Коммуникативная компетентность педагога как профессиональная ценность в соответствии с требованиями ФГОС.

Коммуникативная компетентность педагога как профессиональная ценность в соответствии с требованиями ФГОС.

Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принципов образования, поиском нового содержания и инновационных технологий, соответствующих современному уровню развития науки.
Основополагающим принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается - организация образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Необходимость реализации этой задачи привела к разработке Федеральных образовательных стандартов второго поколения.
Работая по стандартам второго поколения, учитель должен использовать технологии развивающего, личностно ориентированного обучения, технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения
Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Профессиональная деятельность учителя предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения профессиональной компетентности
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность. Поэтому сейчас наиболее значимой представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.
Коммуникативная компетенция учителя, определяется  основными  составляющими:
- мотивационно-ценностной (готовность педагога к профессиональному совершенствованию, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации)
- когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);
- операциональной (как специалист реализует свои знания на практике)
- позиционно-ценностной  (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).
Все составляющие коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник
Взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.
Сотрудничество учителя и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с научно-публицистической литературой, ставить конкретные цели, определять задачи, проводить эксперименты, включаться в исследовательскую деятельность. Ежегодно школьники участвуют в конференциях, где представляют результаты своей работы учёным - членам жюри.
Сотрудничество учителя и ученика направлено на последовательное и поэтапное развитие тех компонентов интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы школьника, которые на данный момент развиты недостаточно, что тормозит общее развитие и мешает развитию ребёнка в полной мере. Но формирование одних компонентов автоматически ведет к формированию других. Поэтому индивидуальная стратегия раскрытия каждого ребенка всегда многоступенчата и постепенно претерпевает изменения, необходимость которых определяется путем последующего тестирования результатов работы ученика.

Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции:
- коммуникативную, включающую обмен информацией;
- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:
умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимодействие с обучающимися.

Для управления процессом педагогического взаимодействия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нужно  знать ведущие мотивы, определяющие  направленность деятельности конкретного ученика.
Если нам важно при взаимодействии мотивировать ребенка на конкретную деятельность в настоящий  момент, учитель должен  выбирать приемы мотивации из соответствующей его уровню группы приемов. Здесь прием мотивации работает как инструмент для достижения успеха педагогического взаимодействия. Нужно  использовать приемы мотивации как инструмент взаимодействия с учеником для расширения зоны ближайшего развития, т.е. уровня учебных возможностей ребенка.
Для этого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нужно   развивать свои коммуникативные  компетенции, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции ученика.

Для этого  существуют приемы  коммуникации:
1.Замечание «от принца» к «принцу» Этот прием позволяет  сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону.. Вот схема трехэтапного замечания:
- Сначала  - не осуждающее описывание того, что не нравится [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] («когда я вижу, как ты вертишься)
 -Затем  описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится)
 -Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).
 2 Технология предупреждения и разрешения конфликтов.
В педагогическом  общении  очень важно  умение предупреждать и   разрешать конфликты.
Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу»   например, о  критериях отметок или  правил взаимодействия  на уроке. Можно  повесить  на стене плакат-договор с положениями, которые  обсуждать на первом уроке с каждым новым классом. Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают этот договор (прямо на плакате), и впоследствии  13 LINK "http://edu-lider.ru/tag/uchitelyu/" \o "Записи, помеченные с
учителю" 14учителю15 остается, только молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся нужно  дать время для обдумывания.
На этом же первом уроке можно обсуждать   положения правил. И если  выясняется, что дети не всегда принимают факты, мнения и выводы, что может  вести  к конфликтам. Это можно сделать на классном часе, или в рамках элективного курса.
Примерные  правила [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в кабинете
1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.
2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.
3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.
4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
5. Я сам – и вместе со всеми.
 Но если конфликт все-таки возник, нужно использовать  алгоритм разрешения конфликтов, разработанный  специалистами по конфликтологии. Хорошо, если этот алгоритм, заранее обсужденный, будет висеть  у  учащихся на виду, лучше рядом с плакатом-договором.
1.    Определяем проблему.
2.    Вырабатываем несколько возможных решений.
3.    Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.
4.    Выбираем лучшее.
5.    Организуем выполнение.
6.    Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.
3). Как разделить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ученика и учителя.   Еще  прием, позволяющий  предупреждать и   разрешать конфликты.  Он  помогает учителю в осознании причин сложностей в общении с конкретным ребенком в определенной ситуации.
Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо.  Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений,  но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя.
Вот какими способами  конфликтологи   предлагают решать  13 LINK "http://edu-lider.ru/category/psixologicheskie-faktory-uspeshnosti/pedagogicheskoe-obshhenie/" \o "Как общаться с
подростками" \t "_blank" 14проблемы15 учителя:
-Работать с учеником (делать замечания по типу  от «принца» к «принцу»).
-  Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).
-  Работать с собой (верно выбирать тактику поведения,  а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается
-  Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).
Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что  это  проблема  ученика.

Тогда учитель  должен  использовать другой набор педагогических действий:
 - Эффективное  слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ребенка на высказывания, самоанализ);
-  Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления  таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);
-«Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ребенка); - Учить детей искать и анализировать свои [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).









Каким же должен быть учитель нового поколения?
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен осознавать свою индивидуальность в педагогической деятельности, ориентироваться на построение личностных взаимоотношений с детьми, владеть навыками рефлексивного и эмпатийного поведения. Учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, о ткрытым в общении.
Для этого необходимо :
знать:
понятия “рефлексия, креативность, эмпатийность, приятие личности ребенка, индивидуальный стиль общения, коммуникация, коммуникативная компетенция и компетентность ”.
правила поведения для конфликтных людей;
правила разрешения конфликтов;
основные формы реагирования в общении;
алгоритм стратегии сотрудничества.
уметь:
анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением; – отстаивать свою позицию конструктивными способами;
адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.
владеть:
способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
навыками самооценки и понимания других;
навыками позитивного общения;
навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниям.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование коммуникативной компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования









13PAGE 15


13PAGE 14415




15