Рабочая программа Психология личности и профессиональное самоопределение
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
225361596520
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 14 Психология личности и профессиональное самоопределение
название дисциплины
по специальности СПО
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
код название
Лиски
Рабочая программа дисциплины разработана на основании методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2015 года №06-443) по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог и на основании решения педагогического совета от «26» августа 2016 года, протокол №1.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
Разработчики:
Попова Юлия Анатольевна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Транспорт» протокол №1, от 26.08.2016 г.
Председатель ЦК Попова М.А.
Программа одобрена на заседании УМС протокол №1, от 26.08.2016 г.
Заведующий научно-методическим отделением - С.А.Сарксян
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4
результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ 5
СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
9
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина относится к вариативной части общепрофессионального цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоениядисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
– использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
– на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований специальности осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
– планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
– успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;
– простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека:
– современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
– основные принципы и технологии выбора профессии;
– методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
– максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
– самостоятельной работы обучающегося 6 часов;
– консультации 4 часа.
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями в области профессионального самоопределения, развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, психической регуляции поведения человека, современного состояния рынка труда, поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей специальности, а также овладение общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе: практические занятия 16
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 6
в том числе: - по овладению знаниями;
- по закреплению и систематизации знаний;
- по формирования умений. Консультации 4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2
3.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов
1 2 3
Введение Содержание: Предмет, задачи и содержание дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение». Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, её связь с другими дисциплинами и междисциплинарными курсами. 2
Тема 1.1.
Становление личности Содержание: Основные концептуальные положения и ключевые понятия становления личности. Стадии профессионального становления личности. Ключевые понятия о развитии личности. Факторы, движущие силы и стадии профессионального становления личности. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности. 11
Практические занятия:
1. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности.
2. Заполнение матрицы выбора специальности. 4
Самостоятельная работа:
- по овладению знаниями;
- по формирования умений. 1
Контрольная работа №1 «Становление личности» 1
Тема 1.2.
Психические особенности личности Содержание: Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Общее понятие о психических процессах. Методы диагностики профессионального отбора: бдительность в условиях монотонии, переключение внимания, помехоустойчивость, стрессоустойчивость, сложная двигательная реакция, объем внимания, реакция на движущийся объект. Психологические особенности личности инвалидов. Адаптации. Адаптация инвалидов. Влияние психологических особенностей личности инвалидов на их адаптацию. 13
Практические занятия:
1. Профессиональный отбор 4
Самостоятельная работа:
- по закреплению и систематизации знаний;
- по формирования умений. 2
Контрольная работа №2 «Психические особенности личности» 1
Тема 1.3. Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху Содержание: Общее понятие о психических свойствах личности. Общее представление о памяти. Общее представление о внимании. Способности. Основные типы связей. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего. 8
Практические занятия:
1. Человеческие возможности. 2
Самостоятельная работа:
- по овладению знаниями;
- по закреплению и систематизации знаний;
- по формирования умений. 1
Контрольная работа №3 «Человеческие возможности» 1
Тема 1.4.
Человек на рынке труда Теоретическое занятие:
Развитие производственной инфраструктуры. Железнодорожный транспорт. Менеджмент на железнодорожном транспорте. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции. Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Занятость населения. Безработица. Высшие учебных заведений, условия приема и обучения студентов. 14
Практические занятия:
1. Определение изменений состава профессий и специальностей на одном из предприятий за последние пять лет.
2. Составление резюме.
3. Составление плана профессиональной карьеры 6
Самостоятельная работа:
- по овладению знаниями;
- по закреплению и систематизации знаний;
- по формирования умений. 2
Дифференцированный зачет 2
Итого аудиторных занятий 48
В том числе: практических занятий 16
Итого самостоятельной работы 6
Консультации 4
Итого максимальная нагрузка 58
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия аудитории: «Кабинет гуманитарных дисциплин».
Оборудование кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
персональный компьютер;
мультимедиапроектор с экраном.
