Методическая разработка Музыкальный калейдоскоп

МДУ ДО «Социально-образовательный центр»



ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ




Тема: Симфонический оркестр
Тип занятия: Обобщение и систематизация
Педагог: Базовляк Наталья Сергеевна
Творческое объединение: «Звонница»
Дата:





























г. Норильск, 2017г.

ТЕМА: Симфонический оркестр


ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить и обобщить знания учащихся о музыкальных инструментах симфонического оркестра.

ЗАДАЧИ УРОКА:
дидактические:
создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
формирование навыка интеграции различных видов искусств.
развивающие:
развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять, различать инструменты по группам;
развитие музыкального слуха;
воспитательные:
воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям;
способствовать становлению позитивного отношения к искусству.

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА:
Доска, пианино, стулья

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Магнитофон, компьютер, телевизор, видеомагнитофон

ДИДАКТИЧЕСКИЙ И НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Таблица музыкальных инструментов, диски музыкальные, диск компьютерный, аудиокассета, видеокассета, книги, отпечатанные карточки с заданиями, репродукция картины.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I Организационный момент
II Основной этап
III Итоговый этап










Ход занятия:
1 Организационный момент.
Педагог- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомство с группами музыкальных инструментов, закрепим знания о них и узнаем, что же получится, если несколько групп инструментов объединятся и начнут играть вместе музыкальное произведение.
2. Повторение и обобщение пройденного материала.
Методы: - словесный - устный опрос, письменный опрос
наглядный- музыкальные примеры, карточки, картинки

