Доклад на окружное совещание Профессиональное самоопределение учащихся
Доклад на окружное совещание директоров, октябрь 2013 г
Сетевое взаимодействие школы с образовательными и другими организациями, как один из механизмов профессионального самоопределения обучающихся.
Доклад подготовила:
Шевцова Юлия Игоревна, учитель химии и биологии,
зам.директора по воспитательной работе МОУ «Толмачевская средняя школа»
Профессиональное самоопределение, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности - проблема вечная, она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не уходило от вопроса "Кем быть?" и решало его на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами. Исследования различных факторов, влияющих на выбор профессии, показывают, что наибольшее влияние оказывает воспитательная работа школы и учителей. Проблема профессионального самоопределения молодого человека занимает важное место в педагогической и возрастной психологии, поскольку касается решения главного вопроса профессионального становления личности. В связи с этим, центральным и достаточно сложной задачей современной школы является формирование у подрастающей личности способности к сознательному и самостоятельному выбору профессии и дальнейшего овладения ею. Решение этой задачи во многом зависит от активной позиции молодежи, от осознания себя субъектом собственной жизни, стремление к личностной самореализации, умение взвешенно и самостоятельно принимать ответственные решения. Именно поэтому профессиональное определение человека является результатом его личностного становления: только достаточно зрелый человек может принять самостоятельное решение, сделать определенный выбор, найти место в системе социальных и трудовых отношений.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»…), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах.
Из анализа взглядов различных ученых, которые пытались теоретически решить проблему профессионального выбора, следует, что профессиональное самоопределение - это не только процесс принятия решений по выбору профессиональной деятельности, но и одна из форм активности личности при котором она выступает субъектом собственной жизнедеятельности. И поэтому смелость, сила воли, ум, профессиональная направленность нее есть личностной ценностью. Как следствие этого, профессиональное самоопределение является средством реализации субъективных свойств личности, стиля ее жизни. Таким образом, успех профессионального самоопределения во многом зависит от собственной активности субъекта, от его жизненной позиции, которая способствует молодому человеку целенаправленно, осознанно, активно, прилагая волевых усилий, осуществлять выбор профессиональной деятельности и подготовку к ней.
Целью профориентационной работы в школе является создание условий для формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Профессиональная ориентация обучающихся реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внеклассную работу с обучающимися; работу с родителями; педагогами, педагогами-психологами. Профориентационная деятельность в образовательных учреждениях включает информирование и консультирование обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение выбора будущей профессии, ознакомление с миром профессий в рамках предпрофильного и профильного обучения, проведение профессиональных проб и социальных практик на базе колледжей, вузов, предприятий.
Наиболее востребованным направлением является совместная профориентационная деятельность школы с колледжами и вузами по активному участию обучающихся в конкурсах, олимпиадах и профориентационных лекториях, а также профориентационном и репетиционном тестировании.
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В нашей школе уже 6 год существует естественно – научный профиль, химико – биологическое направление.
В 8-9- классе ведутся предпрофильные элективные курсы, в 10 – 11 профильные элективные курсы.
В начальной школе ребята занимаются по ДОП: проектная деятельность школьников. Осуществляют проекты естественно – научной направленности.
Обучающиеся 7 – 11 классов занимаются по ДОП «Экологический мониторинг».
В школе есть программа предпрофильной подготовки школьников, ежегодно утверждается план работы, идет тесное сотрудничество с Лужским центром занятости.
Мы реализуем модель сетевого взаимодействия с целью привлечения научно-методического и материально-технического потенциала организаций и вузов в проведении профессиональных проб, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Сетевое взаимодействие проходит по направлениям: научно – исследовательская деятельность: занятия, консультации; совместные исследовательские работы, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях; профориентационное - экскурсии по учреждениям, знакомство с профессиями. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (поддерживает естественно - научный профиль)
Муниципальное:
МОУ ДОД «ЦДЮТ» - ДОП «Экологический серпантин» и «Инновационная доп.обр.программа творческой лаборатории»
(выдается документ)
Областное:
ГБОУ ДОД «Центр «Ладога» - областные экологические слеты и школы; экологические и краеведческие смены в ВДЦ «Орленок», «Смена»; областные и всероссийские конкурсы исследовательских работ (выдается документ).
