Статья на тему Развитие уверенности учащихся, как средство адаптации в современных условиях


Развитие уверенности учащихся, как средство адаптации в современных условиях
(из практики педагога ДО студии музыкальных инструментов)
Овчаренко Наталья Николаевна
педагог дополнительного образования
МБОУ НШ №30, г. Сургут
Каждый человек уникален по-своему, у всех есть свои особенности, преимущества и … недостатки. Сочетание минусов и плюсов в человеке рождает полноценную, гармоничную, развивающуюся личность. Именно наличие у человека каких-либо недостатков, отличительных черт характера, выделяет его из массы других людей. Абсолютно нормальным является тот факт, что, помимо положительных черт человек наделен еще и отрицательными. Не бывает идеальных людей. Бывает адекватное принятие человека с его недостатками и достоинствами. Люди не делятся на «плохих» и «хороших», таковыми мы воспринимаем их сами, через свою субъективную призму, призму, наделенную нашими недостатками и достоинствами.
Главная задача, которая ставиться перед педагогом дополнительного образования - раскрыть талант, потенциал, особенность каждого учащегося, его уникальность, помочь найти себя, но не для того чтобы кому-то что-то доказать, а для себя.... Для того, чтобы утверждать, заявлять, доказывать, защищать, отстаивать свои права; стать уверенным и значимым человеком. Многие люди часто сталкиваются с проблемой неуверенности, невозможности завязать, поддержать разговор, выступить перед многочисленной аудиторией, свободно выразить свои мысли и чувства.
Как же побороть свои страхи и смущения публично выступать, способность легко адаптироваться к внешним меняющимся условиям. Как научиться отстаивать свои интересы не пренебрегая интересами других людей. Научиться осознавать свои эмоции и научиться ими управлять, сохранять эмоциональную уравновешенность. Иметь активную жизненную позицию. Уметь ставить свои цели и активно добиваться желаемого. Общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми, с друзьями, родственниками. Уважать и ценить себя.
Уверенность - это процесс выражения чувств. Уверенные люди отличаются прямотой, честностью и экспрессивностью, уверены в себе, имеют высокую самооценку и стремятся завоевать уважение других людей.
Уверенные люди знают свои минусы и плюсы, способны адекватно реагировать на критику со стороны. Ведь критика-это возможность стать лучше. Критика-это подтверждение того, что вы замечены и отличаетесь от других людей. Что в этом может быть печального? Адекватное восприятие своих неудач, неуспеха - отличительная черта уверенных в себе людей. Поражение несет в себе стимул «стать лучше», стимул «стремиться» к более высокому результату. Сильные, уверенные в себе люди не уходят в себя, не занимаются «самоедством».
Одна из задач педагога, работающего с детьми развить уверенность учащегося. Как этого добиться секрет каждого опытного педагога. Интересно, что подобные секреты открываются с каждым новым учеником.
Чувство уверенности в себе у наших учеников вырабатывается каждый день в процессе повседневной учебы, в преодолении трудностей заставляя себя достигнуть цели. Уверенность напрямую зависит от успехов. Умение собраться, сосредоточиться, отбросить сомнения, уверовать в свои силы – кому- то это удается лучше, кому- то хуже.
Конечно, многое зависит от общего развития детей, от уровня их образованности. Но многое зависит и от педагога: умело подобрать задачу, посильную для решения ученику.
Что касается каких – то общих, универсальных рекомендаций, то их сравнительно немного: инициативность, самостоятельность, решительность, энергичность, настойчивость, самоконтроль, принципиальность - качества, которые помогут обрести уверенность в себе, позволят устоять в любой экстремальной ситуации, развить способность быть самим собой, быть неповторимой, индивидуальной личностью. Значительно больше индивидуальных, предназначенных конкретно для каждого ученика в той или иной конкретной ситуации: уверенность формируется и крепнет, когда достигнута цель. Цели могут быть различные – выучить то или иное произведение, подготовиться к экзаменам, к концерту, к конкурсу; цели могут быть отдаленными и близлежащими. Принципиально важно в данном случае, существует ли она у учащегося вообще, принимает ли он их как собственные, а не навязанные.
Ребенку необходимо "обеспечить успех", который будет стимулировать его к дальнейшей деятельности. Одновременно с этюдами, гаммами и трудными пьесами, которые способствуют усвоению различных навыков, необходимо проходить также и легкие пьески, которыми ученик свободно и легко овладевает, что укрепляет уверенность в своих силах, вызывает желание работать и воспитывает у учеников с самого начала целеустремленность, привычку добиваться намеченной цели и приучает преодолевать трудности.
Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта, поскольку оно оказывает огромное влияние на эмоциональное и познавательное развитие ребенка. Восприятие музыки, переживание ее образного содержания, творческое воспроизведение в процессе исполнения также неразрывно связаны с деятельностью психики, бесконечным разнообразием психических явлений. А, только осознавая свои эмоции и умея ими управлять, человек может сохранять эмоциональную уравновешенность - непременное условие уверенности.
Исполнение программы на экзамене, участие в концерте, в конкурсах дает веру ученика в свои силы и возможности.Особенно важно суметь наилучшим образом настроить обучающегося, создать для него по возможности благоприятный душевный климат накануне публичного выступления. Мы же грешим тем, что до последнего дня, до последней репетиции не перестаем фиксировать внимание ученика на разного рода технических трудностях, подчеркивая то, что получается не очень хорошо. Бывает, что за час до выступления ученику внушают: «Смотри, не забудь там – то и там – то все, что я тебе говорила». Желаемый результат при этом достигается редко, зато нервозность ученика доходит чуть ли не до крайних пределов.
Между тем, настраивая обучающегося перед концертным выступлением, педагог должен говорить о предстоящем выступлении как о важном и радостном событии, чтобы обучающийся относился к своему выступлению как к празднику. Поддержать и подбодрить, похвалить за реальные достижения, поднять моральный дух — важнейший фактор в достижении чувства уверенности учащихся.
Словом, психологическая поддержка перед выступлением учащегося нужна. Желательна даже похвала: в конце концов, почти каждого, если захотеть, можно за что – то хвалить. Пусть эта похвала будет не вполне чистосердечной и искренней – бывают же ситуации в педагогике, где цель оправдывает средства. Случается, правда, что похвала учащемуся прямо противопоказана. У таких учащиеся завышенная самооценка, они зазнаются, считают, что успех им гарантирован предыдущими заслугами. И тогда необходимо указать ученику на его ошибки, заставить проанализировать свои достижения и неудачи. Поставить в пример достижения другого успешного учащегося, и тем самым вызвать соревновательные чувства и желание начать заниматься с полной отдачей.
Одним из условий успешного выступления является хорошо подготовленный концертный номер, а также умело подобранный репертуар, соответствующий возможностям учащихся.С каждым спешным выступлением у ребенка будет подниматься самооценка, он будет еще больше верить в свои собственные силы.
В конце концов, уверенность в себе измеряется нашими победами. Чтобы ученики могли продуктивно заниматься, требуется не так уж много: чтобы работа была посильной, не изнуряла духовно и физически и чтобы она время от времени приносила успех.
Путь к уверенности лежит через борьбу с самим собой, через борьбу со своими страхами. Работа над собой самая тяжелая, необходима выдержка, терпение и сила духа. Провалы, неудачи, стеснения, трудности — все это исходит от нас самих. Поэтому прежде чем разбираться с ситуацией и винить окружающих, необходимо заглянуть внутрь проблемы, т.е. в себя. Покопаться в своих мыслях. Помимо всего этого, необходимо всегда себя хвалить и подбадривать. И в особо острый период неловкости и неуверенности мысленно очертите вокруг себя круг, создав так называемый купол безопасности (методика К. Типпинга) – вызывает полное ощущение покоя и уверенности.
Особое внимание необходимо уделить качествам, мешающим достижению поставленной цели:
неправильно поставлена цель;
остановка на полпути;
лень;
нежелание расстаться со своей зоной комфорта;
отсутствие желание напрягаться, трудиться;
недостаточная мотивация;
заклинивание на отрицательном результате;
привычка придумывать оправдания своим неудачам.
Прежде всего учащийся должен решиться на изменения самого себя и обладать огромным желанием в работе над собой (данный факт уже является достижением ).
Уверенность, как личное качество, формирует индивидуальность учащегося, рождает смелость заявить о своей неповторимости и индивидуальности. Каждый человек должен испытывать неповторимое ощущение своей нужности, необходимости. Именно в этом случае он будет гармонично развиваться. Каждое проявление индивидуальности должно иметь подкрепление в виде оценки со стороны, но самым главным оценщиком своего поведения и своих достижений является сам человек.
Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям и уверенность вам гарантирована!