Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома


Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома
Кутчер О.В.,
учитель технологии,
высшей квалификационной категории.
МКОУ «Детский дом-школа№95»,
г. Новокузнецк, Кемеровская область

В методологии под самоопределением понимается, «нахождение места «для себя» в пространстве деятельности». Ситуация самоопределения возникает везде, где требования к человеку и его возможности не соответствуют друг другу. Самоопределение человека во многом зависит от того, насколько человеку в ситуации удается разделить «планы необходимого, должного и план возможного»,то есть ситуация самоопределения задана связью двух вопросов: что я должен делать и что я могу делать в ситуации?
Максимально широко определяет понятие самоопределения личности М.Р. Гинзбург- как активное определение человеком своего места в системе общественных отношений.
Ряд психологов проблему самоопределения рассматривают в тесной связи с социальной и гражданской зрелостью (В.И. Кожокарь, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, А.В. Мудрик и др.) Социальную зрелость прежде всего связывают с началом трудовой деятельности, обретением материальной независимости, получением полностью комплекса гражданских прав.
Но социальную зрелость, самостоятельность связывать только с юношеским возрастом неверно, так как они во многом зависят от «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский)
Что касается гражданской зрелости, то она нередко отождествляется с социальной зрелостью, так, И.С. Кон не разграничивает эти два понятия, их существенным признаком, считает, способность личности брать на себя целую систему социально необходимых ролей и нести за них ответственность.
Самоопределение личности в семейно - бытовой сфере связано с тем, что личность волнует не только будущая трудовая жизнь, но и связанное с ней общественное положение, функции, к которым она себя готовит. Социальное самоопределение связано с занятием человеком определенного места в социальной структуре общества, с вхождением в тот или иной класс или социальную группу, с выбором определенного варианта образа жизни.
Что касается жизненного самоопределения, то одни авторы отождествляют его с профориентацией (В.П. Грибанов, Р.К. Муртазина и др.), другие- с профессиональным самоопределением. (М.А. Добрынин) Л.И. Божович жизненное самоопределение рассматривает как выбор школьникам, «жизненного пути», при этом указывает на такую особенность его внутренней позиции, как «обращенность в будущее».
По мнению В.Д. Симоненко, жизненное самоопределение заключается в осознании смысла и цели своей жизни. Под смыслом жизни он понимает осознание своей жизни человека не как серии случайных разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл осознание того, во имя чего человек живет.
В качестве рабочего мы принимаем определение профессионального самоопределения, данное С.Н. Чистяковой, на адаптированное к специфической закрытой среде детского дома и психофизиологическим особенностям его воспитанников: профессиональное самоопределение детей-сирот. Это процесс осознания и корректирования ими своего психоэмоционального состояния, формирования своего отношения к труду и профессиональной деятельности, способ их самореализации и профессиональных потребностей, а так же овладению социальным и профессиональным опытом в условиях общественного воспитания и жесткой взаимосвязи детских домов с ограниченным кругом профессиональных учебных заведений.
Юношеский возраст-пора пробуждения, чувств к представителям другого пола. Поэтому трудно представить полноценное самоопределение юноши и девушки, если нравственно и психологически они не подготовлены к такому важному в их жизни шагу. Самоопределение личности в семейно-бытовой сфере включает осознание и соотнесение «хочу» - «могу» - «имею»-«требую» относительно супруга (супруги) и семейных отношений. Найти себе дело, в котором можно наиболее полно выразить себя, объединиться с теми, кто разделяет Ваши мысли и стремления, и вместе с единомышленниками приносить реальную помощь себе и окружающим людям - это сегодня становится своеобразным свидетельством растущей общественной активности.
Именно поэтому сегодня особенно важно стремиться понять, познать самого себя, осознанно развивать у себя нужные качества, чтобы выдержать крутые повороты истории, определить свои жизненные и профессиональные планы, собственную судьбу.
