Методика обучения рассказыванию по игрушкам детей дошкольного возраста


Педагогическая гостинаяТехнологии развития речи дошкольников Методика обучения рассказыванию по игрушкам детей дошкольного возраста Виды игрушек для описания дидактические игрушкисюжетные (образные) игрушки готовые наборы игрушек, объединенные одним содержаниемнаборы, составленные воспитателем или детьми Виды рассказов по игрушкам 1. Описательные рассказы: - рассказ по одной игрушке (предмету); - рассказ по набору игрушек (предметов); 2. Сюжетные рассказы (повествования): - рассказ по набору игрушек (предметов); - рассказ по отдельной игрушке (предмету). Методика обучения рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах Приёмы обучения рассказыванию по игрушкам Основные приёмы:Совместное рассказываниеОбразец рассказа Частичный образецПлан рассказа Задание Составьте образец и план описательного рассказа по одной игрушкеСоставьте образец и план описательного рассказа по набору игрушекСоставьте образец и предполагаемые темы (5-6 тем) сюжетного рассказа по одной или набору игрушек Коллективное составление рассказа Составление рассказа по частям Оценка детских монологовМоделирование Описание игрушек ЦветФормаВеличинаМатериалЧасти игрушекДействия с игрушкой 1 2 3 4 5 6 Описание предметов одежды 1. Цвет2. Материал3. Части одежды4. Сезонное обозначение5. Для кого предназначена6. Действия с одеждой 1 2 3 4 5 6 Описание предметов посуды 1.Цвет2.Форма3. Величина4. Материал5. Части посуды6. Действия с посудой 1 2 3 4 5 6 Описание овощей и фруктов 1. Цвет2. Форма3. Величина4. Вкус5. Место произрастания6. Как употребляется в пищу 1 2 3 4 5 6 Описание времен года 1. Солнце, небо2. Земля, деревья3. Люди4. Звери5. Птицы6. Занятия детей 1 2 3 4 5 6 Дополнительные приёмы Вспомогательные вопросы Указания Исправление ошибок Подсказ нужных слов Прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон Использование наглядности Использование художественного слова Игровые приёмы Структура построения занятия I. Вступительная часть II.Основная часть 1. Краткое рассматривание игрушки (предмета). 2. Постановка цели на составление рассказа, сказки. Работа над выразительностью детского рассказа. 3. Образец рассказа. 4. План составления рассказа или предполагаемые сюжеты (5-6 тем) для составления рассказа (сказки), и их закрепление в устной речи детей. 5. Самостоятельные рассказы детей (5-6 рассказов). Оценка детских рассказов. Физкультминутка III. Заключительная часть