Конспект открытого урока химии в 11 классе по теме: Гидролиз солей


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 10 «МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС ПОЛИЦИИ»
125183, Москва, 4-й Новомихалковский пр., д.14, тел., факс (495) 153-04-19, тел. (495) 153-81-91
КОНСПЕКТ
открытого урока по химии в 11 классе
Гидролиз солей
Выполнила:
учитель химии Гагарина Т. В.
Москва 2015
Химия 11 класс. Урок № 18
Тема урока: гидролиз солей.
Обоснование выбора темы:
Выбранной теме в планировании по химии уделяется недостаточно времени. Однако, тема является важной. Получается, что за 1 час нужно тему усвоить и закрепить. Поэтому урок должен быть лаконичным, насыщенным, с максимально активной самостоятельной деятельностью обучаемых. В связи с этим, выбрана форма проведения урока, как самостоятельная познавательная деятельность обучаемых. Также используется разнообразные формы деятельности обучаемых: самостоятельная работа, лабораторная работа в парах, работа с учебником, фронтальная беседа, выполнение теста, рефлексия. Выполнению всех перечисленных задач наиболее эффективно способствует работа обучаемых по инструктивной карте.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: организовать процесс осмысления представлений о гидролизе солей.
Задачи урока:
1) Обучающие:
- углубить знания об электролитах и, в частности, о свойствах солей;
- сформировать умения определять характер среды раствора по их составу, составлять
ионные и молекулярные уравнения гидролиза солей по первой стадии;
- продолжить формировать умения решать тестовые задания на основе КИМов;
- продолжить формировать умения пользоваться опорными знаниями, составлять
конспект урока.
2) Развивающие:
- развивать познавательные умения наблюдать, сравнивать, делать логические выводы,
объяснять результаты эксперимента на основании используемой теории.
3) Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность при выполнении эксперимента;
- воспитывать коммуникативные умения.
Форма проведения урока: самостоятельная познавательная деятельность
обучаемых, работа в парах.Метод обучения: исследовательский, словесный.
Оборудование и реактивы: (на каждом столе) учебник Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман «Химия 11» М. 2010, таблица растворимости, индикаторная шкала, универсальная индикаторная бумага, планшетки для работы с малыми количествами вещества, капельницы с растворами хлорида натрия, карбоната калия, нитрата цинка.
Ход урока: инструктивная карта (на каждого обучаемого).
Организация рефлексивного самоанализа урока обучающимися.

Этапы урока «Гидролиз». 11 класс
1. Организационный момент. (1мин.)
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, создание доброжелательной обстановки.
2. Актуализация знаний. (7-8 мин.)
Учитель. Урок мы начнем с повторения вопросов, необходимых для понимания
сегодняшней темы. Работа будет проводиться по инструктивным картам.
Выполните задание № 1 (4 мин.).
Выбрать из перечня формул кислот и оснований слабые электролиты.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Двое учащихся выполняют задание у доски с обратной стороны. Проводится самопроверка и обсуждение результатов.
Учитель. Давайте подытожим результаты (устные ответы):
- Какие основания относятся к слабым? (нерастворимые, кроме гидроксида аммония)
- Какие кислоты относятся к слабым? (нерастворимые, летучие, неустойчивые, органические).
Выполните задание № 2 (3 мин.).
Написать реакцию между гидроксидом натрия и соляной кислотой в молекулярном и ионном виде.
Учащиеся выполняют задание. Один ученик выполняет задание у доски с обратной стороны. Проводится самопроверка.
Учитель.
- Назовите тип реакции по составу и количеству участвующих веществ. (реакция обмена)
- Каков тип реакции по обратимости? (необратимая)
- Как еще называются реакции между кислотой и основанием? (реакция нейтрализации)
3. Целеполагание. (2 мин.)
Сообщаются цели и задачи урока, а также, значение темы.
- Процесс гидролиза играет важную роль в пищеварении и тканевом обмене веществ всех живых организмов, способствует поддержанию в организме кислотно-щелочного равновесия. Гидролиз широко используется в промышленности и лабораторной практике для получения жирных кислот, аминокислот, простых сахаров и других продуктов из природных высокомолекулярных полимеров.