Комплект учебно-методической документации:
презентационный материал;
учебно-методическая документация
4.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
Дополнительные источники:
[2] Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека М.: Прометей, 2011. – 170 с. (электронное издание)
2. [3] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. 2016. – 583 с. (электронное издание)
3. [4] Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А.Г. – СПб.: Питер. 2012. – 320 с. (электронное издание)
4. [5] Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб.. Питер, 2006. — 607 с. (электронное издание)
5. [6]. Психология труда : конспект лекций. Г.X. Боронова, Н.В. Прусова. Издательство: Эксмо, 2008 г. - 160 с. (электронное издание)
6. [7] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2007. 499 с. (электронное издание)
7. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание)
8. [9] Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д Сидоренко, О.П. Очинин, Н.В. Матящ]; под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с. (электронное издание)
9. [10] Аналитические материалы. Рейтинг лучших вузов России – 2016. – 28 с. (электронное издание)
10. [11] Атлас новых профессий. Москва. 2015. - 288 с. (электронное издание)
Интернет-ресурсы
1. http://www.proftime.edu.ru2. http://www.start4you.ru3. http://www.rabochee-mesto.com4. http://www.uzn.vrn.ru5. http://www.ucheba.ru
6. psychology-online.net - сайт "Научная и популярная психология" Библиотека. Мастерская (Компьютерная психодиагностика, Психологический практикум). Психоскоп. Путеводитель (ссылки). Exam Online ( 6 тестов). Биржа труда и др.
7. flogiston.ru - сайт "Флогистон. Психология из первых рук." Публикации. Новости. Обзоры. Библиотека. (Тематические подборки статей.)
8. ido.rudn.ru (Психология и Педагогика) - электронный учебник по курсу "Психология и Педагогика" (авт.: Богданов И.В., Лазарев С.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Материалы курса "Психология и педагогика" составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов, в процесс подготовки которых "Психология и педагогика" войдет как одна из дисциплин общеобразовательного цикла. (Читать на месте, скачать нельзя.)
9. psi.webzone.ru - сайт под названием "Психологический словарь" Содержит: Сам Психологический on-line словарь, Тесты и Ссылки на сайты и каталоги схожей тематики.
10. http://rzd.ru/
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего (рубежного) контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного, зачета
Таблица №1
Требования к результатам
освоения
(должен уметь, знать) Функциональная принадлежность оценочного средства
Уметь
– применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими Практическое занятие «Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности»
Практическое занятие
«Заполнение матрицы выбора специальности»
– использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения Практическое занятие
«Профессиональный отбор»
– на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований специальности осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения Практическое занятие «Человеческие возможности»
– планировать и составлять временную перспективу своего будущего Практическое занятие «Определение изменений состава профессий и специальностей на одном из предприятий за последние пять лет»
– успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде Практическое занятие «Составление резюме»
Практическое занятие «Составление плана профессиональной карьеры»
Знать
– необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения Контрольная работа №1 «Становление личности»
Дифференцированный зачет
– простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека Контрольная работа №2 «Психические особенности личности»
Дифференцированный зачет
– современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью Контрольная работа №3 «Человеческие возможности»
Дифференцированный зачет
– основные принципы и технологии выбора профессии Дифференцированный зачет
– методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности Дифференцированный зачет
Таблица №2
(для специальности Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог)
Требования к результатам
освоения
(общие компетенции) Формы и методысформированности компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Оценка преподавателя в участии студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках специальности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Наблюдение за соблюдением технологии изготовления программного продукта.
ОК 3Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Наблюдение за поведением в нестандартных и нештатных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения постановки профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Наблюдение, оценка преподавателем решения профессиональных задач, практического задания.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы в поиске и использовании информации.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания Наблюдение за проявлением лидерских качеств, за самостоятельной организацией работы и качеством его выполнения.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Наблюдение преподавателем за процессом самообразования (использование дополнительных информационных источников), за планированием студентом повышения квалификации (выполнение работы повышенной сложности).
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Наблюдение за соблюдением действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий, обновлением программного обеспечения.