Профессиональное самоопределение воспитанников школы-интерната
Профессиональное самоопределение воспитанников школы-интерната
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем быть?» задает себе каждый молодой человек. В этой ситуации, главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение представляет собой сложный, длительный и динамический процесс формирования личности, системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет, лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Пришло время делать выбор, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Количество вакансий для людей со средним специальным образованием растет день ото дня. Более 70% свободных вакансий на рынке труда сегодня — рабочие и технические специальности. Особую важность это имеет для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей-сирот, которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Дети-сироты замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте. Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников в постинтернатный период: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка. Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников интернатного учреждения. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.Сегодняшний выпускник для реализации своих профессиональных планов, независимо от того является ли он выпускником школы – интерната для детей сирот или нет, должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска его из стен школы. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию. Одним из вариантов решения проблемы самоопределения, социализации и адаптации выпускников - создание на базе школы-интерната социальной квартиры, проживая в которой дети-выпускники смогут получить опыт самостоятельного проживания и проигрывания ситуаций, с которыми они могут столкнуться в будущем, а также сделать правильный жизненный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам. Таким образом, процесс профессионального и личностного самоопределения будет эффективен, когда будут учтены все составляющие компоненты, помогающие выпускникам школ-интернатов адаптироваться в обществе с новыми социально-экономическими отношениями. Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ОВЗ, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются дети – сироты при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении работы по профессиональному самоопределению.