Педагог- Для начала давайте вспомним, какие музыкальные инструменты мы с вами уже знаем. Чтобы вам помочь немного, я буду показывать изображение инструмента и загадывать загадку, а вы, пожалуйста, отгадывайте.
(Учитель показывает картинку – карточку, при правильном ответе отдает её ученику, который выходит к доске и остается там, пока не соберется вся группа)
-Имя вам моё известно Знаменит я повсеместно, Я в оркестре – главный бас, Потому что
Дети отвечают- контрабас.
Педагог
-Не сдержав тогда улыбки, Зазвенели сёстры -
Дети отвечают -скрипки Захихикали, запиликали.
-Правильно, ребята. А кто мне скажет, какой есть инструмент, очень похож на скрипку, только чуть побольше, и звук, который на нем извлекают чуть пониже, чем звук скрипки?
Дети отвечают - альт.
-Верно, этот инструмент называется- альт.(Учитель показывает карточку и отдает ученику) А к какой группе инструментов относятся контрабас, скрипка и альт?
Дети отвечают – К группе струнно – смычковых инструментов.
Педагог- Правильно, а почему она так называется?
Дети отвечают- Потому что у этих инструментов есть струны и по ним играют смычком.
Педагог – Хорошо, а все ли инструменты из группы струнно- смычковых мы вспомнили? Посмотрите на эту картинку (книга «Музыка» под ред. Е.Мирской стр. 30) и вспомните, какой инструмент мы ещё не назвали.
Дети отвечают- виолончель. (Учитель показывает карточку и отдает ученику)
Педагог – Ну вот, теперь у нас в сборе струнно- смычковая группа инструментов. Мы вспомнили, как они называются, а теперь давайте вспомним, как же на них играют. (Учитель обращается к ученику, у которого в руках изображение скрипки) Расскажи нам, пожалуйста, как держат скрипку и извлекают звук.
Дети отвечают - Скрипку держат в левой руке, кладут на плечо, а в правой руке – смычок, которым водят по струнам.(показывает движение)
Педагог – Отлично, а как играют на альте? (Учитель обращается к ученику, у которого в руках изображение альта)
Дети отвечают – На альте играют так же как на скрипке
Педагог – А как играют на виолончели? (Учитель обращается к ученику, у которого в руках изображение виолончели)
Дети отвечают- На виолончели играют обязательно сидя, держа инструмент между ног и уперев его в пол заостренной металлической ножкой, звук так же извлекают смычком.
Педагог – Расскажи, как играют на контрабасе? (Учитель обращается к ученику, у которого в руках изображение контрабаса)
Дети отвечают- Контрабас самый большой струнный инструмент. Музыкант ставит его перед собой и играет стоя.
Педагог –Отлично, все ребята молодцы. А теперь вопрос к классу. Представьте, что перед вами настоящие музыканты, играющие на этих инструментах. Как вы будете называть человека, играющего на скрипке?
Дети отвечают- скрипач
Педагог – Браво, скрипач может садиться на место. Аплодисменты, пожалуйста. Как называют музыканта, играющего на альте?
Дети отвечают- альтист.
Педагог – Браво, альтист, поклонись, аплодисменты, пожалуйста. Можешь садиться на место. Как называют музыканта, играющего на виолончели?
Дети отвечают- виолончелист.
Педагог – Нашему виолончелисту аплодисменты. Садись на место. И последний музыкант, играющий на контрабасе
Дети отвечают- контрабасист.
Педагог – молодцы, ребята. Знаете и названия инструментов, и музыкантов на них играющих, а теперь давайте вспомним как же они звучат. Подойдите, пожалуйста к компьютеру и давайте послушаем звучание каждого инструмента в отдельности ( диск «Алиса и времена года», игра № 5)
А теперь послушаем как звучат все инструменты струнно- смычковой группы, когда играют вместе. Будет звучать известное произведение Антонио Вивальди из «Времен года» - «Лето.Гроза». Для того, чтобы вы лучше прочувствовали и поняли эту музыку предлагаю вам полюбоваться картиной Васильева «Перед грозой» и подумать над тем, как оба автора прекрасно передали состояние природы во время грозы – только композитор Вивальди в музыке, а художник Васильев в живописи. (Диск «Ванесса Мей» № 6) (8 мин.)
Педагог – Переходим к следующей группе инструментов – духовые. Кто скажет почему они так называются и на какие подгруппы разделяются?
Дети отвечают- Называются так потому, что в них дуют и таким образом извлекают звук. А подразделяются они на деревянно-духовые и медно-духовые инструменты.
Педагог – Взгляните на эту картинку (книга «Музыка» под редакцией Власенко В.И. стр 20) Здесь вы видите флейту, гобой кларнет и фагот. Это инструменты, которые почти полностью изготавливаются из какого материала ?
Дети отвечают – Из дерева.
Педагог – Да, поэтому и называются деревянно-духовыми. Ну-ка отгадайте загадку: Вышла дудочка точеная,
Вся изящная и черная,
«Я на весь известен свет,
А зовут меня
Дети отвечают – Кларнет
Педагог – Давайте вновь обратимся к нашей компьютерной музыкальной энциклопедии и послушаем, как звучат деревянно-духовые инструменты.
( диск «Алиса и времена года», игра № 5)
А помните, мы с вами слушали симфоническую сказку композитора Сергея Прокофьева «Петя и волк». Каким духовым инструментам он поручил играть роли героев сказки?
Дети отвечают – Птичку исполняла флейта, Утку – гобой, Кошку – кларнет, а Дедушку – фагот.
Педагог – Правильно, давайте послушаем отрывок из этого произведения.
(кассета- Прокофьев «Петя и волк» Финальное шествие) А волка исполнял инструмент – валторна. К какой группе относится валторна?
Дети отвечают – К медно – духовым инструментам.
Педагог – (книга «Музыкальные инструменты» стр 6) Взгляните сюда и перечислите, пожалуйста, все инструменты этой группы.
Дети отвечают - Труба, тромбон, валторна и туба.
Педагог – почему они называются медно- духовыми?
Дети отвечают - Потому что их делают из металла.
Педагог – Хорошо, теперь вспомним, как они звучат. ( диск «Алиса и времена года», игра № 5) (5 мин., если Прокофьева слушать не больше 2 мин.)
Педагог - И последняя группа музыкальных инструментов. Предлагаю вам разгадать этот кроссворд. (Учитель раздает детям отпечатанные листы и карандаши.) Вам необходимо вписать названия изображенных музыкальных инструментов так, чтобы в выделенных клеточках появилось название последней группы муз. инструментов. А пока вы пишете – будет звучать отрывок из произведения Равеля – «Болеро», где главным солирующим инструментом – выступит барабан. (аудиокассета )Итак, какое же название носит последняя группа инструментов?
Дети отвечают - ударная группа. (3 мин.)

3. Физкультминутка.
Педагог – Молодцы. Все замечательно поработали, и теперь пришло время немного отдохнуть и размяться. Сейчас мы с вами под музыку будем изображать музыкантов. Внимательно слушайте о каком муз. инструменте поется в песне и изображайте его. (Звучит песня «Наш оркестр» запись на компьютере»)(2 мин)

4. Практическая работа.
Метод – практические упражнения.

