Обучение дошкольников связному рассказыванию
Консультация учителя-логопеда Лысогор И.В.Обучение дошкольников составлению связного рассказа на основе собственного опыта.
1. Проблема развития связной речи старших дошкольников через составление описательных рассказов о животных при помощи метода моделирования.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы.
Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности. В повседневной жизни ребёнок играет, общается со сверстниками и взрослыми, приобщается к труду, знакомится с произведениями художественной литературы и изобразительного искусства, открывает для себя мир природы.
Речь – инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребёнка речи, вы одновременно развиваете его интеллект.
Сила родного языка, как фактор развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром (внеязыковая реальность) .Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Н. Гвоздевой, к пяти годам дети овладевают своей сложной системой грамматики.
Интеллектуальная функция речи выявляется коммуникативное назначение, ибо планирование своего поведения, решение мысленных задач – это момент деятельности общения.
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка. Я на занятиях по развитию речи дошкольников использую сюжетные рассказы из личного опыта детей.
На последнем этапе работы была проведена итоговая диагностика по тому же диагностическому материалу и были получены следующие результаты:
Входная диагностика – высокий уровень развития речевой активности 69%, средний уровень развития речевой активности 31% и низкий уровень развития речевой активности 0%;
Итоговая диагностика – высокий уровень развития речевой активности 72, 8%, средний уровень речевой активности 27, 2%, низкий уровень развития речевой активности 0% (см. приложение) .Таким образом, сравнивая результаты входящей и итоговой диагностики, мы видим, что в процессе работы в течении года произошёл существенный рост в развитии речевой активности детей, появились дети с высоким уровнем развития речи, значительно снизился процент детей с низким уровнем развития речи. Дети овладели речевыми умениями, научились самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная. Повысилась звуковая культура речи, в большинстве своём дети правильно дают характеристику звукам. На протяжении всего периода велась активная работа по ознакомлению детей с окружающим миром, в частности работа по экологическому воспитанию. Дети много наблюдали и рассказывали о своих наблюдениях, сравнивали, обобщали существенные признаки живой и неживой природы, составляли описательные рассказы, учились ухаживать за растениями, проговаривая каждое своё действие, учились грамотно выражать свои мысли, упражнялись в правильном составлении предложений. Мы можем сделать вывод о том, что экологическое воспитание и развитие речи тесно связаны и даёт возможность развитию речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель моей работы - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов. Для развития связной речи детей я поставила перед собой следующие задачи:
• Овладение связной монологической речью – освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя.
• Развивать умение у детей строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией.
• Сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.
В своей работе я стараюсь уделять большое внимание и совместной деятельности с детьми - использую большое количество дидактических игр. В ходе игры дети в непринуждённой форме закрепляют полученные навыки, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях и животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь. Вместе с детьми мы ухаживаем за животными и растениями, садим растения, собираем коллекцию семян и листьев, и все свои действия обязательно сопровождаем речью. В совместной деятельности так же отводится много времени для заучивания стихотворений и объяснения смысла непонятных слов, ведь художественное слово является образцом правильной и грамотной речи. Драматизация тоже помогает симулировать речевую активность каждого ребёнка, речь детей постепенно становится, более эмоционально окрашена.
Чем старше дети, тем больше самостоятельность они проявляют, т. е. уже сами могут ухаживать за растениями и животными, самостоятельно выбирать игры, изготавливать поделки из природного материала, расширяя и углубляя тем самым свой опыт взаимодействия с природой и совершенствуя свои речевые навыки.
Мы знаем, что воспитание и развитие ребёнка процесс многофакторный и нельзя только в условиях детского сада успешно решать задачу по развитию ребёнка, поэтому в своей работе мы стараемся уделять много времени работе с родителями. Проводим индивидуальные и групповые консультации, и беседы с родителями. Темы для консультаций могут быть запланированы, а могут носить спонтанный характер. Очень часто родители сами обращаются с интересующими их вопросами.
Для развития речевой активности в группе создана определённая речевая среда:
1. Проводятся занятия (обучение грамоте, развитие речи) ;2. Чтение художественной литературы и беседа по их содержанию;
3. Заучивание стихотворений;
4. В группе большая подборка дидактических игр речевой направленности: «Речевое лото», «Расскажи сказку», «Составь рассказ», «Четвёртый лишний», «Чей хвост, голова, уши», Создаются «Азбука», «Кубик4и с буквами», и т. д.
5. условия для комфортного межличностного общения детей,
6. Имеется большая фонотека и видеотека;
7. Оборудован книжный уголок;
8. Речь педагога основной источник речевого развития детей.