ГБОУ ДОД «Центр «Интеллект» - сессии по экологии и биологии; научно-исследовательская деятельность; участие во всероссийских конкурсах (выдается документ).
ВУЗы (занятия на базе школы и на базе ВУЗов, экскурсии по учебным заведениям):
Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина;
С-Пб государственный аграрный университет;
С-Пб университет растительных полимеров;
С – Пб университет кино и телевидения;
С-Пб Лесотехническая академия.
ОУ среднего образования:
Лисенский лесной колледж.
СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ:
Научно – производственное объединение
ЗАО «Крисмас +»,
Лужское лесничество,
филиала ЛОГКУ «Ленобллес»;
Толмачевское отделение Лужского лесничества;
Филиал ФБУ «Рослесозащита» центр защиты леса Ленинградской области
Предмет соглашения с ЗАО «Крисмас +»:
«Крисмас+» оказывает содействие в развитии практического экологического образования в Школе. Деятельность проводится на площадях Школы и «Крисмас+»
Деятельность по Договору нацелена на:
распространение информации о деятельности «Крисмас+» и Школы по практическому экологическому образованию среди образовательных учреждений Лужского района Ленинградской области и других регионов,
апробацию применения оборудования «Крисмас+» для экологического практикума и учебно-исследовательской деятельности в реальной образовательной среде,
поддержку практических исследований,
создание направления работ по исследованию окружающей среды с применением комплектного оборудования «Крисмас+», а также методических материалов на их основе.
профориентацию школьников.
Предмет соглашения с Лужским лесничеством:
Лужское лесничество оказывает содействие в развитии практического экологического образования в Школе. Деятельность проводится на площадях Школы и Лужского лесничества.
Деятельность по Договору нацелена на:
распространение информации о деятельности Лужского лесничества и Школы по практическому экологическому образованию среди образовательных учреждений Лужского района Ленинградской области и других регионов;
поддержку практических исследований;
создание направления работ по исследованию леса;
профориентацию школьников.
Основные направления работы школьного лесничества:
Природоохранное;
эколого – просветительское;
лесохозяйственное;
творческое;
научно - исследовательское в области охраны природы, защиты и воспроизводства лесных и водных ресурсов.
В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе. Работа в школьном лесничестве помогает школьникам увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии. В новых социально–экономических условиях предлагается рассматривать школьные лесничества как раннюю профессиональную ориентацию школьников, помощь им в выборе своей будущей профессии.
Количество учащихся сдававших экзамены по профильным предметам:
Год 2009 2010 2011 2012 2013
% 23 45 50 70 50
На рис. 1 Соотношение сдававших профильные предметы и поступающих на профильные специальности
Не все поступили по профилю, потому что предпочли другое место учебы (хотя количество баллов было достаточно для поступления)
Поступление по профилю в ВУЗ:
Технологический университет
Пищевой университет
Университет кино и телевидения
Университет технологии и дизайна
Горный университет
Лесотехническая академия
Аграрный университет
Университет растительных полимеров
Ветеринарная академия
Академия спорта им. Лесгафта
Медицинская академия им. Павлова
Университет им. Герцена.
Поступление по профилю в колледжи:
Лисенский лесной колледж
Гатчинский педагогический колледж
Колледж информационных технологий (гидротехник)
Медицинские колледжи г. С- Пб и г. Москвы
Заключение
сетевое взаимодействие с ОУ и предприятиями является одним из механизмов профессионального самоопределения школьников;
количество выпускников Толмачевской средней школы выбирающих профильные предметы 50 -70 %;
выпускники поступают в профильные учебные заведения. Количество набранных баллов оказывается достаточно для поступления;
выбор химико – биологического профиля связан с выбором профессии.
Естественно – научный профиль (углубление химико – биологическое):способствует развитию творческих способностей детей;
формирует научное мировоззрение;
помогает сориентироваться в мире профессий и делает выпускников конкурентоспособными при поступлении в ВУЗы.