Педагог – Только что мы с вами были музыкантами- исполнителями, а сейчас будем композиторами. Немного практической деятельности.
Сейчас прозвучит отрывок из музыкального произведения. Кстати сегодня мы его уже слышали, вы должны его сами узнать. На экране по- кругу расположены муз. инструменты. Внимательно слушая музыку вы должны выбрать какие инструменты её исполняют и перетащить их на сцену в середине экрана. ( диск «Алиса и времена года», игра № 7, «лето – аллегро»
и «весна аллегро модерато») (3 мин)

5. Сообщение нового материала.
Метод - словесный: беседа, рассказ
наглядный- музыкальные примеры
Педагог – А теперь – небольшой концерт. Я прошу на сцену выйти ..
Пожалуйста, спой нам 1 куплет распевочки. (ученик поет, когда допоет -учитель его спрашивает):
- Если один выступает артист
Он играет или поет,
Мы говорим: «Это ?
Ученик- солист, Он сольный концерт дает.
Педагог – Ребята, правильно ответила? Теперь попрошу к ней присоединиться .. и спеть уже вдвоем эту песенку. (ученики поют, когда допоют – учитель спрашивает)
-Взгляните, ребята на этот портрет
Артисты у нас исполняли
Ученик- дуэт.
Педагог – Правильно? Теперь к ним присоединяется . И споют втроем.
(ученики поют, когда допоют – учитель спрашивает)
Трое в ансамбле поют иль играют –
Значит ансамбль их как называют?
Ученик- трио
Педагог – Хорошо, кто хочет присоединиться к трио? (выходит 4 ученик, поют, когда допоют – учитель спрашивает)
Раз дуэт и два дуэт
Получается -
Ученик- квартет.
Педагог – Пятый голос – ну-ка подходи. (выходит 5 ученик, поют, когда допоют – учитель спрашивает)
-Никакого секрета здесь нет –
Пять музыкантов- значит
Ученик- квинтет
Педагог – Шестой участник – присоединяйся, а все остальные мне ответят – как будет называться ансамбль из 6 участников
Дети отвечают - секстет
Педагог – Седьмой и восьмой участники, скажите название ансамбля из 7 и 8 человек
Ученики - Септет и октет.
Педагог – Не так уж часто бывает,
Когда девять вместе играют.
Их нонетом тогда называют.
Давайте нашу распевочку допоем нонетом. (дети поют)
Молодцы, садитесь на места. И дальше будьте очень внимательны. Сейчас вы услышите новые слова.
-Если десять и больше – о чем разговор –
Ансамбль называют ОРКЕСТР или хор.
Хор поет, а оркестр играет.
Вместе часто они выступают
И музыку разную исполняют.
-Скажите ребята, какое новое название вы услышали в этом стихотворении?
Дети отвечают - Оркестр.
Педагог – Вы, наверное, уже догадались, что такое оркестр, и давайте сейчас попробуете сформулировать это понятие.
Дети отвечают - Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, исполняющих музыку на различных муз. инструментах.
Педагог – Верно. Откуда же взялось слово «ОРКЕСТР». Я вам расскажу.
В Древней Греции очень любили театр, и в театре обязательно был хор, который размещался на полукруглой площадке. Вот эту площадку и называли «орхестрой». Отсюда и произошло слово ОРКЕСТР. Как же это слово дошло к нам? Давным – давно при дворе французского короля Людовика 14 проводилось множество всяких увеселительных мероприятий. И каждый раз король чем- нибудь удивлял своих гостей. И вот однажды знатные вельможи были поражены звучанием ни с чем не сравнимой музыки: казалось, что какой то музыкант – исполин играет на чудо - инструменте.
- Что это?- спросили вельможи.
- Это оркестр, - небрежно произнес король.
- Ах, оркестр?
- Да, да, мой оркестр. Я назвал его «Двадцать четыре скрипки короля».
- А-а-а, оркестр, - пришлось понятливо закивать головами вельможам, чтобы не показаться незнающими.
Вот так оркестром стали называть БОЛЬШОЙ АНСАМБЛЬ МУЗЫКАНТОВ.
Запомните, что количество музыкантов в таком оркестре может доходить до 100 человек.
Давайте-ка послушаем большой оркестр. Будет звучать музыка Михаила Ивановича Глинки из оперы «Руслан и Людмила» - увертюра. (аудиокассета)
(9 мин) = 30 мин
Пришло время вам немного отдохнуть, выйдите на перемену на 10 минут.

6.Развитие музыкально- творческих способностей.
Метод - словесный - инструктаж

Педагог – На сегодняшнем занятии мы с вами должны закончить работу над песней Ларисы Вихаревой «Музыка». На прошлых уроках мы работали над правильной интонацией, звукоизвлечением, дикцией, фразировкой, динамикой, темпом. А сейчас должны сложить вместе все приобретенные умения и поработать над песней в целом, над её характером. Но перед тем как начинать петь что мы должны сделать?
Дети отвечают – сделать дыхательную гимнастику и распеться.
Педагог – Хорошо, встанем красиво, спины ровные, плечи развернутые.

