Рабочая программа по технологии 9 класс. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. — Брянск: Изд-во БГУ, 2007. — 183 с
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верховская основная общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на ШМО и рекомендовано к утверждению»
Руководитель ШМО
_________ (__________________)
Протокол № 1
от «27» 08. 2015 г.
«Согласовано»:
Зам. директора по УВР
_____________
И.В.Тищенко
31.08. 2015 г.
«Утверждаю»
Врио директора
МБОУ Верховской ООШ
_________________
В.В.Зайцева
Приказ № 78 -ОД
от «31 » 08. 2015 г.
ПРОГРАММА
по технологии
для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ:
Тищенко Ирина Валерьевна
деревня Верхи
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089, на основе
Примерные программы основного общего образования «Технология». Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана - Граф», 2010 по направлению «Технология». Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю и ориентирована на УМК:
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. 183 с
М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников» Книга для учителя. Брянск 2005
В авторскую программу изменения не внесены.
Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор».
Содержание программы
Жизненное самоопределение человека (1 час)
Сущность жизненного самоопределения. Смысл жизни человека.
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития(1 час)
Компоненты процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение и развитие
3 Значение выбора профессии, ситуация выбора профессии, правила выбора профессии(1 час)
4. Типичные ошибки при выборе профессии(1 час)
Группы ошибок: Незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора
5. Творческий проект «Мой выбор» (1 час)
Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор»
6. Тестовый контроль знаний по разделу(1 час)
7. Профессия и специальность: происхождение и сущность(1 час)
Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда
8. Многообразие труда(1 час)
Сущность и виды труда. Функции человека в процессе труда.
9. Классификация профессий. Формула профессии. (1 час)
Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Формула профессии.
10. Профессиональная деятельность и карьера человека(1 час)
Профессии социальной сферы. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты.
11. Рынок труда и его требования к профессионалу. (1 час)
Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления.
12. Тестовый контроль знаний по разделу. (1 час)
Урок контроля
13 Профессионально важные качества человека(1 час)
Сущность и структура профессионально важных качеств человека.
14. Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессий. (1 час)
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности.
15 Особенности психических процессов и выбор профессии. (1 час)
Сущность и виды познавательный процессов, их структура.
16. Темперамент и выбор профессии. (1 час)
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и проф. деятельности.
17. Характер и выбор профессий. (1 час)
Определение понятия «характер». Черты и типы характера.
18. Роль способностей профессиональной деятельности. (1 час)
Сущность понятия «способности», общие и специальные способности.
19. Тип личности и выбор профессии(1 час)
Понятие типизации. Специально- профессиональные типы людей.
20. Профессиональная деятельность и здоровье. (1 час)
Здоровье как условие высокоэффективной проф. деятельности
21. Профессиональная пригодность и самооценка(1 час)
Сущность и степени проф. пригодности.
22. Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и профессия» (1 час)
23. Анализ профессиональной деятельности. (1 час)
Источники информации о профессиях.
24. Профессиональная проба и творческие проекты. (1 час)
25. Профильное обучение и предпрофильная подготовка. (1 час)
26. Пути получения профессионального образования. (1 час)
27. Профессиональная консультация. (1 час)
28. Профессиональное самоопределение и самовоспитание. (1 час)
29. Готовность к профессиональному самоопределению. (1 час)
Принятие решения о проф. выборе.
