ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКА
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКА
Сапун Г.Г. ,
педагог-психолог МБОУ «Лицей № 103»
Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших профессий и специальностей. И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.
Самоопределение в своей будущей профессии начинается в раннем детстве. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из книг, телепередач и т.п. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком.
В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования. Современный ритм жизни несколько стремителен, а возможностей так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом «Как выбирать профессию?», но и «Какую выбирать профессию?»
Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать во время.
Чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, техникуме или в ВУЗе, мы попытаемся разобраться.
Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.
Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.
Надо ли слушать родителей, когда подросток выбирает профессию или учебное заведение? С одной стороны, он строит свою жизнь, в которой предстоит жить самому — и отвечать за самого себя. С другой стороны, родители не чужие люди и желают только добра — а значит, к их советам стоит прислушиваться.
Родителям всегда бывает очень тревожно, когда ребенок выбирает профессию, далекую от их сферы деятельности — например, сын врачей хочет учиться на режиссера или дочь музыкантов поступает на специальность «Экономика». Эта тревога обусловлена тем, что родители не знают, как помочь детям в будущем, если возникнут какие-то профессиональные вопросы. К тому же часто в таких случаях сама профессия окутана для них мифами, изображающими ее как трудную, или невыгодную, или невостребованную и т. п.
Иногда родители предлагают пойти учиться в учебное учреждение, в которое проще поступить, или освоить профессию, по которой потом они смогут устроить его на работу. Конечно, это избавляет от многих проблем, но, прежде чем согласиться, подростку надо ответить себе на вопрос: а готов ли он ради легкости отказаться от собственных желаний, стремлений, предпочтений? Что более ценно для него?
Иногда мать или отец усиленно отговаривают заниматься той профессией, по которой работают сами, ведь они хорошо знают обстановку изнутри и лишены иллюзий. Но в процессе обсуждения данной позиции можно узнать все плюсы, минусы и как можно с ними справиться.
Порой родители говорят вещи, которые вообще нельзя оставлять без внимания. Самый яркий пример — если обучение в выбранном учебном заведении платное и семья не потянет таких расходов. В таком случае можно постараться найти компромисс. Если родители говорят, что конкретное учебное учреждение не дает по выбранной специальности качественного образования, то можно заняться совместным поиском компромиссных вариантов.
Родители убеждают, что и сама профессия, и даже обучение в интересующем подростка учреждении слишком сложны. Так же они могут считать, что ребенок переоценивает свои силы и не понимает, насколько тяжело ему придется: «А помнишь, наш сосед, как ни старался, вылетел с третьего курса?». Иногда стоит прислушаться к этим доводам и точнее разобраться с тем, что же ждет, на какие предметы будет делаться упор при обучении — и на каком уровне сложности. Необходимо объективно оценивать свои возможности. Впрочем, родители рискуют и недооценить силы своего ребенка.
Часто можно услышать: «Я же лучше знаю: эта профессия идеальна для тебя!» Наверное, в первый момент такие заявления вызывают только чувство протеста у подростка. Возможно, окажется, что родители замечают в нем какие-то качества, которых он сам не видит. Особенно это актуально в ситуации, когда подросток еще сам не определились окончательно. Иногда близкие люди видят особенности и способности человека даже лучше, чем он сам.
Иногда бывает, что по разным причинам родители не смогли реализовать свою мечту и, видя в ребенке свое продолжение, хотят, чтобы эту мечту осуществил он. Хорошо, если ребенок действительно получил «в наследство» от мамы или папы способности и интерес именно к этой профессии. А если нет? Лучше и не пытаться быть не собой, а другим человеком... Это может иметь серьезные последствия — особенно если ожидания оправдать не удастся.
Бывает, что родители рекомендуют обратить внимание на денежные, по их мнению, варианты. Зарабатывать на элементарные траты можно абсолютно в любой профессии, а вот стать профессионалом своего дела может, действительно, не каждый. Можно перепроверить восстребованность профессии и рынке труда и уровень предлагаемого дохода, например, зайдя на сайты по поиску работы.
Так как роль родителей в выборе профессии очень велика, работу по профориентации в школе следует вести не только с детьми, но и с их родителями. В настоящее время «существенно уменьшились возможности для детей наблюдать за трудовой деятельностью родителей, за их личным примером в труде».
Как уже говорилось выше, родители оказывают огромное влияние на выбор своих детей. В связи с этим их «… можно условно разделить на группы:
1) активно влияющие на своих детей в вопросах выбора профессии, дающие им квалифицированный совет;
2) пассивно относящиеся к этому вопросу;
3) представляющие детям самим решать свою судьбу;
4) навязывающие свою волю детям».
К первой группе принадлежат родители, которые занимают наиболее правильную позицию в данном вопросе. Они принимают активное участие в его решении, но при этом не проявляют авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают соображения ребенка, стараются оценить его способности и наклонности, разобраться в его стремлениях, влечениях и мотивах. Отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии здесь основаны на взаимном доверии и уважении, они носят характер своеобразного сотрудничества.
Вторую и третью группы составляют родители с позицией невмешательства. Это родители, которые боятся дать неквалифицированный совет, или равнодушные родители, чаще всего из неблагополучных семей. Причинами такой позиции являются напряженность во взаимоотношениях между родителями и подростком, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты. Дети предоставлены сами себе, имеют неполное и искаженное представление о профессиях, о своем профессиональном будущем не задумываются.
К четвёртой группе относятся активные родители с авторитарным стилем воспитания. Они подавляют инициативу ребёнка, считая, что он в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос и выбор профессии это только их прерогатива. В большинстве случаев такие родители настроены только на получении высшего образования, не обращая внимание на способности и возможности своего ребёнка.
Всем родителям хочется обеспечить благополучие своим детям, чтобы они получили надежную, уважаемую высокооплачиваемую профессию. Но очень важно адекватно оценить способности и возможности своего ребёнка, его интеллектуальный потенциал. Хочется так же предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если вариант родителей идет вразрез с его желаниями.
И в заключении хочется сказать, что выбор будущей профессии должен быть осознанным и основываться на изучении своих интересов, способностей и на учете ситуации на рынке труда. Если ребёнок сильно сомневается в выборе профессии, то, скорее всего, это не его. Когда находится своя стезя – сомнений не бывает, остаётся абсолютная уверенность и воодушевление. Не нужно зацикливаться на прибыльности. Конечно, необходимо оценивать перспективы, но если человек будет заниматься «своим» делом, то без денег он точно не останется.
Успешно выбранная профессия – это та профессия, которая соответствует возможностям человека, та, которой он увлечен и которая востребована обществом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб.пособие для студентов – слушателей фак. обществ. профессий. М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
2. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М.: Юрид. лит.,1989.-448 с.
3. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога.- Питер, 2005
4. Махаева О.Л. Я выбираю профессию// Махаева О.Л., Григорьева Е.Е. – М.:УЦ «Перспектива», 2005