Профессиональное самоопределение школьников старших классов

Индивидуальный профессиональный план учащихся


Профессиональное самоопределение школьников включает комплекс мероприятий, направленных на закрепление навыков самостоятельной творческой деятельности в предпочитаемой сфере, на формирование моральной готовности к труду, на профильную и профессиональную ориентацию.
Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно.
В.А.Поляков и С.Н.Чистяков в своем сборнике «Профессиональное самоопределение молодежи» /Педагогика, 1993, № 5 су.33-37/ рассматривают 7 этапов динамического профессионального процесса, характерного для возрастных периодов, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшим юношеским возрастом:
I этап – дошкольный возраст.
Профессиональная направленность как интерес к предмету или цели трудовой деятельности.
II этап – 1-4 классы.
Профессиональный интерес как установка на овладение одной из профессий выбранной сферы.
III этап – 4-7 классы.
Профессиональное намерение, сформированное на основе устойчивого профессионального интереса.
IV этап – 8-10 классы.
Профессиональное самоопределение старшеклассника как готовность к самоопределению.
V этап – 10-11 классы.
Профессиональный план как заключительный этап самоопределения.

На пути профессионального становления выпускника общеобразовательного учебного заведения оказывают влияние многочисленные факторы. Профильное и профессиональное самоопределение осуществляется школьниками:
- самостоятельно, исходя из личных способностей;
- под влиянием родственников, других взрослых;
- по совету педагогов;
- за компанию с друзьями;
- под влиянием СУМИ.

Проблеме готовности учащихся к выполнению определенной деятельности уделяется большое внимание. Готовность старшеклассника к принятию решения о выборе сферы профессиональной деятельности зависит от его знания предметного содержания 3 составляющих выбора профессии: «хочу», «могу», «надо». И в идеале они должны быть согласованы или хотя бы не противоречить друг другу.
Оценка состояния готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению определяется совокупностью критериев: когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностно-практического и показателей, зависящих от их возрастных и психологических особенностей, выявленных на этапах предпрофильного (9 кл.) и профильного (10-11 кл.) обучения.
Наиболее эффективными средствами для выявления и оценки готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению являются анкетирование учащихся, их родителей и последующий анализ анкет; специальные диагностические методики, предлагаемые разными авторами, информация о профессиях, учебных заведениях, рынке труда. Оценка уровня и динамики сформированности готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению позволяет эффективнее осуществлять педагогическое сопровождение этого процесса. Результаты работы с учащимися фиксируются в портфолио ученика.
Предлагаемая таблица позволит охватить вниманием учеников класса, объединить их по интересам и предмету труда для дальнейшей работы по формированию профессиональных планов учащихся.

Зрелый выбор школьника, соответствующий индивидуальным способностям и потребностям, возможностям и уровню его практической подготовки, предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы, верно оценивает возможность их реализации через сделанный выбор.
Важно добиться того, чтобы уже в школе учащиеся могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни. Индивидуальный профессиональный план – это заключительный этап профессионального самоопределения школьников, содержащий в себе осознанный выбор профессии и возможных путей ее приобретения.
Деятельность профориентатора по формированию проф. плана учащихся

Ф.И.О.
Кем быть
профессии
Где учиться
Выбор уч-ся
уч. заведений
Где работать
Наличие осознан-ного проф. плана
Приме-чания


Исследовательский блок
Информационный блок
Желаемые
Рекомендуемые
Информационный блок






Методика исследования
Методика исследования
Методика исследования
Мероприятия
Мероприятия
Мероприятия


Мероприятия
Мероприятия
Мероприятия
Предполагаемый
Запасной
Знает
Не знает


























































































































































































































































































































































15