № 14»
МБОУ «ООШ № 15»
МБОУ «ООШ № 16»
МБОУ «СОШ № 27»
МБОУ «ООШ № 35»