Методические разработки на тему Девиантное поведение подростков.
Городской конкурс методических разработок
Методические рекомендации
Педагог – методист
Девиантное поведение подростков.
Комарова Марина Владимировна,
учитель математики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 80»
г. Кемерово 2016
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc469427941 \h 31.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ PAGEREF _Toc469427942 \h 41.1.ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ PAGEREF _Toc469427943 \h 41.2.ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc469427944 \h 91.3.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ PAGEREF _Toc469427945 \h 182.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА» PAGEREF _Toc469427946 \h 20ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc469427947 \h 26ЛИТЕРАТУРА PAGEREF _Toc469427948 \h 29Приложение № 130Приложение № 2 PAGEREF _Toc469427950 \h 31Приложение № 3 PAGEREF _Toc469427951 \h 32Приложение № 4 PAGEREF _Toc469427952 \h 33Приложение № 5 PAGEREF _Toc469427953 \h 36Приложение № 6 PAGEREF _Toc469427954 \h 42Приложение № 7 PAGEREF _Toc469427955 \h 43Приложение № 8 PAGEREF _Toc469427956 \h 45Приложение № 9 PAGEREF _Toc469427957 \h 51
ВВЕДЕНИЕПодростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Каждому учителю, чаще всего в своей практике, так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения.
Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.
Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.
Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
В пособии представлены методические рекомендации для педагогов и специалистов по организации работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении.
Материалы могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, студентам высших и средних специальных профессиональных педагогических заведений.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯТрадиционно рассматривается статистически-адаптационный подход к понятию «норма», которая представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) нечто наиболее приспособленное к окружающей среде (М.И. Бобнева). Вместе с тем статистические нормы психического здоровья подростков и юношей, по большинству психологических тестов, несколько иные, чем для взрослых. Как сказывается это на их поведении, что в нем считать нормальным, а в каких случаях следует обращаться к психиатру?
Во-первых, вслед за К. Леонгардом и А.Е. Личко, целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические психические расстройства (заболевания) и, с другой, характерные для этого возраста акцентуации характера, т.е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Во-вторых, следуя за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и наделе не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью, ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на:
1) кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянение);
2) длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания);
3) постоянные дефекты поведения.
В социальных науках «норма» — это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень». С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается в пограничных состояниях. В целом, социальная норма — это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека.
Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Это часто обнаруживается в повседневной педагогической практике. Увлекающийся словесными оценками учитель легко разнесет по полочкам трудновоспитуемости и психических аномалий всех своих учеников. Да и в семейном кругу родители нередко припечатывают свое чадо: «Ты что, ненормальный!» Между тем хороший психиатр ставит диагноз на основе тщательного исследования и натренированной годами опыта профессиональной интуиции. Учитель ими не всегда обладает. Родители тоже в запале не очень-то заботятся об истинности своих высказываний. Увлечение определениями из области психиатрии может быть даже выгодным: «наклеив» на трудного, не совсем понятного ребенка, ярлык, учитель или родитель тем самым как бы отгораживается от его индивидуальности и оправдывает свой отказ от поисков контакта с подростком.
С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключение, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. Не случайно X. Ремшмид отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.
Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, полагаем, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
На основании ключевых положений работ отечественных и зарубежных ученых следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности). Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И.С. Кона, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными, и постоянно присутствующими, по мнению И.С. Кона, бесспорно, являются локус контроля и уровень самоуважения.
В отечественной и зарубежной психологии рассматриваются различные типы (разновидности) девиантного поведения, выделенные с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий (Г. Беккер, В.Г. Степанов) также особый тип девиаций, обусловленный гиперспособностями. Приводятся формы, включающие в себя клинические проявления отклонений от нормы, - делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе застенчивости.
Под аддиктивным поведением понимают одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества и др.) изменить свое психическое состояние, что создает иллюзию безопасности, восстановления равновесия.
На сегодняшний день в психологии девиантного поведения выделены типично подростковые девиации - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение, а также делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних: наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения и др.
В самом общем виде отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.
Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
Девиантное поведение — отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Девиантное поведение — отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.
ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕПодростковый возраст (пубертатный период) с его бурными нейроэндокринными сдвигами с давних пор считается фактором, способствующим злокачественному развитию девиантного поведения. Это один из кризисных этапов в становлении личности человека.
В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, а также формирующимся сексуальным влечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами, способствующими злоупотреблению психоактивными веществами. Остановимся подробнее на поведенческих реакциях пубертатного периода.
Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще всех старших по возрасту от установленных ими порядков, правил и законов. Все, что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается. Реакция эмансипации может быть направлена как на конкретных взрослых (родители, учителя и т.д.), так и на все взрослое поколение в целом. В последнем случае, когда реакция эмансипации сочетается с реакцией группирования со сверстниками, поведение может становиться антисоциальным, достигать уровня молодежного бунта. Одной из проявлений реакции эмансипации служит особая форма поведения, которая получила название «отравление свободой». При «отравлении свободой» поведение подростка становится противоположным тому, что от него требовалось раньше. Привлекает именно то, что не дозволялось. Поэтому «отравление свободой» будет способствовать аддиктивному поведению с поисковой мотивацией, т. е. стремлению попробовать все, испытать на себе действие тех дурманящих веществ, которые можно раздобыть.
Реакция увлечения (хобби) в отличие от реакции эмансипации, как правило, препятствует аддиктивному поведению. Более того, появление стойких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спиртных напитков в старшем подростковом и юношеском возрасте. Особенно противодействующим фактором являются интеллектуально-эстетические хобби (увлечение литературой, музыкой, живописью, историей, философией и т. д.). Телесно-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость, достигать высоких спортивных результатов и т. д.) также препятствуют аддиктивному поведению. Однако эти увлечения могут подтолкнуть подростка к злоупотреблению допингами в виде анаболических стероидов или стимуляторов, чтобы добиться максимальных достижений. Единственное исключение составляет особый вид хобби, названный информационно-коммуникативным. Подростки все время отдают бездумному общению со сверстниками, бесцельному многочасовому путешествию по Интернету, поглощению и обмену малозначимой и не требующей никакой интеллектуальной переработки информации, Отсюда следует тяготение к асоциальному времяпрепровождению и таким же компаниям сверстников.
