Элективный курс Мой Выборю Профессиональное самоопределение личности (9 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25»
Утверждена
методическим советом МБОУ «СОШ № 25»
Протокол № 1
«05» 09 2012 г.
Председатель МС________
Новикова Г.А. Утверждена
Городским экспертным советом
Протокол № ___
от «___»_______________20___ г.
Председатель ГЭС
_______________Н.А. Щербакова
«Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности»
авторская педагогическая разработка
(адаптационная программа)
для 9-10 ых классов
количество часов - 34
Автор:
Плетнева Л.Г., педагог - психолог,
первая квалификационная категория,
МБОУ «СОШ № 25»
Рецензент:
Серебрякова Н.В., педагог - психолог, высшая квалификационная категория,
МБОУ «Гимназия» города Тулуна
Тулун, 2013 год
ПАСПОРТ
на авторскую педагогическую разработку
«Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности.»
( адаптационная)
I раздел (заполняется автором разработки)
а) Плетнева Лариса Геннадьевна, педагог – психолог МБОУ «СОШ № 25», город Тулун, микрорайон Угольщиков, 43__________________________________
фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес
б) психология _____________________________________________________________
предмет, предметная область
в) для девятых, десятых классов___________________________________________
для каких классов (групп) предназначена разработка
г) 2011 – 2013 уч. год__________________________________________________________
с какого времени разработка используется
д) Элективный курс оказывает школьникам психолого – педагогическую поддержку осмысленного выбора дальнейшего профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего профессионального образования, расширяет и систематизирует знания учащихся в области выбора профессии и планирования карьеры, формирует у учащихся готовность к осознанному социальному и профессиональному самоопределению, направленному на адаптацию человека в современном мире профессий._____________________________________________________
__________________________________________________________________
авторская оценка разработки
II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
а) Данная программа рекомендована к реализации_____________________
оценка разработки
б) учебная___________________________________
форма (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция,
методические рекомендации)
в) учебная деятельность_____________________________
где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая,
внеклассная работа и т.п.
III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских педагогических разработках) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пояснительная записка
Программа составлена на основе элективного курса профориентационой направленности «Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности», автор О.Г.Кондратьева, 2005г. В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном свете для работодателя, а для этого необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.
Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».
Курс позволяет учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и поможет реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии
Актуальность.
Рынок труда обширен. И только хорошо информированный человек может принять адекватное решение о выборе профессии В условиях резких изменений структур рынка труда и ростом безработицы, существенно повышается социально – психологическая дезадаптация и профессиональная дезориентация населения. Это приводит к возрастанию нервно – психического напряжения, неумению сформировать свой профессиональный план, невостребованности на рынке труда у значительной части населения. Особенно это касается учащихся.
Наименее конкурентными на рынке труда и учебных вакансий оказываются выпускники школ, не имеющие, чаше всего, навыков профориентирования. Социально – психологические исследования последних лет показали, что 57,8% выпускников не имеют собственных профессиональных предпочтений и, к моменту окончания школы, не сориентированны на выбор будущей профессии.
Практика же показывает, что большая часть молодежи плохо ориентирована и в современном рынке труда, и в своих профессиональных предпочтениях и возможностях. Выпускники школ имеют более чем скромные представления о мире профессий, о рынке труда своего региона, его потребностях и перспективах.
Новизна курса.
От обоснованного выбора профессии, качественного уровня профессионального информирования, развития навыков конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в итоге – удовлетворенность человека своей жизнью.Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным. Необходимость специальной подготовки учащихся к выбору будущей профессии, к поведению на свободном рынке труда очевидна.
Поэтому необходимо возрастает роль профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся.
Методологические положения. Углубить знания обучающихся в области профессионального самоопределения. Повысить уровень компетенции и мотивации к выбору профессии, что расширяет возможности успешной профессиональной деятельности на мировом рынке. Курс предлагает выполнение тестов, практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях
Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в их профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего профессионального образования.
Задачи курса:
развивать у школьников отношения к себе как субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
расширять и углублять знания учащихся о самих себе, своих возможностях и способностях;
обеспечить овладение способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.
Курс учит раскрывать психологические особенности своей личности, выявить свои способности и профессиональные интересы, ориентироваться в типах и подтипах профессий, составлять свой профессиональный план, проектировать свою профессиональную карьеру.
Изучение курса рассчитано на 34 учебных часа. Каждая тема состоит из теоретических и практических занятий.
Тематическое планирование курса
n/n Содержание курса Количество часов
1 Введение. Профессиональное самоопределение. 1
2 Внутренний мир человека и система представлений о себе. 2
3 Мир профессий и мое место в нем. 2
4 Знакомство с ССУЗами города 3
5 Секреты выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. 2
6 Мотивы, потребности ,склонности и интересы.
Их роль в выборе профессии. 2
7 Возможности личности в профессиональной деятельности 6
8 Тренинг способностей учащихся.
Развитие памяти, внимание, оригинальности мышления ,фантазии. 3
9 Социальные потребности труда 2
10 Достижение жизненных целей и самовоспитание 2
11 Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях. 2
12 Моя профессиональная карьера. 3
13 Экскурсии в ССУЗы и на предприятия города 2
14 Пожелай мне доброго пути. 1
ИТОГО 34
Ожидаемые результаты обучения
После прохождения курса учащиеся должны знать понятия психологические особенности личности , самоопределение, классификация, типы и подтипы профессий, профессиограмма, профессиональные интересы и склонности, типичные ошибки при выборе профессии, самооценка, профпригодность.
