Урок русского языка для 9 класса по теме «Сложноподчинённое предложение»
План-конспект урока русского языка для 9 класса
Автор: Богданова Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №36» города Чебоксары
ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
ЦЕЛИ: формирование умений: 1)различать виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным, 2) правильно расставлять знаки препинания в СПП., 3)определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, определять виды подчинения в СПП с несколькими придаточными, составлять схемы таких предложений, 4)производить синонимическую замену предложений.
Подготовка к контрольному диктанту.
Повторение: орфограммы в корне.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал на парты каждому учащемуся.
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент.
2. Слово учителя о целях и задачах урока.
3. Орфографическая разминка. Вставить пропущенные буквы разным цветом в зависимости от вида орфограмм, разделить слова на группы, найти лишнее слово. Найдите однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении. Как они называются? Работа по определению значения этих слов. Приведите свои примеры паронимов.
4. Работа по тексту. Озаглавить, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, выделить средства связи, определить вид придаточных, тип подчинения.
??? по тексту: а) Что является средством связи в последнем предложении?
б) Назовите часть речи слова перетолкованы, объясните правописание?
в) В каком предложении встречается устойчивое словосочетание?
5. Работа по схемам. Необходимо дать характеристику предложению, указать средства связи, тип подчинения, составить предложение по схемам.
Схемы расположены на доске.
·6.Работа по синонимической замене предложений.
Слово учителя: причастный оборот и придаточное определительное в СПП могут образовать синонимические конструкции, отсюда- возможность их взаимозамены. В некоторых случаях использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание элементы книжного стиля, придаёт особую окраску. Использование причастного оборота служит основным средством
стилистической правки. Это способствует устранению скопления союзных слов, которые могут внести двусмысленность в предложение.
А) Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом СПП. Б) Сделайте синонимическую замену ССП СПП с
придаточным уступительным. В) Сделайте синонимическую замену предложения с обособленными членами СПП.
Правильные ответы:
1. На речной пойме, которую заливало в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.2. Хотя на севере суровый климат, там произрастает много редких растений. 3. Когда я вошёл в комнату, я увидел брата, который приехал из города.4. На выставке, которая открылась в Москве, показано немало картин, свидетельствующих о творческом росте молодых художников. 5. Иллюстрации, присланные на конкурс, исполнены мастерски. 6. Покрытые пеной лошади казаков с трудом взбирались по горной тропе.
7. Работа на постановку знаков препинания при сочетании союзов.
??? Для какого стиля характерен союз коли?
8 Работа на постановку знаков препинания при однородных придаточных.
Задание: в контрольной зоне начертить схемы этих предложений.
9. Союзы и союзные слова, связывающие придаточные предложения с главными,- универсальные средства. Один и тот же союз или союзное слово могут связывать разные виды придаточных.
??? Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в определении вида придаточного?
Задание: Придумать и записать предложения с разными видами придаточных, соединёнными союзным словом куда.
10. Итог. Дом. задание:пар.№8,9; найти в повести Шолохова «Судьба человека» по 2 предл. с разными типами подчинения, сделать их разбор, записать.
На доске записаны значения слов-паронимов:
Дипломант-лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т.п., студент, готовящий дипломную работу.
Дипломат- должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью; (переносное- человек, действующий тонко, умело.
Приложение 1 (листок для каждого учащегося)
Классная работа.
Обобщение по теме: «Сложноподчинённое предложение».
1. Эклогический, э(ф, фф)ект, г..лерея, гума(Н,НН)ый, подб..рать, пор..жать, и(с,сс)ку(с,сс)тво, вопл..тить, опт..мизм, выт..реть, ко(м,мм)ентарий, нар..стать, дипл..мат оч..рстветь, а(к,кк)омпан..мент, предпол..гать, ум..рать, мирово(з,зз)рение, зам..реть, пр..обретать, привл..кательный, д..пломант.
2. .
Сейчас миллионы людей слушают радио включают телевизоры берут в руки газеты чтобы узнать всё чем живёт наша страна наша планета.
Для того чтобы понимать всё что происходит в окружающем мире для того чтобы и нас понимали те с кем мы общае
·мся мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того точно ли выражаем мы свою мысль свободно ли владеем речью зависит будем ли мы правильно поняты.
3. На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы. На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений. Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
.На выставке, которая открылась в Москве, показано немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников. Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски. Лошади казаков которые были покрыты пеной с трудом взбирались по горной тропе.
4. Мне показалось что когда мы расставались от вас веяло холодом. Он говорил что когда один предаёт всех то это дурно. Юноша подумал что если бы дело шло о пустяках то он бы не противился. Сунула тетёрка голову в траву и думает что коли она сама ничего не видит так и её не видно.
5. Когда обоз наш тронулся в путь уже царила весенняя ночь и полная луна ярко сверкала на тёмном небе.Однажды когда гудящий ветер уносил шапки и прятались птицы рухнула старая ель стоящая на краю поляны. .
6. Я рассказал, где прошло моё детство. Я поехал туда, где прошло моё детство. Я побывал в городе, где прошло моё детство. Мама попросила, чтобы я помогла ей. Мы долго занимались, чтобы хорошо сдать экзамены.
( оборотная сторона листа для каждого ученика)
Контрольная зона.
1.
2.
3.
4.
5.