Реакция имитации — это стремление подростка копировать поведение, манеру общаться и одеваться, вкусы и пристрастия людей, к которым он испытывает положительные чувства от уважения до слепого почитания и обожания кумира. В качестве объекта имитации могут выступать эстрадные и музыкальные звезды, киноактеры, любые известные личности либо лидеры своей подростковой среды, пользующиеся авторитетом и уважением.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, в определенной мере могут влиять на выбор психоактивных веществ и даже способствовать злоупотреблению ими. Препараты, получаемые из эфедрина и эфедринсодержащих смесей, обладают свойствами сильного сексуального допинга и могут использоваться подростками, ведущими половую жизнь. В подростковой среде бытует мнение, что курение препаратов конопли способствует повышению потенции и делает сексуальные ощущения особо острыми и привлекательными.
Реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых: во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которой подросток познает окружающих и самого себя; в-третьих, группа представляет новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье. Реакция группирования со сверстниками является основным фактором риска вовлечения подростка в употребление, а затем и злоупотребление наркотическими веществами.
К ведущим новообразованиям личности подросткового периода относят притязания на взрослость, рефлексивные процессы; специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы личности подростка; взаимосвязи между нарушениями поведения и особенностями самосознания; проблемы в общении с взрослыми и сверстниками, проблемы подростков в отношениях с родителями.
Сложности подросткового возраста являются серьезной проблемой. Ее первая объективная сторона - в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиях в их обязанностях и правах. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности.
Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнеиие, похудание, ожирение). Подростки становится эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такого рода реакции легко фиксируются и даже приобретают патологические формы.
Несовпадение ускоренного физического и раннего полового развития с отставанием социальной зрелости (ограниченность выполнения общественных функций и полная материальная зависимость от родителей) создает большие психологические и межличностные трудности. Функциональная неустойчивостью физиологических функций, неравномерность в развитии различных психических качеств (ускоренное развитие интеллектуальных возможностей и отставание в формировании чувства долга, ответственности) могут порой проявиться в алогичности поступка. Таким образом, второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия. Можно сказать, что подросток и взрослый живут в разном масштабе времени, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений. При этом в подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что неожиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка. Действительно, с подростком начинают происходить изменения, смысл, а главное необходимость которых для него не всегда ясны. Стараясь объективно взглянуть на себя со стороны, он не может себя узнать; у некоторых подростков возникает ощущение как бы насильственности происходящих изменений. Подростки, особенно склонные к самоанализу, не могут принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика.
Третьей объективной основой сложности подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно не широкой сферы его деятельности и общения. Ведь многое из того, что делает ребенок, он делает по прямому побуждению взрослых; система внутренних побуждений формируется у него постепенно. Подросток же все в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а деятельность его оценивается окружающими строже, чем деятельность ребенка. Здесь-то и выявляются различные дефекты воспитания, дефекты развития личности. В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы. Например, это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого-либо явления окружающего и способного действовать в соответствии с этой оценкой; фактически это означает слабость механизмов воли. При этом чувство, даже сильное, исчерпывается самим собой, его энергия находит разрядку лишь в эмоциональных проявлениях, с другими же сторонами и механизмами психической деятельности человека оно не входит в связь, не превращается в мотив поступка и не ведет к каким-либо действиям. Человек как бы замыкается в своем чувстве.
Дефектом развития эмоциональной сферы, отчетливо проявляющимся в подростковом возрасте, является и поверхностность чувств, их быстрое угасание, а также бедность эмоциональной жизни: узость круга явлений, событий окружающего, которые способны вызвать эмоциональный отклик. Поведение таких подростков импульсивно, обычно непоследовательно, они часто испытывают внутреннюю неуверенность в себе, а это порождает в свою очередь или неуверенность в поведении, или же, напротив, недостаточно понятую окружающими агрессивность, жестокость, мелочную требовательность.
Другим дефектом воспитания является безответственность, то есть неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков. Такой человек не способен представить себя и окружающее в период времени, следующий за совершением им данного действия, а отсюда он не может в должной мере и учитывать результаты этого действия и оценивать их значимость. Все это порождает и нежелание сделать сознательное усилие для того, чтобы постараться представить в будущем времени результаты своей настоящей деятельности.
Следующий важный дефект воспитания, отчетливо проявляющийся в подростковом возрасте, — недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность. Недостаток внимания, поддержки, одобрения окружающих ведет к формированию у ребенка таких черт личности, как неуверенность и тревожность, отсутствие чувства безопасности, защищенности. Для воспитания уверенности в себе, защищенности, способности воспринимать себя членом семьи, общества в целом необходима достаточная интенсивность общения, взаимодействия с окружающими. Дело здесь не только в характере эмоциональной реакции окружающих, но и в достаточном количестве самих субъектов общения, в интенсивности общения, а так же в четкости и понятности для ребенка реакции окружающих, устойчивости и постоянстве требований к нему наряду с одобрительным в целом к нему отношением.
Именно в дефектах воспитания, в неблагоприятных условиях развития, особенно в раннем возрасте, следует искать истоки такого мировосприятия, при котором человек представляет окружающих людей как якобы не понимаемых обществом, а самого себя — как якобы неспособного к его пониманию.
Известно, что на путь асоциального поведения человек становится обычно в период, когда он еще не вполне сформировался как гражданин; иными словами, чаще это происходит именно в подростковом возрасте. Одной из основных причин того, что подросток становится на противоправный путь, является разрыв его связей с обществом или недостаточность этих связей вследствие того, что окружающие, являющиеся для подростка конкретными представителями общества и конкретным его воплощением, оказываются по разным причинам недостаточно для него авторитетными или даже несправедливыми.
