Технологическая карта урока Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе
Учебник: Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Тема: Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с прологом к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи обучающихся.
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, тест, для мини – проекта рисунки по прологу, клей, фломастеры, смайлики, бумага А3 (для 4 групп)План урока Методы обучения Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Организация начала урока Словесный, метод мотивации учебной деятельности Психологический настрой детей на урок.
-Добрый день! – тебе сказали.
-Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты!
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;Проверка заданного на дом Тестирование Раздача тестов каждому ученику
Самопроверка (на слайде 1 правильные ответы) Выполнение тестовых заданий предметные: закрепление и систематизация учебного материала,
личностные: способность к самооценке
Мотивация к учебной деятельности Проблемный, метод фронтальной организации учащихся Выступление учеников: Ученик 1: Как и мы все, с детства полюбил народные сказки Александр Сергеевич Пушкин. Приохотила к ним будущего поэта няня Арина Родионовна, которую он любовно называл мамушкой
Ах, умолчу ль о мамушке моей, -
Вспоминает Пушкин. –
…Не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло
И слушаю о чудесах. (слайд 2)
Ученик 2: Поэт не только слушал рассказы бабушки и няни, но, будучи ещё совсем мальчиком, частенько забирался в отцовский кабинет и читал книгу за книгой. (слайд 3)
Ученик 3: Когда Пушкин уже стал известным поэтом, ему пришлось прожить 2 года в ссылке в селе Михайловском вместе со своей старой няней, которая скрасила ему одиночество любовью и чудесными рассказами. (слайд 4)
Ученик 4: В долгие зимние вечера Александр Сергеевич приходил в маленький домик Арины Родионовны, забирался на лежанку и слушал затейливые нянины сказки.
Ученик 5: С её слов он записал 7 сказок. Вот одна из записей Пушкина, сделанных со слов няни: «Что за чудо, говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные: основы гражданской идентичности путём знакомства фактами биографии А.С.Пушкина
Постановка темы и цели урока Проблемный, метод фронтальной организации учащихся Пушкину было всего 20 лет, когда это произведение покорило современников. В.А.Жуковский после написания Александром Сергеевичем поэмы подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя». Что же такое мог написать «ученик», чтобы учитель признал своё поражение. Формулируют предполагаемую тему занятия; определяют цели урока, записывают в тетрадь. (слайд 5)
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: целеполаганиеНовая тема. Аналитическая работа с текстом
ФизминуткаПроблемный, метод фронтальной организации учащихся
Вслушаемся в звучание пролога и почувствуем, как замечателен талант Александра Сергеевича, который сумел превратить скупую запись в великолепную поэтическую картину
Выразительное чтение вступления к поэме «Руслан и Людмила».
Куда переносит нас стихотворение?
А где же это лукоморье? Подскажет нам ответ само слово, которое состоит из двух слов. Каких?
А лук – это?
Попробуем соединить эти два понятия. Что получится? Та часть морского берега, которая похожа на изгиб лука. С давних времён такие места считались особенными, необычными, чудодейственными. Опишите, каким вам представляется лукоморье?
Представьте, что мы вместе с вами оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что минуту назад описывали. Какое чувство испытали бы?
Давайте ещё раз прочитаем пролог. Пушкин с самого начала настраивает на сказочный лад, заявляя, что историю Руслана и Людмилы рассказал кот учёный. Далее появляются, сменяя друг друга, сцены из сказок. Однако первые образы- лешего и русалки – ещё не сказочные. Это персонажи быличек – историй, в которые народ издавна верил.
Чтобы лучше понять содержание, попробуем вникнуть в смысл некоторых понятий.
Каких сказочных героев мы встречаем?
Какие события могут быть связаны с Бабой – Ягой, избушкой на курьих ножках, Кощеем, колдуном. Вспомните народные русские сказки.
Таким образом, Александр Сергеевич готовит читателя к восприятию поэмы «Руслан и Людмила».
У лукоморья собрались все персонажи русских народных сказок. Место действия – чисто русское: лес и дол, берег, море. И даже дерево любимое, русское – дуб, в дупле нередко спрятана кощеева смерть, в ветвях скрывается страшный соловей – разбойник.
Читаем первые 4 строчки:
Кот ходит по кругу. Почему?
Александру Сергеевичу было всего 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный. Это – очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэме. Это сказочный мир, наделённый добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений. Через многие преграды и трудности пройдут Руслан и Людмила, прежде чем обретут счастье. Но об этом мы узнаем на последующих уроках.
Вот это знаменитое вступление к поэме «У лукоморья…» написано было только в 1828 году. Этим – то вступлением поэт сам даёт установку на сказочность событий, описанных в «Руслане и Людмиле».
А теперь прочитайте концовку пролога.