- Вместе с тем, вопросы по гидролизу входят в задания ЕГЭ, диагностические и мониторинговые работы.
4. Изучение нового материала (фронтальная беседа, самостоятельная работа, лабораторные опыты в парах, работа с учебником и таблицами). (20 мин)
Учитель. Что же называется гидролизом?
«Гидро» - вода, «лизис» - разложение.
Следовательно, гидролиз солей – это разложение (взаимодействие) некоторых солей водой.
То есть, можно сказать, что это процесс, обратный реакции нейтрализации.
Обратимся к заданию № 2: мы с вами определили, что реакция необратима, слабым электролитом является только вода, то есть, соль в данном случае не взаимодействует с водой. Концентрация ионов водорода и гидроксила одинакова.

Соль можно рассматривать как продукт взаимодействия кислоты и основания. Какими, в данном случае электролитами образован хлорид натрия? (сильной кислотой и сильным основанием). Что можно сказать о гидролизе? (гидролиз не происходит).
Выполните задание № 3 - лабораторный опыт.
Определение реакции среды растворов хлорида натрия, карбоната калия и нитрата цинка.
Занесите результаты опыта в таблицу № 2 инструктивной карты (приложение № 1).
Сделайте заключение о реакции среды раствора и соотношении концентрации ионов водорода и гидроксила. Запишите свои умозаключения в таблицу.
В последней графе таблицы запишите вывод о ходе гидролиза, с учетом того, что гидролиз протекает по слабому иону.
Проводится обсуждение результатов.
Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образована слабым основанием и слабой кислотой).
Обратимся к учебнику на стр. 73 пункт IV. (Учащиеся читают текст учебника и заносят данные в таблицу). Реакция среды зависит от константы диссоциации соответствующего реактива. Если образуется нерастворимое основание и летучая кислота, то соль полностью разлагается водой, гидролиз протекает необратимо.
Выполните задание № 4.
Составление уравнений реакций гидролиза.
Следуя алгоритму и примерам, приведенным в учебнике (стр. 72-73), составьте уравнения реакций гидролиза для карбоната калия, нитрата цинка и сульфида алюминия. (Сильные учащиеся выполняют задание на доске).
Проводится обсуждение и самопроверка.
5. Закрепление, контроль и коррекция знаний. (10 мин.)
Выполнение теста (приложение № 2) (один ученик выполняет тест на доске).
Учитель комментирует и дает методические рекомендации по рациональному выполнению тестов.
- Тестовые задания необходимо выполнять не только верно, но и быстро.
- В заданиях соли могут быть даны в виде формул или названий, поэтому необходимо хорошо знать номенклатуру солей.
- Необходимы знания об изменении окраски различных индикаторов, в зависимости от среды (см. таблицу на стенде).
- Часто для ответа не нужно составлять уравнения гидролиза, достаточно проанализировать состав соли (какими кислотой и основанием она образована) и использовать выведенные нами на уроке правила гидролиза.
- В части «В» даются задания на установление соответствия. Соли нужно соотнести: по типу гидролиза; по способности к гидролизу; по определению среды раствора или рН; по продуктам гидролиза. Достаточно, хорошо усвоить данные из составленной нами таблицы.
Проверка и обсуждение результатов теста. Пояснения учителя.
6. Информация о домашнем задании и выставление оценок наиболее активным учащимся. (2 мин)
Внимательно прочитайте рекомендации. Выполните тест (приложение № 3). При выполнении задания зафиксируйте время выполнения.
7. Организация рефлексивного самоанализа урока обучаемыми. (2 мин.)
Учащиеся заполняют таблицу самоанализа в инструктивной карте.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Инструктивная карта обучаемогоЗадание № 1: (актуализация знаний)
Из перечня формул кислот и оснований выпишите в таблицу слабые электролиты (см. § 16 учебник Г. Е. Рудзитис Химия 11).
Формулы кислот: HCl, H2CO3, H2S, H2SO4, HClO4, HNO2, CH3COOH, HNO3, H2SO3
Формулы оснований: Cu(OH)2, NH4OH, NaOH, Ba(OH)2, Fe(OH)3, KOH, Zn(OH)2
Таблица № 1
Слабые кислоты
Слабые основания Задание № 2
Составьте уравнение реакции между гидроксидом натрия и соляной кислотой в молекулярном и ионном виде.