Профессиональное самоопределение - это длительный процесс формирования отношения личности к себе как субъекту профессиональной деятельности. Его центральным звеном является сознательный выбор профессии. Сознательность выбора профессии основана на знании себя, своих собственных качеств и психологических ресурсов (знании образа «я»), знаний мира профессии (анализ профессиональной деятельности) и умении соотносить знания о себе и знания о профессиональном труде (профессиональная проба).
Образ «я» является ядром, на котором формируются ведущие мотивы личности, в том числе и мотив выбора профессии. Сформированность образа «я» выступает в качестве одного из условий соотнесения себя с требованиями различных профессий и эффективной реализации своего психологического потенциала (в том числе интеллектуального) в будущей профессиональной деятельности.
Образ «я», знание себя и своих возможностей, объективное оценивание своего «могу» и «не могу» есть результат самоанализа как процесса самосознания. Самосознание включает такие компоненты, как самопознание, самоотношение, саморегуляцию. В основе их лежат многочисленные образы самой личности в различных ситуациях деятельности и поведения (физическое «я», «я-реальное», «я- идеальное», «я- ученик», «я-друг» и др.)
Самопознание, самоотношение и саморегуляция находят свое выражение в самоанализе и рефлексии, в самооценке, в различных формах самоконтроля и самовоспитания.
В системе процессов самосознания самоанализ и рефлексия занимают центральное место, они являются ведущими системообразующими компонентами. В узком смысле рефлексия обозначает мысленное действие, направленное на анализ собственных мыслей, собственного размышления.
Подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «я».
Процесс «примеривания» себя к планируемым профессиям происходит тогда, когда учащийся имеет некоторые представления о них и о себе, своих интересах и способностях.
Потребность разобраться в себе, своих интересах и способностях. Потребность разобраться в себе, в особенностях своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия требованиям профессии реализуется в процессе самоанализа.
Анализ профессиональной деятельности осуществляется на основе признаков труда по словесным описаниям профессий, называемым профессиограммами. Профессиограмма является информационным документом для ознакомления школьника с профессией. В ходе анализа профессия мысленно «расчленяется», выделяются существенные характеристики, и делается попытка соотнести их особенностями своей личности.
Таким образом, происходит постоянное формирование и развитие процесса самоанализа.
Каждый анализ профессии позволяет ученику посмотреть на профессиональную деятельность как бы «изнутри» - с позиции психологии труда, проникнуть вглубь профессии, понять и осознать ее сущность. Анализ позволяет школьнику невольно, на уровне подсознания «примерять» к себе любую анализируемую профессию. И это очень важно, так идет выбор своего дела. Успешность профессиональной карьеры связана со здоровьем человека самым тесным образом, причем влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру обоюдно. Профессиональное самоопределение - многогранный и длительный процесса, центральным звеном которого является сознательность выбора профессии, основанная на знании себя, знание мира профессий и умений соотносить эти знания. Анализ профессии и анализ собственных возможностей и ограждений с точки зрения требований избираемой профессии и составляет содержание самоанализа.
Потребность в самоанализе выступает перед принятием решения о выборе, при переоценке поведения и результатов деятельности, при перестройке образа жизни.
Поэтому развитие процесса самоанализа у подростков- сирот рассматривается как важнейшее условие их профессионального самоопределения.
Результаты исследования показали, что ранняя профессиональная подготовка позволяет подросткам-сиротам овладеть начальными профессиональными знаниями и навыками по конкретной специальности, дающими им уверенность в своих силах и возможность трудоустроиться после выпуска из Дома детства.
Список использованной литературы:
1.Васильева Т.В., Землянская Е.Н., Журкина А.Я. Мои жизненные и профессиональные планы. М., 1994г.
2.Климов Е.А. Как выбрать профессию? - М., 1990г.
3.Коломенский Я.Л. Человек: Психология. - М., 199_г.
4.Твоя профессиональная карьера. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. - М.: Просвещение, 1997г.
5.Методика личностного и профессионального самоопределения детей- сирот, Т.И. Шалавина, Л.С. Кочкина. г.Новокузнецк 2002г.