Конспект занятия Осенний калейдоскоп
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 «Золотой ключик»
Конспект занятия на тему:
«Осенний калейдоскоп»
Подготовила
Воспитатель Долбикова С.М.
г.Домодедово, 2016г.
«Осенний калейдоскоп»
Программное содержание:Обобщить и систематизировать знания детей об осени как о времени года. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для зверей, птиц, насекомых и приспособлением их к зиме. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; подвести к планированию своей деятельности; способствовать развитию умения делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: карточки с явлениями природы по временам года, картины осенних пейзажей русских художников, иллюстрации с изображением птиц, фото птиц, летящих на юг, емкости с водой, гусиные перья, растительное масло, кисточки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я прочту вам одно из них:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель:Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное? (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.)
Почему это стихотворение грустное (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).
Осень - красивое время года и вдохновляет людей писать стихи, музыку, картины на осеннюю тему. Некоторые из них вы можете сегодня увидеть на нашей выставке. Дети рассматривают, воспитатель называет имена художников и названия картин.
Д/и: «Природные явления»
Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы? Отберите карточки, на которых нарисованы осенние явления природы (весенние, зимние, летние).
Сколько месяцев в году? (12). Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь- это первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом, птичьей стайкой.) Дети объясняют почему.
А еще в сентябре бывает время очень теплых деньков. Как оно называется? (Бабье лето) Да, бабье лето -это как бы последняя прощальная улыбка лета.
Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Беззаботно проводят время до тех пор пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.)
Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле? (С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу. Когда урожай убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба - рожь пшеницу.)
Пальчиковая гимнастика: «Осень»
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Приходи! зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень,
Погляди!
Листья желтые кружатся. плавные движения ладонями
Тихо на землю садятся, ладони гладят колени
Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. Барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони
Шапки, куртки надеваем имитируем
И ботинки обуваем. Топаем ногами
Знаем месяцы: ладони стучат по коленям
Сентябрь, и октябрь, и ноябрь! кулак, ребро, ладонь.
Воспитатель: Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел ….? (октябрь) - это месяц хмурый, мокрый. Как его называют? (Грязник, Листопадом) Дети объясняют почему.
«В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят? (Октябрь - очень капризный месяц.За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливый моросит, а то и первые снежинки запорхают).
А какие вы еще знаете поговорки и пословицы? Дети называют.
Воспитатель:Все приметы осени были когда-то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Холодные ночи с ясными звездами – к теплому дню.
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
Воспитатель:Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? (Стрижи, ласточки, т.к. они питаются насекомыми, а с наступлением холодов их становится все меньше и меньше, потому что они прячутся от холодов в кору деревьев и засыпают.)
Воспитатель:Какие улетают чуть попозже? (Журавли, грачи и кукушки, потому что они могут охотно поменять себе корм на ягоды, плоды, зерна, семена.)
Воспитатель:Какие птицы улетают последними? (Водоплавающие: гуси, утки и лебеди.Пока водоемы не замерзали им хватает корма)
Воспитатель:Какие птицы летят в одиночку? (Кукушка, сокол.) Как летят журавли? (Клином.). Утки (прямым фронтом). Гуси (косяком). Смотрят иллюстрации.
Почему перья у гуся не намокают? Предложить узнать намокают или не намокают. Проводит опыты:
Взять перья, опустить их в воду.
Выводы: - перо сухое, оно покрылось капельками; - если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим. Если опустить руки в воду. Какими они станут? (Мокрыми.)
Как сделать так, чтобы руки в воде тоже не намокли?
Версии: завернуть в ткань, надеть резиновые перчатки. Предложить смазать кремом, а потом намочить.
Выводы: - руки, смазанные кремом, не намокают.
Результат: Гусиные перья не намокают в воде потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. Знаешь ли ты? А кто еще смазывает свое тело жиром? (Водоплавающие птицы и белый медведь). Человек узнал про эту хитрость и металлические предметы, детали машин, чтобы они не промокали и не ржавели, смазывает жиром.
Попрощаемся с нашими пернатыми друзьями и скажем им «спасибо» за песни красивые и радостные за то, что деревья защищали от вредителей.
Птиц, которые улетают в теплые края, как мы называем? (Перелетными). А птиц, которые остаются? (Зимующими.) А тех, которые прилетают к нам зимовать? (Кочующими.)
Д/и: «Четвертый лишний»
А как мы можем помочь птицам зимой? В чем заключается наша забота? (Мы можем сделать для них кормушки и подкармливать их).
Чем занимаются в октябре люди? (Собирают грибы, Собирают оставшийся урожай с полей и огородов(капусту).
Физкультминутка:
В огород пойдем,Маршировать на месте.Урожай соберем.Идти по кругу, взявшись за руки.Мы морковки натаскаем.И картошки накопаем.Срежем мы кочан капусты.Имитировать, как срезают, таскают, копают.Круглый, сочный, очень вкусный.Показать руками.Щавеля нарвем немножко"Рвут".И вернемся по дорожке.Идти по кругу, взявшись за руки.
Воспитатель:Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый грустный месяц. Его миссия –соединить глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь? «ледовый кузнец» , «ворота зимы»)Почему? Какие пословицы и поговорки вы знаете про него?
Чем занимаются лесные жители, а ноябре? (Лесные животные спрятались в своих домиках, и кушают запасы, а зайка дрожит от страха, так как шубу он поменял на белую, а снег еще не выпал).Какие работы у людей в ноябре? (Работы на огородах, в полях и садах закончились, люди собираются на посиделки ,пьют чай с вареньем, женщины вяжут теплые носочки, варежки).
Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему? (В ноябре хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре)
Воспитатель:Кода родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню – зиму!