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание № 3. Лабораторный опыт (работа в парах)
Накапайте в ячейки планшетки по несколько капель растворов хлорида натрия, карбоната калия и нитрата цинка. С помощью универсального бумажного индикатора определите среду раствора. Занесите результаты наблюдений в таблицу № 2. Проанализируйте состав солей и сделайте вывод об отношении каждого раствора к гидролизу.
Занесите результаты в таблицу № 2.
Какой еще не рассмотрен случай образования солей? (Слабой кислотой и слабым основанием).
Прочитайте текст учебника стр. 73, пункт IV. Запишите информацию в таблицу № 2.
Вывод 1: гидролиз протекает по слабому иону, а реакцию среды определяет сильный электролит
Таблица № 2 (курсивом дано то, что записывают обучаемые)
Формула
соли Соль образована Окраска
универсального
индикатора Реакция
среды Соотношение
ионов [H+], [OH-]
и рН среды Отношение
к гидролизу
NaClсильное основание и
сильная кислота желтая нейтральная [H+] = [OH-]
рН = 7 гидролизу
не подвергается
K2CO3 сильное основание и слабая кислота синяя щелочная [H+] < [OH-]
рН > 7 гидролиз
по аниону
Zn(NO3)2 слабое основание и сильная кислота красная кислая [H+] > [OH-]
рН < 7 гидролиз
по катиону
Al2S3 слабое основание и слабая кислота зависит от
разности
константы диссоциации
электролитов зависит от
разности
константы диссоциации
электролитов зависит от разности
константы диссоциации
электролитов, или разлагается гидролиз
по катиону и
по аниону
(совместныйгидролиз)
Задание 4:
Составьте уравнения гидролиза в молекулярном и ионном виде, пользуясь алгоритмом и примерами, приведенными в учебнике (стр.72-73)
1) Уравнения гидролиза K2CO3
______________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________
2) Уравнения гидролиза Zn(NO3)2
__________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
3) Уравнения гидролиза Al2S3
_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________
Вывод 2: Гидролиз – это взаимодействие ионов соли с водой с образованием малодиссоциирующих электролитов.

Задание 5:
Выполните тест ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Запишите ответы в таблицу.
задание А1А2А3 В1 В2 В3
ответ Проверьте свои ответы с данными на доске.
Задание 6: (рефлексивный самоанализ урока)
Поставьте знаки: +, -, +- напротив утверждений, в зависимости от степени усвоения материала:
а) не усвоил тему урока
б) усвоил тему, могу воспроизвести пройденный материал
в) могу использовать полученные на уроке знания в различных ситуациях
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ТЕСТ (закрепление знаний)
Часть 1.
А1. Среди предложенных солей: CH3COONH4; CuBr2; MqSO4 – гидролизу подвергается
1) CH3COONH4; 2) CuBr2; 3) MqSO4 4) все вещества
А2. Лакмус синеет в растворе соли:
1) ZnSO4 2) BaCl2 3) NaNO3 4)K2SO3
А3. Какая соль подвергается гидролизу по катиону?
1) сульфит натрия 2) хлорид железа (II) 3) нитрат лития 4) сульфат бария
Часть 2.
В 1. Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу.
НАЗВАНИЕ СОЛИ СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ
А) (NH4)2S 1) гидролизу не подвергается
Б) K3PO4 2) гидролизуется по катиону
В) Na2S 3) гидролизуется по аниону
Г) Cs2SO4 4) гидролизуется по катиону и по аниону
В 2. Установите соответствие между формулой соли и ее отношением к гидролизу.
ФОРМУЛА СОЛИ СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ
А) нитрат аммония 1) нейтральнаяБ) сульфат лития 2) кислая
В) нитрит калия 3) щелочнаяГ) хлорид меди (II)
В3. Установите соответствие между двумя солями, отношение которых к гидролизу одинаковое.
ПЕРВАЯ СОЛЬ ВТОРАЯ СОЛЬ
А) сульфат натрия 1) сульфид калия
Б) хлорид алюминия 2) сульфид алюминия
В) ортофосфат цезия 3) сульфат железа (III)
Г) ацетат аммония 4) нитрат бария
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 (домашнее задание)
Рекомендации по рациональному выполнению теста.