Дыхательная гимнастика:
1. Берём дыхание через нос, выдыхаем через рот– 4-5 раз
2. Вдох на звук «ф», выдох на звук «п» - 4-5 раз
3.Подставьте ладошки ко рту, и дуйте на них, как будто - бы они у вас замерзли. Вдох делаем ртом – 5-6 раз
4. В следующем упражнении дуем на воображаемую свечу. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот очень медленно. Постарайтесь экономно распределять дыхание.
5. Берём дыхание через нос, выдыхаем через рот– 4-5 раз.
Голосовые упражнения.
«Самолет» - Вам нужно голосом показать движение самолета от нижнего звука до верхнего. Следите за моими руками – я покажу когда вам лететь вверх, а когда вниз.
Артикуляционные упражнения.
1. Долгое произношение звука «р»
2. Быстрые движения языком слева направо.
3. Цоканье языком
4.Жевательные движения челюстью.
Работа над дикцией.
Произношение скороговорок всей группой, индивидуально, в разных темпах и динамике.
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. На дворе трава, на траве дрова
3. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Распевки.
1.На «ля», «ми, мэ, ма, мо, му», «я пою».
2. «Песенка о нотах» (запись на компьютере)

А теперь вспоминаем песню Ларисы Вихарёвой «Музыка». Но сначала скажите: какое настроение у этой песни? В каком ладу она написана, в каком темпе? Расскажите о динамике. – Работа над песней. (15 мин)

7. Закрепление новой темы.

Педагог – Теперь можно садиться. Скажите, ребята, как мы сейчас пели песню хором или нет.
Дети отвечают – Хором.
Педагог – А какая роль была у меня, для чего я вами руководила.
Дети отвечают - Для того чтобы мы дружно пели.
Педагог – Верно, а как называют руководителя хора.
Дети отвечают - Дирижером.
Педагог – Конечно. Вы должны знать, что и оркестром тоже руководит дирижер. Давайте мы, сейчас совершим маленькое путешествие с Чевостиком в театр, где играет симфонический оркестр. (Аудио кассета «Симфонический оркестр» от слов «Все, мы прибыли» до слов «Вступительная лекция закончена»)
Дети, кто запомнил, как называется место в театре, где находится оркестр
Дети отвечают - Оркестровая яма.
Педагог – Отлично, а как называется место, где стоит дирижер?
Дети отвечают - Дирижерский пульт.
Педагог – А что держит в руках дирижер
Дети отвечают - Дирижерскую палочку.
Педагог – Вы должны запомнить ребята, что сидят оркестранты не там где каждому захочется, а в строго отведенных местах. Давайте взглянем на схему размещения симфонического оркестра (книга «Музыка» под редакцией Власенко В.И. стр 38) и вы поймете, что музыканты сидят по группам: слева от дирижера скрипки, справа альты и виолончели и контрабасы, а перед дирижером деревянно- духовые, на заднем плане медно- духовые и ударные.
Вот теперь вам все известно о симфоническом оркестре. Давайте посмотрим небольшой отрывок из фильма о Большом театре как раз по нашей теме.
(видеокассета «Большой театр) (10мин.)

8. Итоговая часть.
Метод - словесный: опрос

Педагог – Дорогие ребята, вы сегодня очень хорошо поработали и теперь давайте подведем итоги, что же мы сегодня нового узнали. Я буду задавать вам музыкальные вопросы, а вы на них отвечайте:
1. Как называется большой ансамбль музыкантов, играющих на различных муз. инструментах?
2. Как называется большой ансамбль певцов?
3.Сколько музыкантов может быть в большом симфоническом оркестре?
4. Кто руководит оркестром?
5.Как называется место в театре, где находится оркестр?
6.Какие группы муз. инструментов входят в состав симфонического оркестра?
7. Назовите инструменты струнно - смычковой группы.
8. Как называется приспособление, с помощью которого извлекают звук на скрипке.
9. Назовите инструменты деревянно-духовой группы.
10.Назовите инструменты ударной группы.
11. Как называется инструмент дирижера.
12. Как называют участников хора?
13. Как называют участников оркестра?
Отлично. Вы хорошо усвоили материал. На следующих занятиях вы узнаете какие ещё бывают оркестры, кто для них пишет музыку и где они выступают. На этом наш урок окончен, но хотелось бы и себе и вам доставить ещё одну маленькую радость. Давайте до звонка послушаем «Вальс цветов» П.И.Чайковского (видеокассета «Щелкунчик») (5мин.)












стр. 13 PAGE 14415 из 13 NUMPAGES 141015



15