Другая причина - недостаточное чувство собственной принадлежности к обществу. Известно, что начало противоправной деятельности для некоторых подростков связано с их запугиванием представителями уголовного мира, с которыми они в какой-то момент в той или иной ситуации, случайно или неслучайно, оказались в контакте. И именно в этот ответственный момент решающим оказывается то, в какой степени подросток осознает себя членом коллектива, общества в целом, в какой степени он чувствует за собой их поддержку, в какой мере он уверен в себе.
Недостаточная способность к восприятию себя членом общества. Сказывается преимущественно в подростковом возрасте именно потому, что у подростков и в норме происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения, создаются предпосылки к ухудшению взаимоотношений с окружающими. Рост самосознания подростка, стремление занять престижное положение в группе сверстников ставят сложные задачи. Группа сверстников для подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят настоящий эмоциональный контакт и понимание, потому что ее членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя с себе подобными.
Ошибки, допущенные в общении с подростком, могут способствовать возникновению стойких психологических барьеров, может измениться отношение не только к конкретному человеку, допустившему бестактность, но и к другим. Следовательно, четвертая причина сложностей подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания.
Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Для этого периода различия между мальчиками и девочками менее выражены, и к тому же степень различий за три-четыре года совместного обучения и за предшествующие школе годы стала для них привычной. В период полового созревания эти различия быстро и резко усиливаются. Достаточно указать хотя бы на различия в степени физиологической зрелости, которые достигают между мальчиками и девочками в подростковом возрасте полутора-двух, а порою и более лет.
Характер требований к подростку становится различным в зависимости от его пола. Именно с этого периода половая принадлежность начинает определять многое — и жизненные планы, и выбор профессии, и возможное семейное положение в будущем. И в системе самоутверждения среди окружающих качества, связанные с половой принадлежностью, в том числе и внешние физические способности, начинают играть все большую роль. В частности, поэтому некоторые прежние способы самоутверждения теряют свою значимость. Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Но этот сдвиг не обязательно распространяется на другие элементы «Я-концепции». Это может порождать неуверенность в себе, связанную с неуспехом среди сверстников, среди окружающих людей, с изменением своего положения среди них, Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл.
Пятая объективная основа сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье есть свой уклад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. До подросткового возраста эти различия обычно не замечаются. Во-первых, потому, что в отличие от подростков, дети не обладают достаточно выраженной способностью к анализу и сравнению характера взаимоотношений между людьми, а во-вторых, потому, что классный коллектив складывается постепенно, и именно в подростковом возрасте начинает особенно заметно проявляться интерес школьников к событиям коллективной жизни, усиливается обмен мнениями между ними по разным вопросам, а взаимоотношения между людьми становятся объектом внимания.
Многие психологи считают, что в подростковом возрасте возникает характерное для него психическое новообразование - чувство взрослости, тогда как взрослые часто не считают подростка достаточно взрослым. Именно это по мнению психологов, и приводит к конфликтам между подростком и взрослыми. Именно убежденность подростка в своей взрослости и дает ему моральное право требовать равенства со взрослыми во всех желаемых аспектах деятельности (подростки никогда не требуют абсолютного равенства, их интересует именно их собственная деятельность, а не формальное признание взрослости).
Существенные сложности подросткового возраста проистекают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себя в детстве. Эти противоречия между подростками и старшими могут порою приобретать довольно большую остроту, поэтому взрослым следует осознавать, что развитие их взаимоотношений с подростком не может определяться только желаниями и требованиями взрослого, тем более что свои требования они далеко не всегда способны в достаточной степени обосновать. Взрослые должны заранее допускать возможность того, что они могут оказаться неправыми в отношении к подростку и быть готовыми признавать свою неправоту.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯДля решения этой задачи необходимо выработать единую политику, направленную на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она включает следующие направления:
- диагностика типов и форм отклоняющего поведения учащихся ипровоцирующих их факторов;
изучение потребностей учащихся и их родителей в дополнительнойпедагогической и психологической информации;
- анализ результатов изучения мнений учащихся, родителей, педагогов и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики;
- подготовка педагогических кадров, владеющих методиками предупреждения и коррекции учащихся, психотехническими приёмам направленными на формирование у детей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, развивать позитивную, адекватную «Я- концепцию», вести здоровый образ жизни;
- создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска;
компетентные управленческие решения по развитию эффективного взаимодействия с семьёй, организация бесплатного дополнительного образования.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность учащегося в учебной деятельности, эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями, психологическая защищённость. Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищённостью, включающей в себя:
-знание учащимися своих прав и обязанностей;
-соблюдение прав и обязанностей всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
-психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах образовательного учреждения;
-исключение дискриминации по любому признаку.
Выполнение этих требований позволит вести учебно-воспитательный процесс со всеми учащимися через дифференциацию педагогического подхода и интеграцию образовательного процесса.
ВЫВОДЫ:
Девиантное поведение – это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит.
Подростковый возраст (пубертатный период) с его бурными нейроэндокринными сдвигами считается фактором, способствующим злокачественному развитию девиантного поведения.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся требует их социальной иммунизации, т.е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА»Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.
В образовательном учреждении работа с детьми группы риска начинается с просветительской деятельности. На педагогическом совете социальный педагог и психолог знакомят педагогов школы, с классификацией обучающихся, находящихся в зоне или группе риска (Приложение № 1).
Система работы образовательного учреждения с учащимися группы риска основывается на нормативных документах федерального, регионального, муниципального уровней (Приложение 2).
Работа с детьми группы риска начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников.
Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, заместителями директора, психологической службой, учителями-предметниками, родительскими комитетами и т. п.).
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:
1 этап. Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива.
Классный руководитель изучает:
-личные дела учащихся;
- результаты медицинского обследования;
- психолого-педагогические характеристики;
- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
- результаты диагностирования педагога-психолога;
- жизнедеятельность учащихся вне школы.
