Конспект урока по дисциплине «Химия» Тема: «Гидролиз солей»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПРГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Л.А. Вьюшкова « » 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект урока по дисциплине «Химия»
Тема: «Гидролиз солей»
Рассмотрено Одобрено Методическим
На заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин советом ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Протокол № _______
Председатель ПЦК
Т.Н.Яшина
Ф.И.О От «____» __________ 20___ г.
_________________ Разработал преподаватель:
Е.С.Шарафиева Ф.И.О. Самара, 2016
Конспект урока.
Преподаватель: Шарафиева Елена Сергеевна
Учебная дисциплина: Химия
Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)Группа: 2114
Тема урока: Гидролиз солей
Тип урока: Урок с применением ИКТ
Длительность: 45 мин.
Цель учебного занятия: сформировать у учащихся понятие гидролиз солей.
Задачи:
1. Учебная- развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
2. Воспитательная- сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.
3. Развивающая- развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту; научить составлять ионное уравнение гидролиза солей по первой стадии.
План изучения нового материала.
Основные понятия: Гидролиз солей, ионы, анионы, катионы, электролитическая диссоциация, электролиты и неэлектролиты, индикаторы.
Оборудование урока: Таблица сильных и слабых электролитов, компьютер, проектор, интерактивная доска; реактивы – растворы солей (хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, индикаторы –лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый).
Ход урока
Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности
II.ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Фронтальный опрос в форме беседы, учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов.
Опорные вопросы:
1.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
2. Что показывает степень электролитической диссоциации?
3. Какие индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
4. Какие вы знаете индикаторы?
Подготовка таблицы для заполнения данными хода эксперимента.
Проведение эксперимента учащимися под руководством преподавателя. Устные ответы на вопросы учителя. Объяснение формулы у доски. Запись на доске и в тетради.
Делается вывод о том, какие ионы отвечают за цвет индикаторов.
Обучающийся под контролем преподавателя проделывает опыт.
Заносят результаты наблюдений в таблицу на доске и в тетрадях.
III.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Вступительное слово учителя:
После проведения опыта мы убедились в том, что все соли имеют кислую и щелочную реакцию.
Главные вопросы урока:
1. Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет?
2.Какие ионы отвечают за цвет индикатора в щелочной среде?
3.Есть ли ионы в солях?
4.Является ли вода электролитом?
5.На какие ионы диссоциирует вода?
Учащиеся должны догадаться, что они исследовали водные растворы солей и теперь могут ответить на эти вопросы, соответственно, и сделать следующий вывод:
Вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогрупп, избыток которых изменяет цвет индикаторов.
Учащиеся записывают в графу таблицы «Какие ионы» сделанные выводы.
IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Показ презентации со слайдами упрощенной схемы гидролиза.
Работа с понятием создание проблемной ситуации.
Итак, как же определить слабое основание и сильную кислоту в хлориде аллюминия?
Исследование учебника.
Прочитайте первый параграф учебника и ответьте на вопрос:
-Какую реакцию имеет соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой?
-Составьте схемы по другим солям и сделайте соответствующие выводы.
Аналитичекая беседа.
И так мы с вами узнали из текста учебника какие же реакции имеет соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, а также составили схемы по другим солям, например по хлориду натрия. А теперь, давайте подумаем и сделаем вывод: Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.
Формирование решения проблемы.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что взаимодействие ионов соли с ионами воды приводит к наличию в растворах солей избытка ионов водорода или гидроксид-ионов. Делается вывод, что гидролиз- это реакция обмена между некоторыми солями и водой: «гидро» - вода, «лизис»- разложение.
Задание:
- составить уравнения диссоциации соли и воды, с помощью которых доказывается получение избытка ионов водорода и гидроксид- ионов
Обобщение: Избыток ионов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет. Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малинового цвета.
V.ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Повторительно-обобщающее задание:
На экране проецируется задание.
Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей?
1 вариант 2 вариант
а) нитрата цинка а) карбоната калия
б) сульфата калия)б) сульфита натрияв) сульфида натрияв) нитрата бария
2.Составьте упрощенную схему этих солей.
3. Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.
Затем на экране проецируются правильные ответы на эти вопросы, а учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку).
Учитель просит поднять правую руку тех учащихся, которые получили «5»и «4», и левую, которые получили «3».
Объективность поставленных оценок проверяется учителем после урока при проверке тетрадей.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Беседа учителя с учащимися.
Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных жиров, мыла, крахмала, целлюлозы.
Подводится к завершению контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснения активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания.
Домашнее задание.
Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза.
Сильные и слабые электролиты
Степень электролитической диссоциации Основания Кислоты Соли
Сильные a>30% Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов
LiOH,KOH, NaOH, Rb(OH)2,
Ba(OH)2,
Sr(OH)2 HCl,H2SO4,
HNO3,HJO3,HJ,HBr,
HClO4 Все растворимые соли: хлориды, бромиды, йодиды, сульфаты, сульфиты, сульфиды щелочных металлов и аммония, нитраты всех металлов
Электролиты средней силы
3%<a<30% H3PO4, H2SO3 Слабые
a<3% Na4OH и все труднорастворимые гидроксиды: Zn(OH)2, Cu(OH)2, Cr(OH)3, Fe(OH)3, Fe(OH)2, Mn(OH)2, Ni(OH)2, Sn(OH)2, Al(OH)3, Co(OH)2, Pb(OH)2. H2CO3, H2S, HCN, HClO, HClO2, H3BO3, H3PO3, H2SiO3, H3AsO4, H2SnO4 Просмотр презентации.
Запись в тетрадь.
Чтение параграфа учебника «Гидролиз солей».
Учащиеся делают вывод и записывают определения.
Обсуждение в группах и фронтальные ответы:
AlCl3 Al 3+ + 3Cl-
H2O H+ + OH-
Al3+ + 3Cl- + H2O
AlOH2+ + 3Cl- + H+
Al3+ + H2O AlOH2+ + H+
-Избыток ионов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет.
Na2CO3 2Na + +CO32-
H2O H++OH-
2Na+ + CO32-+ H2O
2Na+ + HCO3- + OH-
CO32-+ H2O
HCO3- + OH-
-Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малинового цвета.
Учащиеся выполняют задание в тетради.
Учащиеся проверяют сами себя.
Обобщение записывается в тетрадь.
Учащиеся записывают домашнее задание в тетрадях.
.