ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 
Т. В. Говорухина  (г. Барабинск)
Современная ситуация в образовании, изменяющиеся социальные условия в стране, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. 
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование у учащихся универсальных качеств, позволяющих им осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными, профессионально мобильными, готовым к переобучению.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается важность непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь, который формируется со школьной скамьи. 
От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования.
В соответствии с данными положениями педагогическим коллективом было принято решение о разработке Программы по профессиональному самоопределению школьников.
Актуальность разработки этой Программы была также обусловлена анкетированием, проведённым среди школьников  среднего и старшего звена. На момент проведения исследования  46% учащихся  9-х классов и   35% обучающихся  11 класса  сомневались в выборе профессии.  
В настоящее время цели и задачи Программы скорректированы согласно вышедшему федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования.
Основные задачи Программы охватывают все периоды школьной жизни и заключаются в следующем: в начальной школе даётся только представление о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности,  к старшим классам развитие способностей формируется через углубленное изучение отдельных предметов.
Решение  данных задач осуществляется по следующим направлениям: профориентационная информация, агитация, просвещение, диагностика и консультирование.
Конкретные мероприятия Программы реализуются в процессе учебной деятельности, организации внеурочной работы, социально-психологического сопровождения учащихся и родителей.
У нас сложилось твёрдое и обоснованное убеждение, что профориентационную работу необходимо начинать с начальной школы. На этом этапе особая роль по изучению учащихся и подготовке их к выбору профессии принадлежит классному руководителю, ведущим видом деятельности которого являются профориентационные занятия.
Результативность занятий выявляется психологом школы в процессе анкетирования, опросов, индивидуальных бесед с учащимися и родителями. Если в 1 классе.  72% родителей не задумывались о необходимости просвещения собственных детей в профессиональной области, то к четвёртому классу доля детей, не имеющих представления о профессиях, практически, равняется нулю. 90% выпускников начальной школы не только говорят, кем хотят стать, но и поясняют и обосновывают причину данного выбора. Значительно расширился спектр знаний о профессиях. 
    Анализ уровня развития познавательной деятельности учащихся среднего звена фиксирует положительную динамику. Учащиеся отмечают, что изучаемые курсы: 
     - расширяют кругозор, развивают интерес к предмету	                  98%	
     - помогают определиться в дальнейшем образовании	                  46% 
     - способствуют сознательному выбору профессии		      52% 
     - помогают повысить уровень знаний по базовым предметам     64% 
В результате предпрофильной подготовки школа гибко и аргументировано подходит к организации профильного обучения или выбору профилей на старшей ступени. Интересна диаграмма выбора профиля за последние пять лет: с гуманитарной направленности до выбора профильного углубленного изучения точных наук, что связано с современной ситуацией на рынке труда
Необходимость создания данных профилей была выявлена в результате создания постоянно действующей системы диагностики, профессиональных предпочтений, интересов и склонностей детей. Реализация данных профилей подтверждается уверенной сдачей выпускниками единого государственного экзамена. В прошедшем учебном году на экзамене по математике выше среднего балла  по области набрали 47 % выпускников, по информатике – 57%.
Выбору профилей помогает организация исследовательской деятельности школьников. На протяжении пяти лет учащиеся школы успешно представляют свои работы на открытой региональной  научно-практической конференции школьников «Эврика» в г. Новосибирске. В 2010 году работы учащихся по экономике и обществознанию вошли в «Золотую лигу». Участники Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги – 2010» были награждены медалью Галуа.
Одним из результатов профильной деятельности явилось   участие в областном конкурсе специализированных классов для одарённых детей. В дальнейшем планируется  участие в губернаторской программе по развитию естественнонаучных направлений.
Второе направление профориентационной работы осуществляется через внеурочную деятельность и реализуется через систему работы школьных клубов и творческих объединений.   В школе предоставлена свобода выбора, созданы условия для развития интересов. На базе школы  функционируют 18 творческих объединений разной направленности. 
Одним из итогов деятельности в данном направлении является то, что 27 % выпускников определились с выбором будущей профессии и поступили в учебные заведения в соответствии с выбранным в школе образовательным маршрутом. 
Мы уверены, что выпускники нашей школы найдут применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, и станут востребованными высококвалифицированными специалистами на рынке труда. 
15