Главным результатом нашей работы по развитию речевой активности детей стало – стремление детей выражать свои мысли в словесной форме, развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) ; развитие и совершенствование звуковой культуры речи развитие фонематического слуха, закрепление произношения звуков родного языка, чёткое произнесение слов и предложений; развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова, согласовывать различные части речи вроде, числе и падеже, развитие связной речи.
В дальнейшем, мы планируем продолжать работу по развитию речевой активности детей, т. к. речь – одна из важнейших линий развития ребёнка.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические основы развития речи старших дошкольников
1.1. К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. Современное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребёнка.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). К. Д. Ушинский сказал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные ».
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимым условий полноценного развития личности ребёнка. Связные смысловые развёрнутые высказывания обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей.
На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребёнок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определённой конкретной ситуации.
Расширение общения с взрослыми сверстниками, усложнение познавательной деятельности ребёнка требует развёрнутой речи.
«Содержание контекстной речи и благодаря этому становится понятным для слушателя из сочетания слов, предложений, т. е. из самой конструкции звуковой речи» (А. М. Леушина). А. А. Лоблинская отмечает в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, связанных с яркими эмоциональными переживаниями, ребёнок дольше задерживается на ситуативно – экспрессивно изложение. В возрасте 4 – 5 лет дети активно пользуются распространёнными предложениями, отмечаются увеличивающиеся возможности употребления конструкции сложных предложений. По данным В. Ядэшко количество сложных предложений уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В речи детей пятилетнего возраста присутствуют почти все придаточные предложения (кроме определительного). Размеры детских рассказов включают примерно 20 – 25 слов. В это время активно формируются такие признаки связной речи, как выделение главного в рассказе, завершённость темы, определение частей рассказа и т. д. Конструкции сложных предложений детьми используются дифференцированно в зависимости от ситуации (в случае необходимости дать разъяснение, обосновать свою позицию, высказать предположение и т. д.) В обстановке коллективного обучения детей, проявляя очень высокую речевую активность, широко используют разные типы сложно – сочинённых и сложно – подчинённых предложений.
Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведения.
1.2. Как можно развивать связную речь старших дошкольников.
Пересказ.
Предложить ребёнку пересказать содержание знакомой сказки (рассказа). Записать текст полностью и проанализировать его по следующим показателям:
• самостоятельность пересказа (пересказывает без наводящих вопросов, при пересказе нуждается в помощи взрослого) ;• полнота передачи содержания текста (текст пересказывает близко к авторскому, то есть полностью передаёт основные смысловые части; опускает некоторые важные смысловые единицы) ;• последовательность изложения текста (точно соблюдает последовательность изложения событий; некоторые части текста переставляет) ;• умение пользоваться выразительными средствами (часто и правильно использует выразительные средства; редко использует выразительные средства; передаёт содержание текста невыразительно (монотонно) ;• плавность речи (содержание текста передать свободно, без лишних пауз; часто делает необоснованные остановки, длительные паузы) .В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. «Дети, - отмечала Е. И. Тихеева, - обыкновенно охотно отзываются на предложение рассказать что – либо из личных переживаний. Делиться с другими своими мыслями, обмениваться впечатлениями – насущнейшая потребность человека, которая выражается у детей очень своеобразно, по - детски».
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимым условий полноценного развития личности ребёнка. Связные смысловые развёрнутые высказывания обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей.
На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребёнок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определённой конкретной ситуации.
Расширение общения с взрослыми сверстниками, усложнение познавательной деятельности ребёнка требует развёрнутой речи.
«Содержание контекстной речи и благодаря этому становится понятным для слушателя из сочетания слов, предложений, т. е. из самой конструкции звуковой речи» (А. М. Леушина). А. А. Лоблинская отмечает в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, связанных с яркими эмоциональными переживаниями, ребёнок дольше задерживается на ситуативно – экспрессивно изложение. В возрасте 4 – 5 лет дети активно пользуются распространёнными предложениями, отмечаются увеличивающиеся возможности употребления конструкции сложных предложений. По данным В. Ядэшко количество сложных предложений уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В речи детей пятилетнего возраста присутствуют почти все придаточные предложения (кроме определительного). Размеры детских рассказов включают примерно 20 – 25 слов. В это время активно формируются такие признаки связной речи, как выделение главного в рассказе, завершённость темы, определение частей рассказа и т. д. Конструкции сложных предложений детьми используются дифференцированно в зависимости от ситуации
(в случае необходимости дать разъяснение, обосновать свою позицию, высказать предположение и т. д.) В обстановке коллективного обучения детей, проявляя очень высокую речевую активность, широко используют разные типы сложно – сочинённых и сложно – подчинённых предложений. В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым («почемучки», пытаются сами обосновать свои действия. После 4 – х лет они могут пересказать знакомую сказку, охотно заучивают стихотворения, к 5 – ти годам пересказывают только, что прочитанные короткие рассказы, прослушав их два раза. После 5 – ти лет дети способны рассказывать об увиденном, объяснить причинно – следственные отношения, составить рассказ по картине, серии картин, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.