Взяв новый ученический коллектив, классный руководитель выясняет:
•кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;
•кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;
• какие формы работы использовались с данными учащимися, какие из них явились более эффективными;
•в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
Классному руководителю необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют в нем стоящие на учете ребята из «группы риска» и заполнить на каждого из них карту учащегося.
2 этап. Выявление учащихся группы риска.
Классный руководитель:
- составляет карту класса по выявлению детей группы риска (Приложение №3);
- выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
- составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
3 этап. Планирование работы с учащимися группы риска.
Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска (Приложение №4). При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем. Предлагаем формы библиотечного воздействия (Приложение № 5).
4 этап. Реализация плана воспитательных мероприятий.
Классный руководитель сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана воспитательной деятельности с учащимися группы риска, подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения)
Заместитель директора по воспитательной работе:
- составляет план мероприятий по работе с детьми группы риска совместно со специалистами школы (см. приложение № 4);
- контролирует этапы работы классного руководителя с учащимися группы риска;
- координирует взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми группы риска.
Директор школы или заместитель директора по ВР руководят работой школьного Совета профилактики.
Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу. Можно выделить следующие этапы работы социального педагога с учащимися группы риска:
Социальный педагог на основании банка данных классных руководителей формирует общий банк данных по школе учащихся группы риска.
Социальный педагог планирует работу с учащимися и семьями группы риска, включая взаимодействия с классными руководителями, специалистами школы.
3. Социальный педагог изучает с педагогом-психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.
4. Социальный педагог изучает материальные и жилищные условия подопечных. Ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.
5. Социальный педагог за определенный период (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). Отслеживает результаты реализации плана мероприятий по работе с детьми группы риска.
Предлагаем основные требования к планированию работы социального педагога
( Приложение № 6).
Принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируется следующим образом – создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог-ребенок».
Для определения уровня социального благополучия семьи предлагаю использовать некоторые методы (Приложение № 7).
В работе с родителями социальный педагог реализует организационные функции через вовлечение членов семей, находящихся в зоне социально-экономического риска, в семейные клубы, благотворительные акции; совместными с родителями усилиями организует занятость детей в кружках и секциях; осуществляет организацию совместного социально значимого досуга детей и родителей.
Психологическое сопровождение социально – эмоционального состояния детей «группы риска» рассматривается как вполне самостоятельный феномен, формирующийся в результате рассогласования в психическом развитии между мотивационной (личностной) и операциональной (интеллектуальной) сферами, а также в результате несоответствии психолого-социального статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации развитии. При сходстве внешних проявлений социально – эмоционального состояния, проявляющегося в отставании учения, отклонения в поведении, неадекватные эмоциональные реакции и т.д., психологические причины последних могут быть весьма различными.
Организация психологической помощи:
Изучение психологического своеобразия детей группы риска, особенности их жизни и воспитания, умственного развития и отношение к учению, волевого развития личности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителей, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие. Негибкость родителей и т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть, неуверенность в общении с другими.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются оптимизация общения учащихся со сверстниками и взрослыми, формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе педагог-психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы. Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с педагогом-психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как учителя и родителя. (Приложение № 8).
Медицинский работник школы:
- исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
- организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;
- разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
- взаимодействует с лечебными учреждениями.
Для специалистов образовательных учреждений предлагаю новую форму работы с учащимися группы риска – индивидуальный план оказания помощи ребенку.
( Приложение № 9)
При организации работы с детьми группы риска можно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.
В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.
Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно- профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.
Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.
Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что может достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решиться в следующих основных направлениях:
- выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
- современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонении в хронические нарушения поведения.
Рассмотрение проявления разных форм девиантного поведения у подростков из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс. Необходимо помнить: всякое вмешательство в конкретную семью и судьбу отдельного ребенка требует неукоснительного соблюдения этических норм, высокого профессионального такта, уважительного отношения и к конкретной семье и к отдельному ребенку.
ЛИТЕРАТУРАВыготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991
Егоров А.Ю., Нейропсихология девиантного поведения. СПб., 2006.
Матющшкин М.Д. Социально-педагогические особенности девиантного поведения подростков. Ярославль. 2000.
Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. М., 2003.
Степанов В.Г. Психология трудного школьника. М., 1998.
Фридман Л.М., Волкова К.Н. Психологическая наука – учителю. М., 1985
Приложение № 1Классификация обучающихся, находящихся в зоне или группе риска.
Слабообучаемые
(дети с проблемами в обучении и развитии)
Больные дети
(дети с ОВЗ)
Дети из проблемных и неблагополучных семей
Одаренные дети
Зона риска
Группа риска
Зона риска
Группа риска
Зона риска
Группа риска
Зона риска
Группа риска
Педагогически запущенные дети
Слабо
обучаемые, но «сохранные»;
- Хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам;
С несформированной мотивацией к учебной деятельности.
Обучающиеся, не усвоившие программу начальной школы
- Дети – инвалиды;
- С хроническими заболеваниями;
- Психосоматически ослабленные (часто болеющие);
- Ситуативно (временно) болеющие или получившие травмы.
Наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка.
- Семьи с детьми - инвалидами;
- Семьи с родителями инвалидами;
- Неполные семьи;
- Многодетные семьи;
- Малообеспеченные семьи;
- Семьи беженцев;
- Семьи участников боевых действий;
- Педагогически несостоятельные, практикующие насилие семьи.
Неблагополучная семья
- С низким уровнем культуры (обученности, воспитанности)
Девиантные, агрессивные, асоциальные формы поведения.
Дети и подростки с делинквентным поведением, с явными признаками аддиктивного поведения.
- Социально-лидерски одаренные;
-Художест
венно и эстетически;
-Спортивно и физически;
-Академи
чески и интеллектуально одаренные.
