Урок биологии на тему: «Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов (10 класс)


Урок биологии по теме:
«Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов»
Цели:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний о прокариотах;
- показать место и роль дробянок в биосфере, медицине, сельском хозяйстве, промышленности.
-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной, грибной клеток и принципиальном единстве их строения.
-формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов.
Развивающие:
-используя разные формы работы на занятии развивать познавательный интерес в изучении материала;
-создание условий для развития творческой личности, ее самореализации и самоопределения;
-формирование у учащихся умение находить интересную информацию в учебнике и дополнительной литературе, работать с текстом;
-формирование умений самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей;
-развивать умения сравнивать, анализировать, работать с рисунками, таблицами, микроскопом;
-формирование коммуникативных компетенций.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию живой природы;
-продолжить воспитание у учащихся положительной «Я-концепции»;
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая.
Методы проведения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Оборудование: раздаточный материал, микропрепараты тканей животных, растений, мукора, микроскопы, мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учащимся предлагается сформулировать цель урока:
- обобщить и закрепить знания о прокариотах.
- изучить особенности строения различных эукариотических клеток.
- выяснить сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов.
Учитель: Достичь целей урока нам поможет материал по теме «Различия в строении клеток эукариот и прокариот», а так же исследовательская работа в ходе которой вы знакомитесь с теоретическим материалом, а затем выполняете лабораторную работу по теме: «Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом». Работать сегодня мы будем в группах, в каждой из них есть консультант-помощник, который будет обеспечивать обмен информацией, распределять материал для выступлений и оценивать работу учеников в группах.
Сообщение эпиграфа к уроку: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой)
2.Актуализация знаний:
● Что вам известно об открытии клетки?
● Как называется наука, занимающаяся классификацией организмов?
● В каком направлении шла эволюция клетки?
● Как по-другому называют клетки эукариот и прокариот?
● В чем основная особенность строения прокариот?
● Какую роль в клетке играет ядро?
Учитель: Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки мы изучали на примере бактерий. Споры бактерий залетают на высоту 20 км. Анаэробные бактерии проникают в земную кору на глубину свыше 3 км. Споры некоторых бактерий сохраняют жизнеспособность при температуре -253 С. В одном грамме бактерий свыше 600 млрд. особей. Их обнаруживали даже на стенках ядерных реакторов. В одном грамме льда Антарктиды можно найти до 100 видов бактерий.
● Что является главной причиной столь высокой их приспособляемости?
● Как вы думаете, на что указывает примитивная организация прокариот?
● Почему без бактерий невозможна жизнь?
Задание: Сравните особенности строения клеток прокариот и эукариот. Для этого заполните таблицу, обозначив в ней знаком «+» органоиды, которые имеются в клетках этих организмов.
Сравнение клеток прокариот и эукариот.
Органоиды и части клетки Прокариоты Эукариоты
Ядро
Цитоплазма
Плазматическая мембрана
ДНК
Митохондрии
Пластиды
Аппарат ГольджиЭПС
Лизосомы
Рибосомы
ЦитоскелетМезосомы-
+
+
+
-
-
-
-
-
+
-
+ +
+
+
+
+
+
+
+
++
+
-
Взаимопроверка правильности заполнения таблицы.
● Какие выводы можно сделать из анализа данной таблицы?
-В чем сходство и различие между прокариотами и эукариотами?
Учитель: Итак, мы с вами повторили и обобщили знания о строении, процессах жизнедеятельности и значении прокариот.
●Сравните клетки животных, растений, грибов. Что общего в строении этих клеток?
Учитель: К общим признакам так же можно отнести единство химического состава клеток, сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке, сходные процессы деления клеток и кодирование информации при помощи нуклеиновых кислот.
Хотя клетки разных эукариот имеют много общего в строении и жизнедеятельности, клетки грибов, растений, животных заметно различаются. Эти различия возникли в процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования и легли в основу классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.
В ходе самостоятельной работы в группе вам необходимо сравнить строение растительной, грибной и животной клетки.
3. Самостоятельная работа в группах:
Задача: выявление особенностей строения клеток представителей различных царств с помощью информационных карт и в ходе выполнения лабораторной работы.
Задание 1 группе: Докажите, что данная клетка является растительной.
Задание 2 группе: Докажите, что данная клетка является животной
Задание 3 группе: Укажите особенности строения грибной клетки на примере мукора
После выполнения задания каждая группа знакомит всех учащихся с информацией и результатами лабораторной работы. В ходе выступлений учащихся от групп все заполняют таблицу «Сравнительная характеристика эукариот».
Учащиеся самостоятельно делают вывод:
-Сходство в строении клеток растений, животных, грибов свидетельствует о единстве происхождения клеток и указывает на принадлежность к эукариотам. Единство клеточного строения организмов находит подтверждение в сходстве строения различных клеток.
4.Рефлексия
- Что вы считаете для себя главным на уроке?
- Что было трудным?
6. Объявление оценок.
7. Домашнее задание: п.18,19, повторить. Подготовить сообщение и презентацию на тему: «Строение и жизнедеятельность растительной клетки», «Строение и жизнедеятельность животной клетки». Творческое задание – составить кроссворд «Клетка».