После 5 – 6 лет дети довольно охотно сами придумывают рассказы, сказки, включая туда нередко эпизоды из собственной жизни.
2. Система работы по развитию связной речи старших дошкольников через описательных рассказов при помощи методов моделирования.
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладеть этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Занятия связной речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картине, сериям картин, по представлению, пересказы. В возрасте 6 лет детям доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта. При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приёмы обучения с учётом возрастных и речевых возможностей детей. Важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах, о красочных игрушках и предметах. В таких случаях их высказывания будут более эмоциональны и развёрнуты.
При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у ребёнка воспитывать доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступков отдельных персонажей. Используя серии картинок, важно научить устанавливать причинно – следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев.
Рассказы детей будут полными и развёрнутыми, если в них используются синтаксические конструкции, «образные средства родного языка».
Учитывая, что среди дошкольников имеется достаточно стойкий процент детей с выраженными отклонениями в речевом развитии, необходимо широко использовать на первоначальных этапах разнообразные упражнения по закреплению навыков составления различных типов предложений:
а) по демонстрации действий,
б) по вопросам,
в) по картине,
г) по опорным словам.
Желательно проводить эти упражнения в процессе игровых ситуаций. Достаточно распространённым приёмом является оречевление детьми выполняемой серии действий. Это помогает выбрать умение наблюдать, запоминать и в словесной форме рассказывать об увиденном. От составлений простых предложений по моделям: Кто? Что делает? Что? Кому? Чему? И т. д. можно переходить к использованию предложений с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами. Это даёт возможность усваивать конструкции сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. При этом можно обыгрывать любые режимные моменты и обыденные бытовые ситуации.
Для составления небольших связных рассказов успешно используются картины и серии картин. Сначала детям объясняется и показывается последовательность раскладывания картин, на которых изображён ряд последовательных событий. Рассматривание их, ответы на вопросы по содержанию предваряют самостоятельное состояние рассказа. Обязательным явлением продуманная беседа по содержанию картин.
Важно научить ребёнка «читать» картину, находить в ней главных героев, объяснить роль некоторых деталей в раскрытии основного сюжета, выразить своё отношение к изображённым событиям. Можно предварительно использовать беседу, затронув в ней вопросы, связанные с содержанием картины и личным опытом ребёнка. Например, при составлении рассказа по теме «Мы играем» полезно вспомнить, как ребёнок пришёл впервые в детский сад, какие у него были любимые игрушки т. д. Серии картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогают правильно воспроизвести последовательность в рассказе. Если у ребёнка возникают затруднения в составлении рассказа даже после такой предварительной работы, то надо дать свой образец рассказа, вместе с ребёнком проговорить его, а затем, спустя некоторое время, предложить другую серию картин.
Обучение пересказу можно проводить уже с детьми 4 – летнего возраста. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Как показывает практика, при правильном подборе материала и методических приёмов обучения дети достаточно охотно учатся пересказывать не только знакомые сказки, но и рассказы. При этом важно учитывать объём произведения (5 -8 предложений, чётко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику.
Подготовительный этап работы включает:
а) предварительную беседу, подводящую ребёнка с содержанию рассказа;
б) чтение рассказа без нацеливания на пересказ;
в) ответы детей на вопросы по содержанию рассказа;
г) повторения чтение рассказа с нацеливанием на пересказ;
д) самостоятельный пересказ с опорой на вопросный план.
У детей с ограниченными речевыми возможностями наблюдаются большие трудности в пересказывание текстов. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приёмы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведения рассказа. Сюда, прежде всего, относится использование наглядности. Детям раздаются картинки – иллюстрации.
При обучении пересказу целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.
Рассматривая предмет, педагог направляет внимание ребёнка на выбор более точных слов – обозначений, умение контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками. Обыгрывая, рассматривая игрушку, можно привлекать кукольные персонажи, которые как бы «проявляют интерес» к рассказу ребёнка. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает описывать, предмет более детализировано. Точно поставленный вопрос педагога помогает конкретнее и полнее описывать рассматриваемый объект. На первоначальных этапах обучения активно применяется образец рассказа педагога. Это важно, так как активное подражание речи старших характерно для данного возрастного периода. К. Чуковский в книге
«От двух до пяти» отмечает, что ребёнок в меру своих умственных сил анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые. Важно правильно провести оценку детского рассказа. Она должна быть объективной, краткой, носить ненавязчиво – обучающий характер.