Статья на тему Использование современных педагогических технологий при формировании и развитии ориентировки в пространстве и на плоскости
Использование современных педагогических технологий при формировании и развитии ориентировки в пространстве и на плоскости.
Учитель-дефектолог
Беликова А.А.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Поиск новых приёмов, методов и технологий при формировании и развитии у обучающихся навыков ориентировки в пространстве и на плоскости очень актуален. Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышления, память. И у младших школьников с НОДА и интеллектуальными нарушениями эта деятельность вызывает особые трудности.
Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. При формировании и развитии ориентировки в пространстве и на плоскости я использую следующие виды педагогических технологий: игровые технологии, дифференцированного подхода, информационно-коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями.
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Какие задачи решает использование такой формы обучения при формировании и развитии ориентировки в пространстве и на плоскости:
- Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний;
- Исчезает болезненная реакция обучающихся на неудачные ответы;
- Выполнение заданий и сам процесс обучения более понятен, на доступном уровне.
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
§ стимулируется познавательная деятельность
§ активизируется мыслительная деятельность
§ самопроизвольно запоминаются сведения
§ формируется ассоциативное запоминание
§ усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
Технология дифференцированного подхода.
Практически все дети с НОДА и интеллектуальными нарушениями неустойчивое внимание, недостаточно развита память, испытывают трудности в выполнении традиционных заданий - в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т.е. дифференцированный подход к обучению. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.
Информационно-коммуникативные технологии.
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности обучающихся в получении информации. Но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности при формировании и развитии ориентировки в пространстве и на плоскости.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный детям;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
Здоровьесберегающие технологии.
Наша задача сегодня - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы в дальнейшем ребенок мог уже самостоятельно их применять.
В своей практике здоровьесберегающее обучение включаю: проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия), пальчиковой гимнастики с применением массажного шарика су-джок. Физминутки, динамические паузы стараюсь использовать такие, которые максимально способствуют развитию пространственной ориентировки.
Я считаю, что применяя в своей коррекционной работе с обучающимися с НОДА и интеллектуальными нарушениями здоровьесберегающие педагогические технологии, повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, формируется у детей стойкая мотивация на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохраняется и укрепляется здоровье обучающихся.
Заключение Построение коррекционно-развивающего обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в моей педагогической практике не только намного облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе при формировании и развитии ориентировки в пространстве и на плоскости с обучающимися с НОДА и интеллектуальными нарушениями.