Приложение № 2
Нормативные документы для работы с детьми группы риска
Федеральный уровень
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ
Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995г., от 24.11.1995г.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях» от 18.07.1996г.№861
Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы» от 21.0З.2007г. №172
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах» от 01.04.2008г. №23
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999г. №682/11-12
Письмо МО РФ «О социальной поддержке детей-инвалидов» от 03.04.2000г. №14-52-246 ин/13.
Приложение № 3КАРТА КЛАССА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА (КДГР)
Школа_________________________________________класс___________________
Общее количество детей в школе__________________________ дата заполнения_______________
Фамилия, имя Класс Возраст Пол Медицинские проблемы
(данные медицинской карты) Социальные проблемы
Психолого-педагогические
проблемы
Хронические заболевания внутренних органов Проблемы с органами зрения, слуха Часто болеющие ОРЗ, пропуски 40 дней в уч. году и более Длительная нетрудоспособность в связи с травматизмом Дети -инвалиды Асоциальная семья (жестокое или пренебрежительное обращение) Малообеспеченная семья, в том числе многодетная Беженцы, переселенцы Переход в новую школу, класс (адаптация) Стойкая неуспеваемость Частое нарушение поведения Прогулы уроков Трудности взаимоотношений со сверстниками Трудности взаимоотношений с учителями Состоит на учете в КДН (ОДН УВД)
Итого: Приложение № 4Примерный план мероприятий по работе с детьми группы риска в МБОУ
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. Составление социального паспорта классов, школы
Выявление случаев раннего неблагополучия детей группы риска (начиная с первого класса)
Составление характеристик на детей группы риска
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы риска
Информирование всех заинтересованных в проф. работе лиц (зам. директора, соцпедагога, педагога-психолога, педагогов школы) о необходимых особенностях ребёнка или фактах.
Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность, организация летнего отдыха детей группы риска.
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями, индивидуальные беседы с учащимися.
Организация работы школьного Совета по профилактике.
Осуществление контроля по всеобучу.
Организация взаимодействия со специалистами социальных служб, административными органами, КДН, ГИБДД, органами опеки и попечительства.
Организация медицинской помощи, индивидуальные беседы по правилам гигиены с проблемными детьми.
Разработка индивидуальной карты социального и психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование администрации школы, родителей о результатах работы. сентябрь
1 четверть
1 полугодие
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
классные руководители, соц. педагог
классные руководители, соц. педагог
классные руководители, социальный педагог
классные руководители, соц. педагог
классные руководители, соц. педагог
классный руководитель, социальный педагог, зам. по ВР
администрация школы
администрация школы, соц. педагог, классный руководитель
администрация школы, соц. педагог
администрация школы, соц. педагог
администрация школы, соц. педагог
мед. работник, соц. педагог, классный руководитель
социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог
социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог
Работа с учащимися
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Контроль посещаемости занятий.
Контроль текущей успеваемости.
Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей.
Вовлечение учащихся в объединения дополнительного образования в школе и вне школы, общественно-полезную деятельность.
Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций.
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимся
Направление на консультацию к психологу или мед. специалисту.
Содействие в трудоустройстве.
Проведение психодиагностики.
Помощь в выборе учебного заведения для дальнейшего образования. в теч.года
в теч.года
в теч.года
1 четверть
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
кл. руководитель, зам. дир. по УВР
кл. руководитель, зам.дир. по УВР
кл. руководители, учителя-предметники
кл. руководители, руководители объединений, соц. педагог
кл. руководители, соц. педагог, школьный Совет по профилактике, родители
соц. педагог, психолог
кл. руководители,
соц. педагог, Совет по профилактике
кл. руководители
соц. педагог, центр занятости населения
кл. руководители, соц. педагог, психолог
Работа с родителями
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Посещение семей детей группы риска и неблагополучных семей.
Проведение консультаций для родителей.
Приглашение родителей и детей на Совет по профилактике.
Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий школы.
Участие Управляющего совета в воспитательной работе школы с проблемными детьми и неблагополучными семьями.
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимодействия.
Организация встреч на правовые темы с сотрудниками КДН, прокуратуры. в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
классные руководители, соц.педагог,
школьный инспектор
классные руководители, педагоги
соц.педагог, классные руководители
соц.педагог, зам. по ВР, зам. по УВР, классные руководители, психолог, родительский комитет
управляющий совет, администрация,
соц. педагог, психолог
социальный педагог, педагог-психолог
администрация школы, соц.педагог
Работа с педагогическим коллективом
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
6. Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками
Консультации по результатам диагностики
Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»
Выступление на педсоветах и совещаниях
Проведение деловых игр, семинаров – практикумов для отработки навыков и умений по работе педагогов с учащимися «группы риска»
Занятия классных руководителей в системе повышения квалификации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
1 раз в четверть соц. педагог, кл. руководитель
психолог
психолог, психолог, Совет по профилактике
администрация, соц. педагог, психолог
психолог, соц. педагог
зам. по ВР, руководитель МО классных руководителей, психолог, соц. педагог
Приложение № 5Особенности чтения детей, относящихся к группе риска, и формы библиотечного воздействия
Особенности чтения девиантных подростков.
Для подростков, связанных с наркотиками, характерен интерес к литературе о жизни и смерти наркоманов, производстве и путях распространения наркотиков, однако профилактическая литература не только не вызывает у них интереса, но и активно отвергается.
83% опрошенных интересуются проблемами СПИДа, готовы читать популярную литературу на эту тему, 33% девочек смотрят телепередачи и слушают радиопрограммы о борьбе со СПИДом, 50% мальчиков считают данную проблему тесно связанной со своей жизнью. Более половины всех опрошенных подростков интересуются информацией о действии наркотиков и алкалоидов, о возможности получения помощи при алко- и наркозависимости. Однако подростки не доверяют печатным источникам и предпочитают устную информацию, исходящую от сверстников. В то же время издания о спорте и здоровом образе жизни интереса в обеих группах не вызывают – 67% девочек и 52% мальчиков никогда не читали чего-либо по этим вопросам.