- Перед выполнением задания внимательно изучите конспект урока (инструктивную карту).
- Засеките время и выполните тест, не глядя в конспект. Важно не только выполнить верно задания, но и сделать это максимально быстро.
- Запомните: гидролиз протекает по слабому электролиту, а реакцию среды определяет сильный электролит.
- Если затрудняетесь проанализировать состав соли по названию, рекомендуется записать формулы солей.
- При выполнении задания А5, выберите сначала правильные варианты ответов по анализу первых формул, а затем из них найдите один верный ответ по вторым формулам.
- Для выполнения задания В3, повторите §16, стр. 67 [1].
- При выполнении задания В4, рекомендуется разбить правый столбик (окраска индикатора) на два полустолбика. Зная какую реакцию среды имеет раствор соли, отберите возможные ответы из первого полустолбика, а затем из выбранных вариантов определите единственно верный ответ из второго полустолбика.
- Чтобы быстро определить окислительно-восстановительное уравнение реакции, нужно найти реакцию, в которой есть среди реагентов простое вещество в левой или правой части.
- Оптимальное время выполнения теста – 15-20 мин.
- Проверьте свои ответы с помощью таблицы № 1 из инструктивной карты.
Желаю успеха!
ДОМАШНИЙ ТЕСТ
Часть АА1. Одинаковую реакцию среды имеют растворы сульфита калия и:
1) нитрата бария 2) силиката калия 3) сульфата натрия 4) хлорида алюминия
А2. Фенолфталеин приобретает малиновый цвет в растворе соли:
1) NaNO2 2) (NH4)2SO4 3) NH4Cl 4) Na2SO4
А3. Нейтральную среду имеет раствор
1) бромида натрия 2) сульфида цинка 3) сульфата меди (II) 4) силиката лития
А4. Полному (совместному) гидролизу подвергается соль:
1) KNO3 2) BaSO4 3) ZnCO3 4) ZnCl2
А5. Кислую реакцию среды имеет раствор каждой из двух солей:
1) RbCO3 и CuBr2 2) KCl и Na2S 3) Fe(NO3)2 и NH4Cl 4) NaNO3 и Al2(SO4)3


Часть В
В1. Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу.
Название соли Отношение к гидролизу
А) ацетат аммония 1) гидролизу не подвергается
Б) стеарат калия 2) гидролизуется по катиону
В) перхлорат натрия 3) гидролизуется по аниону
Г) сульфат рубидия 4) гидролизуется по катиону и по аниону
В2. Установите соответствие между названием соли и реакцией ее водного раствора.
Название соли Реакция среды
А) фосфат калия 1) щелочнаяБ) сульфат магния 2) нейтральнаяВ) карбонат лития 3) кислая
Г) нитрат натрия
В3. Установите соответствие между формулой соли и концентрациями ионов водорода
и ионов гидроксила в растворе этой соли.
Формула соли Концентрация [H+] и [OH-]
А) FeI2 1) [H+] = [OH-]
Б) Na2S 2) [H+] > [OH-]
В) CsCl 3) [H+] < [OH-]
Г) Be(NO3)2
В4.Установите соответствие между формулой соли и окраской индикаторов в ее водном
растворе.
Формула соли Окраска индикатора
А) K2SO4 1) лакмус красный, фенолфталеин малиновый
Б) Al(NO3)3 2) лакмус красный, фенолфталеин бесцветный
В) CH3COONa 3) лакмус синий, фенолфталеин малиновый
Г) NaClO4 4) лакмус синий, фенолфталеин бесцветный
5) лакмус фиолетовый, фенолфталеин малиновый
6) лакмус фиолетовый, фенолфталеин бесцветный
В5. Установите соответствие между названием процесса и сокращенным ионным уравнением, которое ему отвечает.
Название процесса Уравнение
А) реакция нейтрализации 1) HCO3- + H2O H2CO3 + OH-
Б) гидролиз соли слабого 2) CO32- + 2H+ H2O + CO2
основания и сильной кислоты 3) Cu2+ + H2O CuOH+ + H+
В) гидролиз кислой соли 4) H3O+ + OH- 2H2O
Г) реакция окисления-восстановления 5) Zn0 + 2H+ Zn2+ + H2