Конспект урока по татарской литературе по теме С.Х?кимне? тормыш юлы. ?нк?й шигыре (9 класс)
Тема урока: «Кодирование информации»
Возраст учащихся: VIII класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием презентации, - повторением знаний учащихся по теме «Информация. Знаки и знаковые системы»
показать учащимся способы кодирования информации
формирование навыков эффективной работы с информацией.
Задачи урока:
образовательная:
формировать у учащихся представления о кодировании информации;
познакомить со способами кодирования;
формировать умения и навыки работы с таблицами кодов;
развивающая:
развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное;
развивать творческую активность учащихся;
воспитательная:
воспитать интерес к знаниям;
воспитать у учащихся самостоятельность.
Средства обучения:
технические средства: мультимедийный проектор;
программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint(Приложение 1);
раздаточный материал: кодировочные таблицы, карточки с заданием (Приложение 2, Приложение 3).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся , проверяет их готовность к уроку .
слайд 1
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы узнаем, что такое кодирование информации, какие виды кодирования бывают, сами будет кодировать.
А для начала мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и какие знаки используются человеком для передачи информации.
2. Актуализация знаний
Работа в парах /на листочках/. Ребята отвечают на вопрос, представленные на слайдах .
2 слайд
С помощью каких знаков люди и животные получают информацию об объектах (названия объектов выделены жирным шрифтом и подчеркнуты) в приведённых ниже примерах:
3 слайд
Классифицируйте знаки по способу связи между их формой и их значением:
иконические
символы
Проверка выполнения работы в парах
3. Объяснение нового материала.
Мы повторили с вами, что информация представляется с помощью знаков: с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку, с помощью букв зашифровывают какой-либо текст, с помощью звукового звонка кодируют начало и окончание урока
слайд 4
Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование.
Результатом кодирования является последовательность знаков, т.е. информационный код.
А какие же виды кодов бывают? Давайте посмотрим видеофрагмент.
слайд 4 /ссылка Примеры кодов/
Запишите в тетрадь примеры кодов, которые вы увидели.
Давайте сделаем вывод:
Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. /Запись в тетрадь/
слайд 5
Когда мы представляем информацию с помощью кода, то она имеет определенную длину, т.е. количество знаков в коде, которая называется длиной кода /Запись в тетрадь/
Демонстрационный слайд 6
В процессе обмена информацией между людьми часто приходиться переходить от одной формы представления информации к другой. Посмотрим пример такого перехода /Переход по ссылке Например/
слайд 7
Как же называется процесс перехода информации от одной формы представления к другой?
Просмотрим видеофрагмент и сделаем вывод /Переход по ссылке Процесс перехода/
Сделайте вывод, что такое перекодирование /ребята предлагают свои версии определения перекодирования/
Молодцы, вы правильно сформулировали определение процесса перекодирования. Давайте запишем его в тетрадь.
слайд 7 /вывод определения по щелчку мыши/
Перекодирование – это преобразование знаков одной знаковой системы в знаки другой знаковой системы.
4. Закрепление материала.
слайд 8
Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.
слайд 9
Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова, используя ключ.
5. Дополнительное задание.
слайд 7
Учащиеся самостоятельно на компьютере изучают дополнительный материал /Переход по ссылке Дополнительно/
Каждому учащемуся раздаются индивидуальные карточки. В течении некоторого времени выполняется работа, с использованием таблиц кодировок. /раздаточный материал/. Затем учащиеся меняются карточками в парах и проверяют работу друг друга.
6. Подведение итогов.
Обобщение материала. Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
Загадайте слово и придумайте собственный способ кодирования: графический (с помощью картинок или знаков), числовой (с помощью чисел) или символьный (с помощью букв). Подготовка к проверочному тесту /тест можно использовать и как самопроверку/