И там я был …
Это не только дань сказочной традиции, но и позиция Пушкина в поэме: быть вместе с героями, вплетать свой авторский голос в художественную ткань поэмы. Ближе к концу пролога мы слышим голос поэта: там русский дух, там Русью пахнет. Там пахнет жизнью. К сказочному лукоморью.
Лук и море.
Оружие, похожее на изгиб
Это очень красивое место. Море безбрежно, необъятно, но стоя на одном конце «лука» ты видишь и другой, будто оказываешься замкнутым в чудесное волшебное пространство среди воды, неба и земли. Плещут лазурные волны, синеет небо над головой, а на золотистом песке раскинул свои ветви могучий зелёный дуб, опоясанный тяжёлой золотой цепью, по которой неустанно ходит сказочный кот – и льётся над морем его удивительная песнь, звучит прекрасная нескончаемая сказка.
Удивление, ощущение приятной неожиданности, волшебного сна, радость встречи со сказкой, желания, чтобы это чудо не исчезло мгновенно, чтобы подольше оставалось с нами.
Подготовленный ученик Слово русалка произошло от названия языческого праздника древних славян – Русалии. Неделя, в которую происходило празднование, называлась Русальской. Время её празднования почти совпадает с нынешним праздником Троицей. Праздники устраивались в честь добрых духов природы, которые увлажняли росой и поливали дождями поля. Этих существ славяне называли самовилами ( в Европе – ундины). А позже стали называть русалками. На самом деле у русалок были не рыбьи хвосты, а крылья, поэтому у лукоморья мы встречаемся с русалкой, сидящей на ветвях. Представляют их в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами, которые могут выходить из воды, бегать по полям, качаться на деревьях. Обычай задабривать русалок, развешивая на деревьях лоскутки, тоже имеет корни в празднике Русалий. Только теперь, если вяжут на деревьях целлофановые лоскутки, это убивает дерево.
Русалки могут лечить, предсказывать, охотно помогают обиженным и сиротам, а могут утянуть с собой в воду, защекотать до смерти. Говорят, и сейчас видели русалок. Только очень они не любят, если источники, родники засоряют, губят. Тогда они «запирают» воду, перестаёт бить источник, а сами перебираются подальше от людей, поближе к природе.
Ученик 2: по представлениям славян, был ещё и хозяин леса – леший (имя происходит от слова лес), Это старик, косматый, зелёный, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Ноги его подобны козлиным, а на пальцах рук – длинные когти.
Леший свищет, ухает, хохочет, пугает людей, умеет подрожать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все лесные обитатели, да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. Его трудно назвать «другом» человека. Встреча с ним обычно не сулила ничего хорошего. Он мог заморочить голову, заблудить, завести в глухомань. Однако он охотно делает добро. Были случаи, когда лешие предупреждали об опасности. Но вообще лешие – большие любители поиграть и похулиганить. Если же все-таки случилось так, что вы в лесу «закружились» и заблудились, выверните одежде наизнанку и вы благополучно вернётесь домой.
Бабу – Ягу, 30 витязей, царевну, Кощея бессмертного, бурый волк, колдун.
С этими героями чаще всего связываются беды, лишения, опасности и даже смерть.
Кот ходит именно по кругу. Круг в глубокой древности почитался наряду с крестом и центром, в качестве священной фигуры. Круг прежде всего является символом бесконечности времени и вечности Вселенной. Линейный жизненный путь человека, как и героя сказки полон неопределенности и трудностей. Круговорот, цикличность заключены в самой природе: рождение её весной, рассвет летом, увядание осенью, смерть зимой. Новое рождение в новом качестве на ином витке времени с наступлением новой весны…Солнце движется по кругу, рост дерева отмечается годовыми кольцами, празднества и выполнение обрядов сопровождались круговыми поясками, хороводами. При выборе места строительства дома обходили кругом. Невесту и жениха во время свадебного обряда обводят вокруг стола. Движение кота проявляется в том, что он идёт одновременно и направо, и налево: идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. А златая цепь на дубе, вокруг которого ходит «учёный кот» усиливает понятие круга.
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Закрепление полученных знаний. Мини -исследование в 4 группах. Метод проектирования Вам нужно изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе. Перед вами лист бумаги, в конверте – герои. Подумайте, с чего вы начнёте,
какой будет композиция вашего коллажа. Найдётся ли место для автора пролога? Приступаем
Составляют мини – проекты «Создание картины из деталей» личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня расположение деталей в картине»; регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.Домашнее задание Словесный Прочитать поэму «Руслан и Людмила», сделать клубочек Записывают
задания в дневники. Оценивание Словесный Выставление оценок Рефлексия Метод контроля,
познавательно-рефлексивный - Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока. регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.