Статья по психологии на тему: Профилактика девиантного поведения детей и подростков
Профилактика девиантного поведения детей и подростков
В условиях радикальных перемен, сложившаяся социокультурная ситуация обусловливает рост таких неблагоприятных явлений, как алкоголизм и наркомания, нравственная деградация, омоложение преступности и пр. Наиболее чувствительным к таким переменам становится именно подростковый возраст. Именно в этом возрасте происходит изменение поведенческих характеристик, как непослушание, агрессивность, неумение владеть своими эмоциями, конфликтность, в которых зачастую кроются причины подростковых правонарушений и преступности.
Поэтому для решения проблемы девиантного поведения детей и подростков необходима грамотная организация профилактической работы. Девиантное поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие зачастую носит предупредительный или наказующий характер. В силу сложности контроля и регулирования поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует, хорошо организованной системы социальных воздействий.
Психолого-педагогическая помощь как одна из ступеней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Это получило свое отражение в таких принципах психолого-педагогической работы как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, взаимное доверие и поддержка.
Для предупреждения отклоняющегося поведения используются система специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общественном, педагогическом, социально-психологическом. Для успешной профилактической работы требуется комплексная, последовательная, своевременная работа. Особенно это важно в условиях с активно формирующейся личностью, например с подростком.
Задачи профилактической деятельности:
1. Формирование положительной мотивации к окружающему миру, желание вести здоровый образ жизни.
2. Формирование мотивации на социальную поддержку. Важно научить подростка социально-поддерживающему поведению, мотивировать его помогать близким, друзьям, научить получать поддержку в случае необходимости. Люди, у которых сформирована поддержка со стороны близких легче справляются с возникающими трудностями.
3. Формирование здорового социально-эффективного поведения. Человек, правильно использующий поведенческие стратегии, имеющий помощь и поддержку оказывается более устойчивым перед стрессовыми факторами. Вследствие чего, уменьшаются проявления многих видов девиаций.
4. Формирование навыков противодействия различным формам девиантного поведения. Информирование человека о последствиях девиантного поведения с развитием навыков адаптивных форм поведения.
5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивного поведения. Работа по формированию желания, мотивации на изменение с помощью профилактических, мотивационных программ.
6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные с помощью осознания своих реальных чувств и преодоление психологической защиты.
7. Формирование возможности получения помощи социально-поддерживающего окружения.
8. Поощрение за стремление подростков к изменению дезадаптионных форм поведения и минимизация его рисков.
Существуют различные формы психопрофилактической работы девиантного поведения:
Первая форма – организация социальной среды. Представляет собой определяющее значение социальной среды на формирование девиаций. Воздействия на общественное мнение можно предотвратить рост негативного отношения к отклоняющемуся поведению. Объектом работы может служить семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.
Вторая форма профилактической работы может включать в себя информирование. Это проведение лекций, бесед, распространение фильмов, специальной литературы.
Третья форма профилактической работы заключается в обучении социально-важным навыкам, которое обычно реализуется в различных групповых переписках.
Четвертая форма – предоставление деятельности альтернативной девиантному поведению.
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Включает в себя привлечение навыков о личной ответственности за здоровье.
Шестая форма – развитие личностных ресурсов для активации личностного роста.
Седьмая форма – минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях для сформированного отклоняющегося поведения.
В зависимости от используемых методик профилактическая работа может осуществляться в форме коррекционных занятий, тренингов, консультирования.
Факторы риска обуславливающее девиантное поведение несовершеннолетних принято делить на индивидуальные (низкая самооценка, неспособность выражать свои чувства, отсутствие самоконтроля), семейные (отсутствие контроля взрослых, излишняя грубость, употребление алкоголя и др.), микросоциальные (неспособность адаптироваться в школе, отсутствие доброжелательного отношения в группе ровесников и т.д.). Поэтому профилактические программы направлены на все группы детей вне зависимости от их социальной принадлежности.
Об эффективности профилактических программ известно конкретно. (Существует три ее уровня).
Во-первых каждый курс любой программы включает тесты, проведенные до начала и после проведения всех занятий.
Во-вторых, если программа охватывает все возрастные группы в школе и ведется обучение в течение года, то возможна оценка более масштабных результатов, включающая (динамику алгоритмов) анализ динамики факторов риска у детей. Как правило, поведение детей заметно меняется в лучшую сторону, дети начинают лучше учиться, меньше прогуливают занятия и охотнее делятся со своими проблемами со взрослыми.