Отмечено, что девочки отдают предпочтение малообъемным “женским” романам, а мальчики – произведениям с ярким “героем-любовником” исключительно зарубежных авторов, так как в возможность красивых историй со счастливым концом в нашей реальности подростки не верят. При этом жизнеописания реальных ярких личностей ни мальчиков, ни девочек не интересуют. В данной группе подростков читательские интересы девочек отличаются склонностью к сказкам, книгам о животных и растениях. Мальчики склонны к фантастике, при этом их не интересуют “фэнтази”, социальные утопии, научная фантастика. В круг их предпочтений входят произведения “жесткой” фантастики, мистические произведения и боевики любого типа.
Большинство опрошенных не читали произведений классической литературы, даже включенных в школьную программу (100% мальчиков и 33% девочек). Вспомнить несколько произведений современных отечественных писателей смогли только два мальчика, они назвали книги А.Марининой и В.Бушкова.
Представления о научно-популярной литературе, как мальчики, так и девочки сохранили на уровне своего читательского развития времен обучения в начальной школе. Они смогли вспомнить имена В.Бианки, В.Пескова и ряда других писателей, чьи произведения включены в школьную программу в начальной школе.
Интересно отметить, что 83% подростков проявили интерес к вопросам религии и духовной литературе, при этом, как явствует из их ответов, данный интерес связан с осознанием непродолжительности жизни наркоманов и соответственно жизни после смерти. Характерно, что подростки не видят различий между конфессиями и интересуются практической направленностью религии.
Таким образом, исследование позволяет сделать следующие выводы:
У группы девиантных подростков при всей сравнительной узости читательских интересов существует достаточно устойчивая потребность в чтении, а также в получении информации из других источников.
У представителей групп риска выявлена склонность к простым по содержанию, малообъемным и богато иллюстрированным текстам.
Опрос и включенное наблюдение показали, что существует реальная возможность корректирующего влияния на поведение и формирование мировоззрения подростков групп риска через чтение.
Работа по читательскому развитию личности с представителями данной группы должна сочетать методы библиотерапии и развивающего чтения при условии учета их реальных интересов и особенностей восприятия информации.
Однако, говоря о взаимодействии с детьми, входящими в группу риска, хочется предостеречь библиотекаря от одностороннего удовлетворения их читательских потребностей. И в этой связи важно напомнить высказывание известного библиопсихолога и писателя Николая Александровича Рубакина о том, что библиотекарь, безусловно, должен приспосабливаться к своим читателям, но ровно настолько, чтобы приспосабливать…
2. Особенности библиотечного воздействия
Психологи утверждают, что от пагубного пристрастия удержать ребенка помогут три условия:
ребенок должен видеть перед собой положительный пример взрослого и здоровые отношения;
ребенок должен нравиться самому себе, быть уверенным в себе, знать, что он любим;
ребенок должен иметь полезное увлечение.
На этих трех китах может удержаться подросток, чтобы не скатиться в бездну.
Основываясь на этих позициях, библиотекарь может простроить стратегию и тактику воспитательного воздействия на детей, относящихся к «группе риска», с помощью различных форм и методов библиотечной деятельности.
Прежде всего, в плане работы школьной библиотеки целесообразно выделить подраздел «Работа с детьми группы риска» (в разделе «Воспитательная работа»). В течение года библиотекарь может запланировать следующие мероприятия:
1. Встречи и беседы с социальным педагогом и психологом ОУ.
2. Составление списка детей, входящих в группу риска (состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН, детей из семей социально-опасного положения).
3. Охват библиотечным обслуживанием данной категории детей.
4. Обеспечение бесплатными учебниками.
5. Индивидуальная работа с детьми группы риска.
6. Программирование библиотечной деятельности с группой детей, входящих в группу риска.
Библиотека – первый помощник всем участникам образовательно-воспитательного процесса в получении необходимой информации. С этой целью в систематическом каталоге выделяется специальная литература для педагогов.
Если литературы по данной тематике в фонде библиотеки мало, можно расставить ее на отдельной тематической полке с общим названием и подразделами.
Значительную помощь педагогам окажет методическая копилка материалов.
На мой взгляд, не нужно выделять яркими метками формуляры читателей из числа детей группы риска. Достаточно иметь список этих подростков в рабочих документах.
В арсенале массовых мероприятий библиотечной деятельности много разнообразных методов и форм работы.
Например, при библиотеке можно организовать объединение для детей группы риска, позволяющее провести досуг не на улице, а в стенах библиотеки, где они смогут:
- просмотреть видеофильмы с последующим обсуждением;
- посетить занятия по сказкам (сказкотерапия);
- принять участие в играх, тренингах, игровых программах
- возможность поиграть в компьютерные игры (при наличии ПК для пользователей);
- принять участие в издании листовок, закладок и буклетов для детей и их родителей.
Школьная акция – безусловно, мероприятие, которое одной библиотеке провести не под силу, но выступить инициатором, принять участие в ней можно и нужно. Вот некоторые направления акций: «Хочешь быть здоровым - будь им!», «Дети против наркотиков», «Умей сказать «нет!» и др.
При участии специалистов социально-педагогического сопровождения (психолога, социального педагога), медицинского работника, известных в поселке спортсменов и успешных деловых людей можно организовать комплексные мероприятия - Дни информации («Здоровый образ жизни», «Социальные болезни века», «Знай закон, чтобы не оступиться»).
Следующие мероприятия можно включать в Дни информации, а можно провести как самостоятельные:
- обзоры литературы «Раздумья о здоровье»;
- книжные выставки «Не курите, дети! Ни за что на свете!»;
- часы информации «Табак и верзилу сведет в могилу» ;
- часы размышления «Пока гром не грянул», «Дрянная компания», «Как не стать жертвой преступления»;
- часы здоровья «Формула здоровья», и др.;
- открытый разговор с родителями «Ваши дети и курение»;
- видеоуроки и лектории «На острие иглы», «Дымящийся яд»;
- театрализованные беседы «Горькие плоды сладкой жизни»;
- шоу-программы «Скажем «нет» наркотикам!», «Береги здоровье смолоду»;
- игровые программы «Спортивная солянка», «Мойдодыр спешит на помощь»;
- игровая программа по типу телевизионной «Кто хочет стать миллионером» на тему «Табакозависимость»;
- литературная викторина по произведениям А.С.Макаренко «Флаги на башнях» «Педагогическая поэма».