30. Тестовый контроль знаний по разделу. (1 час)
31- 34. Творческий проект «Мой выбор» (4 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать и понимать: сущность жизненного самоопределения;
сущность и структуру процесса профессионального самоопределения; правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе; многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа; состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу; профессионально важные качества своей личности, свои профессиональные способности и возможности;
способы и средства анализа профессиональной деятельности; методику выполнения профессиональных проб; структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения; пути получения профессионального образования; возможности получения профессиональной консультации; этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания; этапы принятия решения о профессиональном выборе; . структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
ч
Учащиеся должны уметь:
пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
определять формулу профессии;
проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
выявлять свои профессионально важные качества;
соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
выполнять профессиональные пробы;
пользоваться профессиограммами и психограммами;
выбирать способ приобретения будущей профессии;
получать профессиональную консультацию;
заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии,
профессиональный идеал;
профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
Учебно- тематическое планирование
№п/п
Содержание
Количество часов
1
Жизненное самоопределение человека
1
2
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития
1
3
Значение выбора профессии, ситуация выбора профессии, правила выбора профессии
1
4
Типичные ошибки при выборе профессии
1
5
Творческий проект «Мой выбор»
1
6
Тестовый контроль знаний по разделу
1
7
Профессия и специальность: происхождение и сущность
1
8
Многообразие труда
1
9
Классификация профессий. Формула профессии.
1
10
Профессиональная деятельность и карьера человека
1
11
Рынок труда и его требования к профессионалу.
1
12
Тестовый контроль знаний по разделу.
1
13
Профессионально важные качества человека
1
14
Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессий.
1
15
Особенности психических процессов и выбор профессии.
1
16
Темперамент и выбор профессии.
1
17
Характер и выбор профессий.
1
18
Роль способностей профессиональной деятельности.
1
19
Тип личности и выбор профессии
1
20
Профессиональная деятельность и здоровье.
1
21
Профессиональная пригодность и самооценка
1
22
Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и профессия»
1
23
Анализ профессиональной деятельности.
1
24
Профессиональная проба и творческие проекты.
1
25
Профильное обучение и предпрофильная подготовка.
1
26
Пути получения профессионального образования.
1
27
Профессиональная консультация.
1
28
Профессиональное самоопределение и самовоспитание.
1
29
Готовность к профессиональному самоопределению.
1
30
Тестовый контроль знаний по разделу.
1
31
Творческий проект «Мой выбор»
1
32
Выбор темы проекта
1
33
34
Составление плана. Оформление проекта
Защита проекта
1
1
Всего
34
Календарно - тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
1
Жизненное самоопределение человека
1
2
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития
1
3
Значение выбора профессии, ситуация выбора профессии, правила выбора профессии
1
4
Типичные ошибки при выборе профессии
1
5
Творческий проект «Мой выбор»
1
6
Тестовый контроль знаний по разделу
1
7
Профессия и специальность: происхождение и сущность
1
8
Многообразие труда
1
9
Классификация профессий. Формула профессии.
1
10
Профессиональная деятельность и карьера человека
1
11
Рынок труда и его требования к профессионалу.
1
12
Тестовый контроль знаний по разделу.
1
13
Профессионально важные качества человека
1
14
Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессий.
1
15
Особенности психических процессов и выбор профессии.
1
16
Темперамент и выбор профессии.
1
17
Характер и выбор профессий.
1
18
Роль способностей профессиональной деятельности.
1
19
Тип личности и выбор профессии
1
20
Профессиональная деятельность и здоровье.
1
21
Профессиональная пригодность и самооценка
1
22
Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и профессия»
1
23
Анализ профессиональной деятельности.
1
24
Профессиональная проба и творческие проекты.
1
25
Профильное обучение и предпрофильная подготовка.
1
26
Пути получения профессионального образования.
1
27
Профессиональная консультация.
1
28
Профессиональное самоопределение и самовоспитание.
1
29
Готовность к профессиональному самоопределению.
1
30
Тестовый контроль знаний по разделу.
1
31
Творческий проект «Мой выбор»
1
32
Выбор темы проекта
1
33
Составление плана. Оформление проекта
1
34
Защита проекта
1
Список учебников и учебных пособий.
М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. - Брянск: БИПКРО, 2005..
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2005.
В. П. Бондарева, С. О. Кропивянская. Успешный выбор профессии 8-11 классы М.- Вако 2015
Л. Н. Бобровская . Серия Профильная школа «Дневник профессионального самоопределения старшеклассника». М. Планета 2015
15