Методы и приемы обучения
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
обучение через опыт и сотрудничество.
Формы контроля
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы
(мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Критерии оценок
Сообщения в устной и письменной речи должны соответствовать заданной тематике, быть логично построенными и содержать аргументированные высказывания и личную точку зрения.
Методический аппарат программы:
Александрова Э.М. Программа сопровождения подростков в школе.-М.,2000
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.-М.:ВАКО,2004
Климов Е.А. Как выбирать профессию? –М.,1990
Психология популярных профессий/ Под редакцией Л.А.Головей.-СПб.:Речь ,2003
Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха./ С.Н.Чистякова. – М.,2003
http://azps/ruРЕЦЕНЗИЯ
на программу элективного курса предпрофильной подготовки по выбору профессии для учащихся 9-10 ых классов: «Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности» разработанную , педагогом - психологом МБОУ СОШ № 25 г. Тулуна
Плетневой Ларисой Геннадьевной.
Представленная к рецензированию программа содержит:
Пояснительную записку с описанием актуальности, целей, задач и особенностей курса;
Описание ожидаемых результатов обучения;
Тематическое планирование с распределением учебных часов;
Ожидаемый результат;
Методы и приёмы обучения;
Формы контроля, виды практической деятельности учащихся.
Предлагаемый элективный курс, несомненно, актуален. Он помогает учащимся раскрыть психологические особенности своей личности, подготовить школьников к осознанному выбору будущей профессии, расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей; обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям, сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях, обучить планированию профессиональной карьеры.
Предложенные для работы тесты, упражнения доступны для выполнения обучающимися 9-10ых классов. Курс рассчитан на 34 часа.
Содержание программы соответствует целям и задачам предпрофильной подготовки учащихся.
Программа курса «Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности» может быть рекомендована к реализации.
Рецензент: Педагог – психолог гимназии
высшей квалификационной категории,
Серебрякова Н.В.
Приложение
Конспекты занятий
Занятие1.
Тема: Введение в курс «Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности»
Цель: познакомить учащихся с целью и задачами курса , его структурно-логической схемой. Сформировать положительную мотивацию к изучению курса.
Информационная часть.
Вы вступаете в наиважнейший период своей жизни: 9классом заканчивается общее обязательное образование , и вы должны будите сделать выбор пути дальнейшей жизни, определить свою социальную ориентацию:
на общее образование(продолжение учебы в школе);
на профессиональное образование (поступление в ССУЗы);
на труд без специальной профессиональной подготовки.
Но профессия – это не все, что вам придется выбирать, в чем самоопределится.
Главные области самоопределения:
профессиональная (кем быть);
личностная(каким быть, с кем быть);
духовная (во что верить).
Профессиональное самоопределение –процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Практическая часть.
Чтобы получить общее представление о содержании и уровне самоопределения, учащимся предлагается заполнить анкету, оценив себя по пятибалльной системе по всем позициям.
Упражнение «Лестница»
1.Учащимся предлагается составить лестницу самых значимых событий в их жизни, начиная с того времени, как они начали себя осознавать.
2.Затем учащимся предлагается «подняться по лестнице»- определить главные события своей жизни в будущем.
3.После определения главных событий жизни ребята объясняют, какие качества им будут необходимы для продвижения по лестнице жизни.
Занятие 2.
Тема: Внутренний мир человека и система представлений о себе.
Цель: познакомить учащихся с понятиями «самопознание», «самооценка», развивать культуру самопознания, способствовать формированию адекватной самооценки.
Информационная часть
Оценивали ли вы когда-нибудь себя? Свои качества, достоинства и недостатки? Совпадала ли ваша оценка себя с оценкой других?
Слово «самооценка» записано на доске. Ребята по цепочке дают объяснение слова. На доске записываются самые неожиданные и интересные объяснения.
Самопознание – процесс познания, заключающийся в наблюдении собственной психической жизни без использования каких либо инструментов.
Учащимся предлагается продолжить фразы записанные на доске и высказать свое мнение:
Мне необходимо познавать себя для того, чтобы…
Я не хочу познавать себя,потому- что…
На основе самопознания формируется самооценка.
Оценка самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков называется самооценкой.
Характер самооценки существенно влияет на все стороны жизни человека. Поэтому очень важно научиться объективно оценивать себя. Самооценка важна. поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальная- высокая самооценка, уважение к себе при реалистичной оценке своих возможностей и способностей в результате сравнения себя с другими людьми. Верная самооценка дает человеку нравственное удовольствие и поддерживает его человеческое достоинство.
Практическая часть
Игра «Алфавит»
На доске написан русский алфавит. Учащимся предлагается найти слова- прилагательные на каждую букву. Главная задача- найти как можно больше слов на каждую букву и оценить себя объективно. Затем ребята должны подсчитать ,каких слов в характеристике больше – положительных или отрицательных.
Игра «Коллаж достоинств»
Учащимся предлагается сделать коллаж из собственных достоинств, отвечая себе на вопрос: «Что я умею делать лучше всего?»
Для этого нужно вырезать из старых журналов картинки и заголовки, которые могут стать иллюстрацией достоинств.