Важный аспект в работе с детьми группы риска – знакомство их с правами и обязанностями. Это можно сделать не только с помощью нравоучительных бесед, но также посредством литературных викторин, игровых программ, выставок-викторин типа «вопрос – ответ» и других активных форм.
Книжными выставками, открытыми просмотрами литературы и книжными развалами в библиотеке, выставками детских рисунков и плакатов можно обозначить дни:
- 1 декабря - Всемирный день по борьбе со СПИДом;
- 10 декабря – Всемирный день прав человека;
- 7 апреля - Всемирный день здоровья;
- 31 мая - Всемирный день борьбы с курением;
- 26 июня - Всемирный день борьбы с наркоманией.
В данных рекомендация приведен далеко не полный перечень возможных форм и методов библиотечного воздействия на детей, входящих в группу риска. Каждый библиотекарь, наверняка, не оставляет без внимания данную категорию подростков, однако, достичь позитивного результата возможно только при взаимодействии с другими категориями работников школы, занимающимися воспитанием детей.
Приложение № 6Основные требования к планированию работы социального педагога
Направление деятельности Виды работ
1. Профилактическое Лекции. Беседы. Классные часы.
Уроки «Право и ответственность», «Граждановедение»
Работа со школьным инспектором.
Курс «Профилактика зависимостей».
2. Индивидуально-воспитательная работа Беседы. Работа с психологом. Совместная работа с классным руководителем. Обследование жилищно-бытовых условий.
3. Правовой всеобуч. Лекции. Изучение правовых документов, Конвенции ООН «О правах ребенка», «Семейное право», «Административное право».
Права и обязанности школьников и т.д.
4. Работа с родителями. Родительское собрания. Лекции. Консультации специалистов (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог, медицинский работник)
5. Реализация программы
«Каникулы» Занятость детей группы риска. Трудовая деятельность, организация пришкольного лагеря.
6. Внеклассная работа. Тематические дни недели: «День отказа от курения», «Правовая неделя». Общешкольные мероприятия: акции, КВН. Посещение музеев. Трудовая деятельность.
7. Профориентационная работа Диагностика. Лекции. Подбор учебных заведений. Классные часы.
8. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков. Заседание.Рейды. Работа с родителями.
9. Взаимодействие Управление образования. КДН и ЗП. ОДН. Молодежные и подростковые центры. Центры помощи семье и детям. Центры дополнительного образования детей. Клубы, кружки, спортивные секции.
Приложение № 7Методы определения уровня социального благополучия ребёнка.
Для определения уровня социального благополучия семьи предлагаем использовать метод беседы. Беседа проводится с ребенком (наедине) с использованием следующих вопросов:
Хотел бы ты в своей будущей семье:
- иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?
- воспитывать детей так же, как это делают твои родители?
- относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье?
- разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей?
- проводить свободное время так же, как твои родители?
Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.п. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
Так же поступаем при оценке жизненных целей ребенка, его направленности. Для выявления ценностных ориентаций и проблем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов:
Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)
денежные проблемы твоей семьи
отношения с родителями
отношения между родителями
отношения со сверстниками
конфликты с педагогами
трудности усвоения школьной программы
здоровье близких родственников
чем заняться в свободное время
личная жизнь
что-либо другое (что именно?)
Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
с высокой оплатой
с гарантией от безработицы
престижную
не вредную для здоровья
связанную с разъездами, новыми впечатлениями
требующую личной предприимчивости, изобретательности
нужную стране, людям
связанную с общением с детьми
связанную с общением с животными
другую (какую именно?)
При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции.
Приложение № 8Что такое тревожность?
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это “индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают”.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку родителей, постоянные сравнения его с другими детьми.
Критерии определения тревожности у ребенка
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Признаки тревожности
Тревожный ребенок:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями
Если более 15 признаков наблюдается у вашего ребенка, это говорит о высоком уровне тревожности.
Как помочь тревожному ребенку
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Как помочь агрессивному ребенку
Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение “взрываются” и бушуют?
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию
Как помочь агрессивному ребенку. Что такое агрессия?
Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: “Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери, чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Как помочь агрессивному ребенку. Критерии агрессивности.
Агрессивный ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Правила работы с агрессивными детьми.
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Приложение № 9ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ УЧАЩЕМУСЯ
Ф.И.О. учащегося, класс:_____________________________________
Специалист, наблюдающий случай: ____________________________
Дата составления первоначального плана:_____________
Дата корректировки плана: _________________________
Потребности
Действия
Ответственные:
Сроки исполнения и реальные временные рамки
Ожидаемый результат Возможные угрозы Примечание
Согласие и расписка учащегося:
Я принял участие в разработке данного плана оказания мне помощи. Я понимаю, что должен нести ответственность за МОЙ план, чтобы он успешно реализовался. Специалист разъяснил мне, за какие разделы плана я отвечаю непосредственно, и в реализации каких разделов мне будет оказана помощь моим руководителем (специалист, наблюдающий случай). Я согласен следовать всем разделам этого плана и информировать моего специалиста о существенных изменениях в моей жизни, которые требуют корректировки плана. Я согласен поддерживать связь с руководителем случая, как это запланировано.
Подпись учащегося:_______________________________
Дата завершения исполнения плана: ______________
Подпись специалиста, наблюдающего случай _______________________
Внеклассное мероприятие
Тема: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»
Цель: профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Задачи:
1. воспитание правовой культуры школьников.
2. развитие навыков анализа правовых документов и ответственности школьников за свои поступки.
3. формировать умение противостоять негативным явлениям в обществе.
