Презентация на тему «Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС».


Педсовет:«Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС». Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария . Сегодня на педсовете мы рассмотрим некоторые теоретические и практические аспекты нового подхода к оценке учебных достижений учащихся. Особенностями системы оценки по ФГОС являются: критерии достижения – планируемые результаты;оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;оценка способности решать учебно-практические задачи;сочетание внутренней и внешней оценки;комплексный подход;уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;накопительная система оценки индивидуальных достижений, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений;использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. Контроль — это соотношение доступных результатов с запланированными целями обучения. Цели контроля: Обнаружитьдостижения, успехи,пробелы. Воспитаниеответствен- ностии инициативы. Обучение учеников приёмам взаимоконтролясамоконтроля. Формы и методы контроля: Урочная деятельность: Урочная деятельность:Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа, наблюдения,Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, сочинение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы по предметам, контрольные работы на метапредметной основе, портфолио, анализ динамики текущей успеваемости и психолого-педагогических исследований.  Внеурочная деятельность: участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчет, портфолио. Условия реализации новой системы оценки: Обучение учащихся способам оценивания и фиксации своих результатов так, чтобы они могли это осуществлять самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя; внедрение новых форм отчёта одновременно с компьютеризацией этого процесса: перевод большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу. Формы представления предметных результатов: табель успеваемости по предметам, или таблица результатов, лист оценки;тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимсяоценка успешности результатов;портфолио; результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД. Лист оценки образовательных достижений Лист может быть предметным или комплексным (включающим критерии оценки предметных и метапредметных результатов).Позволяет организовать обратную связь.Организуется: обсуждение критериев оценки с родителями и учащимися, самооценка результатов, оценка учителя, обсуждение итогов. Н а п р и м е р Оценочный лист предметных результатовза ____ четверть по предмету ________________ обучающегося ______ класса __________(ФИ)_____. Шкала самооценки:«+» - знаю и умею применять.«!» - знаю, но не всегда могу применить. «?» - не уверен в своих знаниях. «--» - пока не знаю и не умею. Критерии Образец задания Самооценка Оценка задания Итоговая оценка 1 Правописание ЖИ-ШИ машина, жизнь… + + + 2 3 4 5 Доп. критерий Контрольно-измерительные материалы, включающие задания трех уровней: 1 уровень. Необходимый уровень – решение типовой задачи. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично». 2 уровень. Программный уровень– решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично». 3 уровень. Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи». Это демонстрирует исключительные успехи сверхшкольных требований, «превосходно». Что же оценивается в личных результатах : самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка), мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания», ценностная и морально-этическая ориентация(ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем , оценка своих поступков). В метапредметных результатах оцениваются: регулятивные УУД (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)коммуникативные УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества)познавательные УУД (работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие) Система внутренней оценки метапредметных результатов: решение задач творческого и поискового характера (творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня); проектная деятельность ;текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;комплексные работы на межпредметной основе. Оценка-это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется учителем. Отметка выступает как результат этого процесса, как его условно формальное выражение. Виды оценки: внутренняя и внешняя оценка. субъективные и объективизированные методы оценивания самоанализ и самооценка обучающихся.интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации.словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-ти балльной системе, адаптированной к уровням успешности. Н а п р и м е рУчитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой?4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по “Алгоритму самооценки” и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. Важно помнить!Мы оцениваем только знания, которыми овладел учащийся, и не оцениванием его деятельности на уроке, его личностных качеств. Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно быть комфортное психологическое самочувствие учителей и обучающихся; создание благоприятного микроклимата в классе и в школе. Взять за основу выработанные требования к оцениванию знаний учащихся. Обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения ООП ООО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся ООО.Использовать для оценивания знаний разнообразные виды контроля.Включать учащихся в оценочную деятельность. Внедрять инновационные системы контроля. Изучать и обобщать педагогический опыт по использованию эффективных форм оценивания образовательных достижений обучающихся в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС. РЕКОМЕНДАЦИИ по итогам ПЕДСОВЕТА: Уважаемые коллеги, желаем вам успехов в таком нелегком, но очень благородном труде!Спасибо за внимание!