Участники: учащиеся 9-го класса, разделённые на две подгруппы
Время проведения: 1 этап- 60 минут; 2 этап – 20 минут
Оборудование: листы бумаги для каждой подгруппы, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовный Кодекс Российской Федерации, карточки с заданиями-ситуациями.
I ЭТАП
Предварительная беседа(15 минут)
Учитель:
-Тема нашего занятия «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», как вы её понимаете? О чём мы сегодня с вами будем говорить?
(Легче предупредить правонарушение, чем устранять потом его последствия)
- А как можно предупредить какое-то правонарушение, чтобы его не совершили ваши одноклассники, какие формы работы вы использовали бы?
(Беседы, лектории, показали бы на эту тему фильм, социальная реклама)
-Верно, сегодня мы с вами постараемся разработать сценарии видеороликов на тему предупреждения правонарушений и преступлений среди подростков. Для начала разберёмся, что такое правонарушение, а что такое преступление, или это одно и то же?
(Нет. Правонарушение-это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста, за него наступает административная ответственность).
-Кто же несёт ответственность за ваши действия, если вам нет ещё 16-ти лет?
(Родители)
-Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершённое вами административное правонарушение?
(Штраф, предупреждение, могут поставить на учёт в милицию)
-Верно, а где перечислены все административные правонарушения и указаны наказания к ним? (КоАП РФ. Демонстрируем кодекс) Какие правонарушения чаще всего совершают подростки? (Распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хулиганство)
-А за административное правонарушение могут посадить в тюрьму?
( Нет, в тюрьму сажают за преступления.)
-Что такое преступление?
(Это грубое нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности с 14-и лет)
-Верно, все преступления собраны в УК РФ (демонстрируем кодекс). За грабежи, кражи, разбой, убийство и другие преступления наступает уголовная ответственность с 14-ти лет.
-Какое наказание ждёт подростков за преступление?
(Воспитательно-трудовая колония для малолетних преступников, условная мера наказания)
Подготовка к написанию сценария видеоролика(5 минут)
- У каждой подгруппы есть карточка с описанием ситуации, прочитайте и определите, что у вас – преступление или правонарушение?
1 подгруппа:
Подростки употребляют алкогольные напитки.
-Как классифицировать эти действия?
(Административное правонарушение.)
-Посмотрите в КоАП, какое наказание предусматривается за это правонарушение.
(Ст. 20.22 КоАП – наложение административного штрафа на родителей)
2 подгруппа:
Старшеклассники отнимают деньги у второклассников.
-Как классифицировать эти действия?
(Преступление, вымогательство)
Посмотрите в УК, какое наказание предусматривается за это преступление
(Ст. 163 п.1 УК РФ–ограничение свободы до трёх лет, либо арест на срок до шести месяцев ….)
- Необходимые Законы мы усвоили, всё это нам пригодится при создании роликов социальной рекламы.
- Что должно быть в социальном видеоролике, каковы его параметры?
1. Обыгранная ситуация
2. Лозунг- предупреждение (яркий, необычный, запоминающийся, поучающий)
3. Хронометраж не должен превышать 30-ти секунд.
Самостоятельная работа (по написанию сценария) ( 30 минут)
Помощь учителя каждой подгруппе, если требуется.
Чтение сценариев и обсуждение (10 минут)
Пример сценария 1.
Экран разделён на две половины (негативная часть - чёрно-белая, позитивная - цветная): с одной стороны подростки пьяные, хулиганят, с другой стороны дети занимаются танцами, музыкой. Вопрос на экране КТО ТЫ?
Следующий кадр: дети в милиции в наручниках, распивают спиртные напитки, с другой стороны учатся, рисуют, играют на музыкальных инструментах. Вопрос на экране ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?
Следующий кадр: с одной стороны осуждённые, с другой стороны певцы, музыканты. Вопрос на экране КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ СТАТЬ?
Заключительный лозунг на экране У ТЕБЯ ЕСТЬ ВЫБОР!
-Какую мысль хотели донести до окружающих этим видеороликом?
-Отвечает ли сценарий ролика поставленным задачам?
Пример сценария 2.
Трое старшеклассников стоят за домом около школы, курят, мимо проходит второклассник. Старшеклассники спрашивают: «Есть что по мелочи?» Тот отвечает: «Нет». Старшеклассники хватают ребёнка за рюкзак, трясут его, смеются, достают из кармана рюкзака 100 рублей, дают подзатыльник малышу и со словами: «Будешь вякать, прибьём!» уходят. Ребёнок поднимает рюкзак, идёт в другую сторону.
Следующий кадр: Старшеклассники расходятся в разные стороны, одного из них ловят трое мужчин. Спрашивают: «Эй, пацан, есть, что по мелочи?» На лице парня испуг.
Во весь экран слова: «Ты хочешь это остановить? Начни с себя.»
-Какую мысль хотели донести до окружающих этим видеороликом?
-Отвечает ли сценарий ролика поставленным задачам?
Заключение
- По вашим сценариям мы отснимем ролики и просмотрим их на следующей нашей встрече. От каждой подгруппы выберите артистов, кто будет сниматься в видеороликах, помощников режиссёра.
II ЭТАП
Вступление
-На прошлом уроке мы с Вами говорили о преступлении и правонарушении, вы написали сценарии, некоторые из вас побывали в роли актёров, режиссёров. Мы отсняли эти видеоролики и сейчас с вами посмотрим, что получилось.
Просмотр видеороликов
Обсуждение по 1-ому ролику
- В чём смысл этого ролика? Что поняли?
- Вывод из просмотренного ролика
Обсуждение по 2-му видеоролику
- В чём смысл этого ролика?
- Какие выводы сделали?
Заключение
Правонарушение или преступление легко совершить и даже не заметить, что сделал что-то не так. Но прежде, чем начинать действовать десять раз подумай: не навредишь ли ты кому-то своими действиями, не причинишь ли зла окружающим, своим близким и себе. «Искру туши до пожара, беду отводи до удара!»